Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Исследование проблемы дидактической игры в педагогике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 709

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правила: ученик представляет свой рисунок на обсуждение. Если у одноклассников нет замечаний и дополнений, он остается в игре. Если ошибся - выбывает из игры.

Результат: развивается наблюдательность; учащиеся запоминают местность.

  1. «Пчела»

Цель: упражнять в умении концентрировать внимание.

Оборудование: школьная доска, на которой начерчено девять квадратов, и модель пчелы на присоске.

Игровые действия: ученики, по очереди отдавая команды, заставляют пчелу перемещаться по клеткам, начиная с центральной.

Правила: все команды должны отдаваться игроками строго по очереди; нельзя допустить, чтобы пчела покинула игровое поле, в этом случае игрок, отдавший неправильную команду, покидает игру.

Результат: научить детей умению концентрироваться на действиях другого игрока и быть внимательным.

  1. «Воздух - земля»

Цель: упражнять в умении сосредотачиваться на выполняемых движениях, концентрировать внимание.

Игровые действия: ученики стоят в кругу и внимательно слушают ведущего, который перечисляет любые предметы. Если среди названных предметов есть те, которые способны летать, ученики поднимают руки вверх, если таковых предметов нет, приседают.

Правила: нужно правильно и вовремя отреагировать (поднять руки или присесть).

Результат: дети должны внимательно слушать и выполнять это задание правильно.

  1. «Волшебные палочки»

Цель: упражнять в умении сосредотачиваться на выполняемом задании, концентрировать внимание.

Оборудование: набор счетных палочек; карточки, на которых

схематично изображены предметы и узоры.

Игровые действия: «Перед тобой лежит рисунок-образец, на котором есть изображение. Тебе необходимо создать счетными палочками такое же изображение».

Правила: ученику нужно выполнить с помощью счетных палочек точно такое же изображение, как на образце.

Результат: идентичность изображения, созданного учеником,

предложенному образцу.

  1. «Найди лишний предмет»

Цель: формировать способность анализировать, умение концентрировать внимание.


Оборудование: рисунки с изображением нескольких предметов, которые можно объединить по главному признаку, но один предмет - лишний - не соответствует остальным.

Правила: играющие действуют по очереди. Переход хода от одного игрока к другому происходит в случае неправильного ответа.

Результат: предложенные в игре карточки, должны быть отгаданы и каждый ответ должен иметь логическое объяснение.

  1. «Рисунок в клеточках»

Цель: упражнять в умении концентрировать внимание и работать в соответствии с образцом.

Оборудование: тетрадный лист в большую клетку, цветные карандаши, рисунок-образец.

Правила: «Тебе дан рисунок-образец, на котором показана фигура. Обрати внимание на линии, из которых она выполнена. А теперь на своем листе по клеткам изобрази точно такую же фигуру».

Результат: сравнивая с образцом, правильно нарисовать заданную фигуру.

Игры проводились в классе.

Для того чтобы вызвать интерес детей я старалась уделить особое внимание первой встрече. Это позволило воздействовать на эмоциональные чувства учащихся, заинтересовать их, укрепить желание как можно чаще играть.

Чтобы выполнить задачи, стоящие при организации деятельности с детьми после уроков, я использовала следующие формы работы:

  • вечер интеллектуального досуга «Академия досуга»;
  • интеллектуальная игра «КВН»;
  • интеллектуальный клуб «Где? Когда? и Почему?»;
  • конкурс «Самый умный»;
  • викторина «Миг удачи».

Я включала дидактические игры в эти формы работы как составную часть. Дети общались в свободной обстановке и это сыграло большую роль в их развитии, установлении дружеских связей и объединении детского коллектива.

Благодаря дидактическим играм мне удалось наполнить досуг детей содержательным и развивающим отдыхом, в котором инициатива принадлежала самим ученикам.

Все эти формы работы способствовали повышению познавательной активности школьников.

У детей с высоким уровнем внимания дидактические игры вызвали интерес, они быстро находили решение, к выполнению заданий подходили творчески, даже придумывали собственные варианты игр. В процессе игры

старались конкурировать с такими же сильными детьми, радовались своим удачам (Ольга Т., Антон М., Ольга Д., Дмитрий К.).

Дети со средним уровнем развития внимания тоже отнеслись к игровой деятельности с интересом, но не все дидактические игры давались им легко, у некоторых это даже вызвало разочарование и нежелание играть. Но помощь сверстников и педагога вернула им веру в собственные силы, и они, в итоге, успешно справились с заданием (Гульфира Ф., Артем К., Руслан Ж., Максим К., Анна Т., Ирина О., Илья Н., Иван Я.).


Ребята с низким уровнем развития внимания, сталкиваясь с трудностями, расстраивались, обижались на ровесников и пытались прекратить играть. Но доброжелательность, помощь и внимание педагога оказали положительное влияние: дети с трудом, медленно, но справлялись с заданиями, что пробудило в них интерес к играм и желание продолжить играть со сверстниками (Юлианна П., Лилия Я., Данил Ш.).

Таким образом, проводя внеурочную деятельность через дидактические игры, мне удалось повысить уровень внимания учащихся, активизировать учебную деятельность, способствовать успешному изучению программного материала.

2.3. Контрольная диагностика уровня развития внимания у детей младшего школьного возраста

III этап - контрольный эксперимент

Был проведен контрольный эксперимент исследовательской работы.

Анализ общих результатов контрольного среза, полученных при сравнении начальной и конечной стадии экспериментальной работы, показывает эффективность проведенной исследовательской работы.

Для контрольного эксперимента были взяты те же методики, что и в констатирующем эксперименте (таблицы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8).

Таблица 10 - Результаты исследования развития продуктивности

п/п

Уровни

продуктивности и устойчивости внимания

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

Констатирующий эксперимент

Контрольный

эксперимент

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

1

Высокий

уровень

продуктивности и устойчивости внимания

5

33%

7

47%

4

27%

4

27%

2

Средний

уровень

продуктивности и устойчивости внимания

6

40%

8

53%

7

46%

7

46%

3

Низкий уровень продуктивности и устойчивости внимания

4

27%

0

0%

4

27%

4

27%


Рис. 6 - Уровень продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»

Продуктивность и устойчивость внимания.

Количество детей из экспериментальной группы с высоким уровнем продуктивности и устойчивости внимания увеличилось на 7% (констатирующий эксперимент 33%, контрольный эксперимент 47%).

Количество детей из экспериментальной группы со средним уровнем продуктивности и устойчивости внимания увеличилось на 13% (констатирующий эксперимент 40%, контрольный эксперимент 53%).

Не выявлены учащиеся из данной группы с низким уровнем продуктивности и устойчивости внимания (констатирующий эксперимент 27%, контрольный эксперимент 0%).

В контрольной группе по данному критерию значительных изменений не было выявлено.

Переключение и распределение внимания.

Таблица 11 - Результаты исследования уровня переключения и распределения внимания по методике «Проставь значки»

п/п

Уровни

переключения и распределения внимания

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

Констатирую щий эксперимент

Контрольный

эксперимент

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

1

Высокий уровень

переключения и распределения внимания

5

30

%

10

66%

4

27%

4

27%

2

Средний уровень переключения и распределения внимания

8

53

%

5

33%

8

53%

8

53%

3

Низкий уровень переключения и распределения внимания

2

13

%

0

0%

3

20%

3

20%

Рис.7 - Уровень переключения и распределения внимания по методике «Проставь значки»

Не выявлены учащиеся из данной группы с низким уровнем переключения и распределения внимания (констатирующий эксперимент 13%, контрольный эксперимент 0%).

В контрольной группе по данному критерию значительных изменений не было выявлено.

Количество детей из экспериментальной группы с высоким уровнем переключения и распределения внимания увеличилось на 36% (констатирующий эксперимент 30%, контрольный эксперимент 66%).


Уменьшилось количество детей из экспериментальной группы со средним уровнем переключения и распределения внимания на 20% (констатирующий эксперимент 53%, контрольный эксперимент 33%).

Таблица 12 - Результаты исследования объема внимания по методике «Запомни и расставь точки»

п/п

Уровни объема внимания

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

Констатирующий эксперимент

Контрольный

эксперимент

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

1

Высокий уровень объема внимания

5

33%

9

60%

4

27%

4

27%

2

Средний уровень объема внимания

6

40%

6

40%

7

46%

7

46%

3

Низкий уровень

объема

внимания

4

27%

0

0%

4

27%

4

27%

Рис. 8 - Уровень объема внимания по методике «Запомни и расставь точки»

Объем внимания.

Количество детей из экспериментальной группы с высоким уровнем объема внимания увеличилось на 27% (констатирующий эксперимент 33%, контрольный эксперимент 60%).

Количество детей из экспериментальной группы со средним уровнем объема внимания по-прежнему составляет 40%, но изменились качественные показатели - часть детей со средним уровнем поднялась до высокого, а на их место пришли дети с низким уровнем.

Не выявлены учащиеся из данной группы с низким уровнем объема внимания (констатирующий эксперимент 27%, контрольный эксперимент 0%).

В контрольной группе по данному критерию значительных изменений не было выявлено.

Умение внимательно слушать.

Увеличилось количество детей из экспериментальной группы с высоким уровнем умения внимательно слушать на 47% (констатирующий эксперимент 13%, контрольный эксперимент 60%).

Уменьшилось количество учащихся со средним уровнем умения внимательно слушать на 20% (констатирующий эксперимент - 60%, контрольный эксперимент - 40%).

Таблица 13 - Результаты исследования умения внимательно слушать по методике «Графический диктант»