Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Исследование проблемы дидактической игры в педагогике).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 717
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы сущности дидактической игры
1.1. Исследование проблемы дидактической игры в педагогике
2.1. Изучение уровня развития внимания у детей младшего школьного возраста
2.2. Разработка и внедрение комплекса дидактических игр
2.3. Контрольная диагностика уровня развития внимания у детей младшего школьного возраста
№ п/п |
Уровни продуктивности и устойчивости внимания |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||||
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
||||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
||
1 |
Высокий уровень умения внимательно слушать |
2 |
13% |
9 |
60% |
1 |
7% |
1 |
7% |
2 |
Средний уровень умения внимательно слушать |
9 |
60% |
6 |
40% |
10 |
66% |
10 |
66% |
3 |
Низкий уровень умения внимательно слушать |
4 |
27% |
0 |
0% |
4 |
27% |
4 |
27% |
Рис. 9. Уровень умения внимательно слушать по методике «Графический диктант»
Не выявлены учащиеся из данной группы с низким уровнем (констатирующий эксперимент 27%, контрольный эксперимент 0%).
В контрольной группе по данному критерию значительных изменений не было выявлено
Проанализировав результаты представленных выше таблиц (11, 12, 13, 14), можно отметить, что организованная целенаправленная работа в рамках
внеурочной работы с помощью дидактических игр, способствовала развитию внимания детей младшего школьного возраста.
В ходе контрольного эксперимента, были выявлены следующие показатели уровня развития внимания детей.
При сравнении результатов, полученных в ходе констатирующего и контрольного экспериментов, были выявлены следующие показатели изменения уровня развития внимания у детей младшего школьного возраста.
Таблица 14 - Итоговые результаты исследования уровня внимания
№ п/п |
Уровни внимания |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
||
1 |
Высокий уровень внимания |
9 |
58% |
4 |
27% |
2 |
Средний уровень внимания |
6 |
42% |
7 |
48% |
3 |
Низкий уровень внимания |
0 |
0% |
4 |
25% |
Рис. 10 - Итоговых результатов исследования уровня внимания по диагностическим методикам
Таблица 15 - Сравнительный анализ результатов исследования изменения уровня развития внимания
№ п/п |
Уровни внимания |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
1 |
Высокий уровень внимания |
33% |
27% |
58% |
27% |
2 |
Средний уровень внимания |
45% |
48% |
42% |
48% |
3 |
Низкий уровень внимания |
22% |
25% |
0% |
25% |
Рис. 11 - Изменения уровня развития внимания.
Результаты, представленные в таблице 15, позволили провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов:
- Количество детей экспериментальной группы с высоким уровнем развития внимания увеличилось на 25%.
- Количество детей со средним уровнем развития внимания уменьшилось на 3%.
- В контрольном эксперименте не были выявлены дети с низким уровнем развития внимания, а в констатирующем - их было 22%.
- Существенных изменений в количественном и процентном соотношениях детей контрольной группы не произошло (показатели уровней развития внимания в констатирующем и контрольном экспериментах не изменились).
Изменение уровня развития внимания в лучшую сторону у детей экспериментальной группы доказали эффективность использования дидактических игр во внеурочной деятельности и их положительное влияние по развитию внимания у первоклассников. Об этом свидетельствуют результаты контрольного этапа исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу отечественных и зарубежных психологов и педагогов по проблеме исследования и проанализировав взгляды ученых на проблему развития внимания у детей младшего школьного возраста можно сделать следующий вывод, что проблема развития внимания у младших школьников в наши дни актуальна и мало исследована, требует практического и теоретического решения.
В младшем школьном возраста с началом систематического обучения в школе у ребенка начинают происходить существенные изменения, изменению претерпевает и внимание. Успешность обучения школьника во многом зависит от того, как хорошо у него развито внимание. Ведущим видом внимания у младшего школьника - произвольное. Дети быстрее и прочнее воспринимают все яркое, интересное, все то, что вызывает эмоциональный отклик, но внимание имеет свои ограничения. Дети, действительно, лучше удерживают во внимании конкретные лица, предметы и события, чем определения, описания, объяснения. Однако в период удержания во внимании образ может претерпеть определенную трансформацию. Типичными изменениями, происходящими со зрительным образом в процессе его хранения, являются: упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных элементов, приводящее к преобразованию фигуры. Для этого необходимо совершенствовать произвольное внимание ребенка, как в учебном процессе, на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Эффективному развитию внимания во внеурочной деятельности способствуют развивающие игры.
Развивающая игра входит в целостный педагогический процесс и сочетается с разными формами обучения и воспитания младших школьников, способствует лучшему усвоению материала, оказывает положительное воздействие на развитие внимания.
Внимание у детей младшего школьного возраста является важным фактором, влияющим на усвоение информации и программы школы.
Для исследовательской работы был подобран и сформирован набор диагностических методик, который является целостным диагностическим комплексом.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ города Москвы с сентября 2017 по февраль 2018 года. В нем принимали участие учащиеся 1-го «А» и 1-го «Б» класса. В каждой группе по 15 человек. Экспериментальная группа участвовала в проведении констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. С контрольной группой проводились констатирующий и контрольный эксперименты. Возраст детей составлял от 7 до 8 лет.
Исследование проводилось по следующим критериям:
- Продуктивность внимания.
- Устойчивость внимания.
- Переключение внимания.
- Распределение внимания.
- Объем внимания.
- Умение внимательно слушать.
Результаты констатирующего эксперимента стали основой для обогащения содержания занятий с детьми в рамках внеурочной деятельности дидактическими играми, направленными на развитие внимания у детей младшего школьного возраста.
Для формирующего эксперимента был подобран и разработан комплекс дидактических игр, которые проводились 2 раза в неделю по 30-35 минут.
Игры проводились с учащимися экспериментальной группы. Учащиеся контрольной группы участия в играх не принимали.
В результате проведенной целенаправленной работы полученные результаты в ходе контрольного этапа исследования говоря о том, что у детей экспериментальной группы повысился уровень:
- Продуктивности внимания.
- Устойчивости внимания.
- Переключения внимания.
- Распределения внимания.
- Объема внимания
- Умения внимательно слушать.
Таким образом, видно, что уровень развития внимания у детей экспериментальной группы повысился.
Анализ полученных результатов позволяет говорить об эффективности использования дидактических игр, организованных в рамках внеурочной деятельности, направленной на развитие внимания у детей младшего школьного возраста.
Библиография
- Айзенк М. Психология для начинающих // М. Айзенк - Питер.- 2004. - с. 384
- Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Под общ.ред. Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломинский. - Минск: Вышейш. шк., 2002. - 175с.
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. - М. - 1998. - 208 с.
- Артюхова И. С. «Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников» - М.: Чистые пруды, 2008. (Библ. «1-го сентября, сер. «Шк. Психолог», вып.21).
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школе // Ю.К. Бабанский - М. - 2000.
- Божович Л.И. Педагогическая психология // Педагогическая энциклопедия: в 2-х томах. - М. - 2000.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в воспитании и обучении младших школьников // А.К. Бондаренко - Минск. - 2000. - 213 с.
- Волкова Т.Н. Развитие памяти и внимания // Т.Н. Волкова - М. - 2008. - 240 с.
- Возрастная и психологическая психология / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 2001. - С. 6-97
- Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В. Петровского. -М. - 2000.
- Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы) / Под ред. Д.Б. Эльконина и др. - М. - 2000.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология // Л.С. Выготский - М. - 2008.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.// Вопросы психологии // Л.С. Выготский - 2003. №6 Стр. 46
- Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология // М.В. Гамезо, Л.М. Орлова - М. - 2003. - 512 с.
- Гальперин П.Я. Психика - особое свойство организованной материи // П.Я. Г альперин -М. - 2000.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций // Ю.Б. Гиппенрейтер - М «ЧеРо», - 1995.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения // В.В. Давыдов
- М., 2004. - 200 с.
- Дружинин Н.Д. Когнитивные способности. Иматон, СПб.- 2001
- 224с.
- Дрязгунова В.А. Дидактические игры // В. А. Дрязгунова - М. -
- 2005.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды // Л.В. Занков - М.
- 1999.
- Занков Л.В. Обучение и развитие // Л.В. Занков - М. - 1975.
- Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения // Л.В. Занков - М. - 1987.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология // И.А. Зимняя - Ростов н/Д. - 2000.
- Игровые технологии обучения в начальной школе: Прак. пос./ Авт.-сост. Е.В. Калмыкова. - М. - 2007
- Ильясов И.И. Структура процесса учения // И.И. Ильясов - М. -
- 2000.
- Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова Л. Н. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем // В.А. Караковский - М. - 2001.
- Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. // Начальная школа. 2004. №11. Стр. 49-52.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии // В.А. Крутецкий - М. - 1972. - 170 с.
- Кулагина И.А. Возрастная психология // И.А. Кулагина - М. - 2001. - 196
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.
- Маслоу А. Новые рубежи развития человека // А. Маслоу - М. - 2000. - 200 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенок / под ред. Е.Д. Божович. М.; Воронеж, - 1998.
- Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником // Г.Б. Монина - СПб, 2003.
- Немов Р.С. Психология: Общие основы психологии: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, - 2008.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учеб.заведений // Р.С. Немов - М: Просвещение. - 2008.
- Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших учеб. заведений. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М: Просвещение, 2008.
- Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Р.С. Немов. - 5-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - С. 218-228, 232-243.
- Психология младшего школьника / Под ред. Е.И. Игнатьева. - М.: Изд-во АМП, 2000. - С. 50-65
- Реан А.А. Психология детства // А.А. Реан - СПб. - 2008. - 350 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // С.Л. Рубинштейн - Питер. - 2015. - 500 с.
- Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока // Н.Ю. Скороходова - СПб. - 2008. - 148 с.
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. пособие. - М. - 1997.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в школе: Пос. для учителей начальной школы // А.И. Сорокина - М. - 2001
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников // В.Г. Степанов
- М. - 2004. - 560 с.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология // Л.Д. Столяренко Ростов н/Д. - 2000. - 200 с.
- Тарасова И.А. Дидактические игры в начальной школе. // Начальная школа. - 2002. №10. Стр. 65.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология // Н.Ф. Талызина - М.
- 1998. - 288 с.
- Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении школьников // Е.И. Удальцова - Минск. - 2003.
- Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология // Д. И.Фельдштейн - М.: Воронеж. - 2002. - 256 с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода) // Н.И. Чуприкова - М.; Воронеж, 2003. - 125 с.
- Шиянов Е.Н., Которова И.Б. Развитие личности в обучении// Е.Н. Шиянов., И.Б. Короткова - М. - 2000. - 162 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология// Д.Б. Эльконин - М.: Просвещение, - 2007. - 318 стр.
- Эльконин Д.Б. Психология игры// Д.Б. Эльконин - М. - 2013. - 228 с.