Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Исследование проблемы дидактической игры в педагогике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 717

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

п/п

Уровни

продуктивности и устойчивости внимания

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

Констатирующий эксперимент

Контрольный

эксперимент

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

1

Высокий уровень умения внимательно слушать

2

13%

9

60%

1

7%

1

7%

2

Средний уровень умения внимательно слушать

9

60%

6

40%

10

66%

10

66%

3

Низкий уровень умения внимательно слушать

4

27%

0

0%

4

27%

4

27%

Рис. 9. Уровень умения внимательно слушать по методике «Графический диктант»

Не выявлены учащиеся из данной группы с низким уровнем (констатирующий эксперимент 27%, контрольный эксперимент 0%).

В контрольной группе по данному критерию значительных изменений не было выявлено

Проанализировав результаты представленных выше таблиц (11, 12, 13, 14), можно отметить, что организованная целенаправленная работа в рамках

внеурочной работы с помощью дидактических игр, способствовала развитию внимания детей младшего школьного возраста.

В ходе контрольного эксперимента, были выявлены следующие показатели уровня развития внимания детей.

При сравнении результатов, полученных в ходе констатирующего и контрольного экспериментов, были выявлены следующие показатели изменения уровня развития внимания у детей младшего школьного возраста.

Таблица 14 - Итоговые результаты исследования уровня внимания

п/п

Уровни

внимания

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Чел.

%

Чел.

%

1

Высокий

уровень

внимания

9

58%

4

27%

2

Средний

уровень

внимания

6

42%

7

48%

3

Низкий уровень внимания

0

0%

4

25%


Рис. 10 - Итоговых результатов исследования уровня внимания по диагностическим методикам

Таблица 15 - Сравнительный анализ результатов исследования изменения уровня развития внимания

п/п

Уровни

внимания

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Экспериментальная группа

Контрольная

группа

Экспериментальная группа

Контрольная

группа

1

Высокий

уровень

внимания

33%

27%

58%

27%

2

Средний

уровень

внимания

45%

48%

42%

48%

3

Низкий

уровень

внимания

22%

25%

0%

25%

Рис. 11 - Изменения уровня развития внимания.

Вывод по II главе:

Результаты, представленные в таблице 15, позволили провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов:

  1. Количество детей экспериментальной группы с высоким уровнем развития внимания увеличилось на 25%.
  2. Количество детей со средним уровнем развития внимания уменьшилось на 3%.
  3. В контрольном эксперименте не были выявлены дети с низким уровнем развития внимания, а в констатирующем - их было 22%.
  4. Существенных изменений в количественном и процентном соотношениях детей контрольной группы не произошло (показатели уровней развития внимания в констатирующем и контрольном экспериментах не изменились).

Изменение уровня развития внимания в лучшую сторону у детей экспериментальной группы доказали эффективность использования дидактических игр во внеурочной деятельности и их положительное влияние по развитию внимания у первоклассников. Об этом свидетельствуют результаты контрольного этапа исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу отечественных и зарубежных психологов и педагогов по проблеме исследования и проанализировав взгляды ученых на проблему развития внимания у детей младшего школьного возраста можно сделать следующий вывод, что проблема развития внимания у младших школьников в наши дни актуальна и мало исследована, требует практического и теоретического решения.


В младшем школьном возраста с началом систематического обучения в школе у ребенка начинают происходить существенные изменения, изменению претерпевает и внимание. Успешность обучения школьника во многом зависит от того, как хорошо у него развито внимание. Ведущим видом внимания у младшего школьника - произвольное. Дети быстрее и прочнее воспринимают все яркое, интересное, все то, что вызывает эмоциональный отклик, но внимание имеет свои ограничения. Дети, действительно, лучше удерживают во внимании конкретные лица, предметы и события, чем определения, описания, объяснения. Однако в период удержания во внимании образ может претерпеть определенную трансформацию. Типичными изменениями, происходящими со зрительным образом в процессе его хранения, являются: упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных элементов, приводящее к преобразованию фигуры. Для этого необходимо совершенствовать произвольное внимание ребенка, как в учебном процессе, на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Эффективному развитию внимания во внеурочной деятельности способствуют развивающие игры.

Развивающая игра входит в целостный педагогический процесс и сочетается с разными формами обучения и воспитания младших школьников, способствует лучшему усвоению материала, оказывает положительное воздействие на развитие внимания.

Внимание у детей младшего школьного возраста является важным фактором, влияющим на усвоение информации и программы школы.

Для исследовательской работы был подобран и сформирован набор диагностических методик, который является целостным диагностическим комплексом.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ города Москвы с сентября 2017 по февраль 2018 года. В нем принимали участие учащиеся 1-го «А» и 1-го «Б» класса. В каждой группе по 15 человек. Экспериментальная группа участвовала в проведении констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. С контрольной группой проводились констатирующий и контрольный эксперименты. Возраст детей составлял от 7 до 8 лет.

Исследование проводилось по следующим критериям:

  1. Продуктивность внимания.
  2. Устойчивость внимания.
  3. Переключение внимания.
  4. Распределение внимания.
  5. Объем внимания.
  6. Умение внимательно слушать.

Результаты констатирующего эксперимента стали основой для обогащения содержания занятий с детьми в рамках внеурочной деятельности дидактическими играми, направленными на развитие внимания у детей младшего школьного возраста.


Для формирующего эксперимента был подобран и разработан комплекс дидактических игр, которые проводились 2 раза в неделю по 30-35 минут.

Игры проводились с учащимися экспериментальной группы. Учащиеся контрольной группы участия в играх не принимали.

В результате проведенной целенаправленной работы полученные результаты в ходе контрольного этапа исследования говоря о том, что у детей экспериментальной группы повысился уровень:

  1. Продуктивности внимания.
  2. Устойчивости внимания.
  3. Переключения внимания.
  4. Распределения внимания.
  5. Объема внимания
  6. Умения внимательно слушать.

Таким образом, видно, что уровень развития внимания у детей экспериментальной группы повысился.

Анализ полученных результатов позволяет говорить об эффективности использования дидактических игр, организованных в рамках внеурочной деятельности, направленной на развитие внимания у детей младшего школьного возраста.

Библиография

  1. Айзенк М. Психология для начинающих // М. Айзенк - Питер.- 2004. - с. 384
  2. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Под общ.ред. Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломинский. - Минск: Вышейш. шк., 2002. - 175с.
  3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. - М. - 1998. - 208 с.
  4. Артюхова И. С. «Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников» - М.: Чистые пруды, 2008. (Библ. «1-го сентября, сер. «Шк. Психолог», вып.21).
  5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школе // Ю.К. Бабанский - М. - 2000.
  6. Божович Л.И. Педагогическая психология // Педагогическая энциклопедия: в 2-х томах. - М. - 2000.
  7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в воспитании и обучении младших школьников // А.К. Бондаренко - Минск. - 2000. - 213 с.
  8. Волкова Т.Н. Развитие памяти и внимания // Т.Н. Волкова - М. - 2008. - 240 с.
  9. Возрастная и психологическая психология / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 2001. - С. 6-97
  10. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В. Петровского. -М. - 2000.
  11. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы) / Под ред. Д.Б. Эльконина и др. - М. - 2000.
  12. Выготский Л.С. Педагогическая психология // Л.С. Выготский - М. - 2008.
  13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.// Вопросы психологии // Л.С. Выготский - 2003. №6 Стр. 46
  14. Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология // М.В. Гамезо, Л.М. Орлова - М. - 2003. - 512 с.
  15. Гальперин П.Я. Психика - особое свойство организованной материи // П.Я. Г альперин -М. - 2000.
  16. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций // Ю.Б. Гиппенрейтер - М «ЧеРо», - 1995.
  17. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения // В.В. Давыдов
  18. М., 2004. - 200 с.
  19. Дружинин Н.Д. Когнитивные способности. Иматон, СПб.- 2001
  20. 224с.
  21. Дрязгунова В.А. Дидактические игры // В. А. Дрязгунова - М. -
  22. 2005.
  23. Занков Л.В. Избранные педагогические труды // Л.В. Занков - М.
  24. 1999.
  25. Занков Л.В. Обучение и развитие // Л.В. Занков - М. - 1975.
  26. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения // Л.В. Занков - М. - 1987.
  27. Зимняя И.А. Педагогическая психология // И.А. Зимняя - Ростов н/Д. - 2000.
  28. Игровые технологии обучения в начальной школе: Прак. пос./ Авт.-сост. Е.В. Калмыкова. - М. - 2007
  29. Ильясов И.И. Структура процесса учения // И.И. Ильясов - М. -
  30. 2000.
  31. Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова Л. Н. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем // В.А. Караковский - М. - 2001.
  32. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. // Начальная школа. 2004. №11. Стр. 49-52.
  33. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии // В.А. Крутецкий - М. - 1972. - 170 с.
  34. Кулагина И.А. Возрастная психология // И.А. Кулагина - М. - 2001. - 196
  35. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.
  36. Маслоу А. Новые рубежи развития человека // А. Маслоу - М. - 2000. - 200 с.
  37. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенок / под ред. Е.Д. Божович. М.; Воронеж, - 1998.
  38. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником // Г.Б. Монина - СПб, 2003.
  39. Немов Р.С. Психология: Общие основы психологии: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, - 2008.
  40. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учеб.заведений // Р.С. Немов - М: Просвещение. - 2008.
  41. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших учеб. заведений. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М: Просвещение, 2008.
  42. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Р.С. Немов. - 5-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - С. 218-228, 232-243.
  43. Психология младшего школьника / Под ред. Е.И. Игнатьева. - М.: Изд-во АМП, 2000. - С. 50-65
  44. Реан А.А. Психология детства // А.А. Реан - СПб. - 2008. - 350 с.
  45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // С.Л. Рубинштейн - Питер. - 2015. - 500 с.
  46. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока // Н.Ю. Скороходова - СПб. - 2008. - 148 с.
  47. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. пособие. - М. - 1997.
  48. Сорокина А.И. Дидактические игры в школе: Пос. для учителей начальной школы // А.И. Сорокина - М. - 2001
  49. Степанов В.Г. Психология трудных школьников // В.Г. Степанов
  50. М. - 2004. - 560 с.
  51. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология // Л.Д. Столяренко Ростов н/Д. - 2000. - 200 с.
  52. Тарасова И.А. Дидактические игры в начальной школе. // Начальная школа. - 2002. №10. Стр. 65.
  53. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология // Н.Ф. Талызина - М.
  54. 1998. - 288 с.
  55. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении школьников // Е.И. Удальцова - Минск. - 2003.
  56. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология // Д. И.Фельдштейн - М.: Воронеж. - 2002. - 256 с.
  57. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода) // Н.И. Чуприкова - М.; Воронеж, 2003. - 125 с.
  58. Шиянов Е.Н., Которова И.Б. Развитие личности в обучении// Е.Н. Шиянов., И.Б. Короткова - М. - 2000. - 162 с.
  59. Эльконин Д.Б. Детская психология// Д.Б. Эльконин - М.: Просвещение, - 2007. - 318 стр.
  60. Эльконин Д.Б. Психология игры// Д.Б. Эльконин - М. - 2013. - 228 с.