Файл: Роль мотивации в поведении организации (Понятия мотивации. Сущность и содержание).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Теоретические аспекты мотивации как функции управления предприятием
1.1 Понятия мотивации. Сущность и содержание
1.3. Финансовые и нефинансовые методы мотивации и стимулирования
Раздел 2. Мотивация работников предприятия на примере компании Google Inc
2.1. Общая характеристика корпорации Google Inc
2.2 Анализ основных методов стимулирования работников «Google»
2.3. Направления совершенствования системы мотивации в «Google»
Введение
В настоящее время растет необходимость работать по-новому. При этом учитывать существующие законы, требования рынка, применять новые типы экономического поведения, подстраивать все аспекты производственной деятельности под постоянно меняющуюся ситуацию. В таких условиях рыночной экономики все больше возрастает вклад отдельного работника в конечном результате деятельности предприятия. Исходя из этого, актуальной становится проблема поиска эффективного управления трудом, а в частности обеспечение активизации человеческого фактора. Решающим фактором результативности деятельности работников предприятия является их мотивация.
Наряду с этим, стоит сказать и о том, что эффективная мотивация сотрудников персонала является одним из основных составляющих факторов конкурентоспособности предприятия.
«Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть - в мотивации людей». Л. Якокка
Данное высказывание лишний раз подтверждает значимость человеческой мотивации, и ставит эту проблему на первоочередной план.
Предмет исследования в курсовой работе – система трудовой мотивации в системе рыночного хозяйствования.
Из-за постоянно меняющихся рыночных условий, теоретические аспекты мотивационной деятельности нуждаются в дальнейшей разработке. Далеки от идеала и практические механизмы мотивации. Таким образом, выполняя данную работу, нами ставилась цель: дать основную характеристику мотивации работников предприятия в современной рыночной системе хозяйствования.
В соответствии с заявленной целью курсовой работы, определились следующие задачи:
- дать определение термину «мотивация»;
- рассмотреть сущность и содержание мотивации;
- изучить существующие теории мотивации;
- выяснить какие методы мотивации и стимулирования существуют в настоящее время;
- исследовать процессы мотивации в компании «Google».
Именно эти задачи мы взяли за основу для изучения и написания курсовой работы, на тему «мотивация работников предприятия в рыночной системе хозяйствования».
Раздел 1. Теоретические аспекты мотивации как функции управления предприятием
1.1 Понятия мотивации. Сущность и содержание
На сегодняшний день, первостепенным фактором мотивации сотрудника является желание иметь достойную заработную плату. К сожалению, и качество труда, и динамичность работы во внимание не берутся. Преобладает желание иметь спокойную работу с гарантированным, пусть и не большим заработком, нежели работу с высокой оплатой труда, которая требует полной отдачи работника.
Наряду с этим на рынке труда появляются люди с достаточным профессионализмом и новым трудовым сознанием, т.е. работники с хорошей нравственной основой и пониманием труда. Как правило, эти люди имеют малую вероятность трудоустройства на высокооплачиваемую работу из-за отсутствия опыта и рекомендаций (у молодых специалистов) или существующего возрастного барьера (до и более 50 лет)
Из вышесказанного следует, что и мотивация и потребности основного числа работников нуждаются в дальнейшем изучении и систематизации. Рассматривая подробнее мотивацию, нужно дать определения таким терминам как «потребность», «мотив», «стимул». Ведь без этих ключевых категорий невозможно в полной мере изучить сущность и содержание мотивации.
Существует множество определений потребности, вот несколько из них:
- направленность на осуществление действий определенным образом для поддержания жизнедеятельности;
- состояние индивида, вызванное испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и являющихся источником его активности;
- дефицит чего-либо, который отражается в восприятии человека;
Проще говоря, потребность – это недостаток чего либо, в процессе функционирования человека как личности. Переломные в общественном сознании потребности представляют собой интересы. В отличие от потребностей интересы имеют только позитивные формы.
Внутреннее вознаграждение – предоставляет сама работа. Это, например, чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы.
Внешнее вознаграждение – дается самой организацией в лице руководства.
Наряду с потребностью, в основе мотивации лежит мотив.
Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека. А стимул, выполняет роли рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов.
Рассмотрев основные составляющие мотивации, можно дать определение термину «мотивация».
Мотивация – это процесс побуждения человека к совершенствованию тех или иных действий или поступков.
Мотивация протекает в виде шести стадий, на каждой стадии происходят определенные процессы.
Первая стадия – возникновение потребностей. Образуется потребность, человек ощущает дефицит чего-либо. Возникает она в конкретное время и начинает «требовать» у человека её удовлетворения. Потребности могу быть любыми: физиологическими, социальными или психологическими.
Вторая стадия – поиск путей устранения потребностей. Потребность возникла, значит нужно её удовлетворить. И для этого человек начинает искать пути для её устранения.
Третья стадия – определение направления деятельности. Человек осознает что и как он должен сделать, чего добиться и что получить для того чтобы прийти к желаемому результату.
Четвертая стадия – осуществление действия. Человек затрачивает усилия на осуществление действия для возможности получения чего-то, что устранит потребность.
Пятая стадия – осуществление действия за получение вознаграждения. Выполнив определенную работу, человек либо приобретает то, что он использует чтобы удовлетворить потребность либо приобретает то, что он может обменять на желаемый результат.
Шестая стадия – устранение потребности. Человек или прекращает свою деятельность либо продолжает искать другой способ решения данной потребности. Все зависит от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью.
Конечно, данное рассмотрение мотивации носит условный характер, т.к. на практике мотивация не имеет столь четкого разграничения стадий и процессы не имеют обособленный характер. Однако, для того чтобы понять структуру мотивационного процесса, уяснить его логику и составные части удобнее будет использовать эту модель мотивационного процесса.
Как и у любого другого процесса, мотивация имеет свои задачи:
- формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
- обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
- формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации;
Для решения этих задач необходим анализ:
- процесса мотивации в организациях;
- индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется, и зависимости между ними;
- изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям (Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика и управление»/ под ред. М.М. Максимцова, М.А.Комарова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 142-143с.);
Таким образом, мотивация – это действия со стороны, побуждающие человека к какой либо деятельности. Процесс мотивации протекает в шесть стадий, которые предполагают полное удовлетворение потребности у человека.
1.2 Основные теории мотивации
Для того чтобы получить наиболее полную информацию о процессе удовлетворения потребностей и о мотивации в целом, были разработаны теории мотивации: содержательные и процессуальные. Содержательные теории предполагают воздействие на внутренние процессы людей (потребности). Тогда как процессуальные теории мотивации постулируют, что люди ведут себя тем или иным образом, опираясь на свое восприятие или осознание (рис.1.1.).
Теории мотивации |
Содержательные |
Процессуальные |
Теория потребностей А .Маслоу Теория К. Альдерфера Теория потребностей Д. Мак-Клелланда Теория потребностей Ф. Герцберга |
Теория ожиданий В .Врума Теория постановки целей Э .Лока Теория справедливости Дж .Ст .Адамса Теория Л .Портера – Э .Лоулера |
Рис. 1.1 Классификация теорий мотивации (Менеджмент: управление организационными системами: учеб. пособие / П.В.Шеметов, Л.Е.Чередникова, С.В.Петухова – 3-е изд. стер. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – 175с)
Содержательные теории мотивации:
Самой ранней теорией мотивации считать иерархия потребностей А. Маслоу. Этот ученый рассматривал поведение человека сквозь призму его потребностей. Исходя из этого, и сам ученый, и его последователи пришли к выводу, что воздействовать на человека, а именно мотивировать его нужно не через сознание, а через поведение, проявляющееся в его потребностях. А. Маслоу выделил 5 ступеней потребностей, которая он расположил в четкой иерархии (рис. 1.2.).
Рис.1.2. Пирамида потребностей А. Маслоу (Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика и управление»/ под ред. М.М. Максимцова, М.А.Комарова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 145с.)
Основная мысль данной теории заключается в том, что человеку первоначально необходимо удовлетворить потребности первичного уровня.
Каждый менеджер должен четко осознавать и понимать потребности своих подчиненных, а также принимать соответствующие управленческие решения по их устранению.
Теория ERG К.Альдерфера (Управление персоналом: учебное пособие/ под ред. А.Я. Кибанова – М: Инфа-М, 2013.- 94с.). Как и А.Маслоу, К. Альдерфер исходит из своей теории из того, что потребности могут быть объединены в отдельные группы, но выделяет только три уровня:
- Е – потребность в существовании, т.е. необходимые для жизни составляющие, такие как еда, одежда, жилье и т.д.
- R – потребность в признании обществом или социальная потребность. Проявляется в общении с людьми, их уважении;
- G – потребность в саморазвитии, т.е. получении новых навыков, достижении новых ступеней карьерной лестницы и т.д.
Согласно этой теории, потребности, также как и в пирамиде Маслоу, имеют иерархию, однако, если А. Маслоу считал, что переход от одной потребности к другой может осуществляться только снизу вверх, то Альдерфер допускал возможность удовлетворения потребностей и в том, и в другом направлении. Эта теория обосновывает дополнительные возможности в мотивировании людей в организации (Менеджмент: управление организационными системами: учеб. пособие / П.В.Шеметов, Л.Е.Никифорова– 3-е изд. стер. – М.: Издательство «Омега – Л», 2012. – 416с).
Теория мотивации Мак-Клелланда. С совершенствованием методов управления людьми, а также развитием новых управленческих наук, все большее значение отдавалось потребность высшего уровня. Мак-Клелланд разработал теорию, имеющие три группы потребностей более высокого ранга: стремление к власти, стремление к успеху принадлежность.
Потребность во власти означается желание воздействовать на людей, управлять ими.
Потребность успеха выражается через стремление человека достигать новые цели, подниматься по карьерной лестнице.
Потребность в принадлежности говорит о необходимости в общении с другими людьми. Именно эта потребность существует во всех рассмотренных теориях. Это говорит о том, что руководитель должен развивать межличностные коммуникации в компании, а не устранять их.
Теория мотивации Ф. Герцберга. Теория появилась в результате растущей необходимости выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию.
Фредерик Герцберг разработал теорию мотивацию, основанную на двух факторах: гигиенических и мотивационных (табл.1.).
Мотивационные факторы, такие как возможность продвижения по карьерной лестнице, самовыражение, обеспечивает внутреннюю удовлетворенность сотрудника и влияют на его производительность труда.
Гигиенические факторы связаны, в первую очередь, с условиями работы.