Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Исследование проблемы дидактической игры в педагогике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 710

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 6 - Результаты исследования объема внимания по методике «Запомни и расставь точки»

п/п

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Уровень объема внимания

Человек

%

Человек

%

2

3

20%

6

40%

Высокий

3

8

53%

5

33%

Средний

4

4

27%

4

27%

Низкий

Рис. 3 - Уровень объема внимания по методике «Запомни и расставь точки»

Результаты, представленные в таблицах 5 и 6, по методике «Запомни и расставь точки», позволили провести ранжирование уровня объема внимания детей младшего школьного возраста.

Большинство детей (контрольная и экспериментальная группы - 43%) показали средний уровень объема внимания. Это 33% учащихся контрольной группы и 53% - экспериментальной.

Дети в состоянии держать в поле своего зрения два - три объекта и работать с ними довольно непродолжительный отрезок времени. Это не лучшим образом отражается на их успеваемости, особенно по математике.30% учащихся показали высокий уровень объема внимания (40% учащихся контрольной группы и 20% - экспериментальной).

Для этих детей свойственно умение одновременно охватывать своим вниманием несколько объектов и держать их в поле зрения на протяжении длительного времени, т.е. изучать их одновременно. Поэтому эти дети успешно овладевают математикой.

Низкий уровень объема внимания оказался одинаковым у детей в обеих группах (27%).

Дети в состоянии охватить своим вниманием только один объект, и на достаточно короткий промежуток времени. Это не позволяет им изучить материал достаточно хорошо, поэтому такой предмет, как математика дается им с большим трудом.

4.Методика «Графический диктант»

Цель: определить умение внимательно слушать.

Перед началом выполнения задания ребенку был дан простой карандаш и тетрадный лист в клеточку, с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек ты должен проводить линию. Проводится


только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги».

После объяснения правил ребенок приступил выполнять задание под диктовку: «Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

После выполнения самостоятельной работы ребенку был продолжен диктант: «Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

По окончании самостоятельной работы новое задание: «Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

После того, как ребенок закончил самостоятельную работу, был возобновлен диктант: «Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

После выполнения всего задания началась обработка результатов - в основных узорах отдельно оценивалось самостоятельное рисование и выполнение диктанта.

4 балла - ребенок точно воспроизвел узор (неровность линии, «грязь» не учитываются);

3 балла - ребенок допустил ошибку в 1 линии;

2 балла - ребенок допустил несколько ошибок;

1 балл - имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;

0 баллов - отсутствие какого-либо сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценку ставлю по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющийся от 0 до 4 баллов. Итоговую оценку за выполнение диктанта вывожу из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (среднюю не учитываю). Аналогично подсчитываю средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе использую только итоговый показатель, который интерпретирую следующим образом:


Выводы об уровне развития умения слушать: высокий- 14-16 баллов средний- 3-13 баллов низкий- 0-3 баллов

Полученные при анализе методики результаты представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Результаты исследования по методике «Графический диктант»

Экспериментальная группа 1 «А»

Контрольная группа 1 «Б»

Баллы

Уровень умения

Баллы

Уровень умения

п/п

внимательно слушать

п/п

внимательно слушать

1

13

Средний

1

7

Средний

2

7

Средний

2

13

Средний

3

16

Средний

3

8

Высокий

4

3

Высокий

4

16

Низкий

5

9

Средний

5

7

Средний

6

7

Средний

6

7

Средний

7

7

Низкий

7

3

Средний

8

13

Средний

8

6

Средний

Результаты, представленные в таблицах 7 и 8, по методике «Графический диктант», позволили провести ранжирование уровней умения внимательно слушать.

Таблица 8 - Результаты исследования умения внимательно слушать по методике «Графический диктант»

п/п

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Уровни умения внимательно слушать

Чел.

%

Чел.

%

1

2

13%

1

7%

Высокий

2

9

60%

10

66%

Средний

4

4

27%

4

27%

Низкий

Средний уровень умения внимательно слушать показали 63% учащихся (60% детей экспериментальной и 66% - контрольной группы).

Дети в состоянии внимательно слушать информацию, которую излагает учитель, лишь непродолжительное время, затем они начинают отвлекаться, разговаривать между собой. Сформулировать вопрос или самостоятельно выполнить задание они не способны - учителю приходиться повторять им задание или материал.


Рис.4 - Уровень умения внимательно слушать по методике «Графический диктант»

Высокий уровень умения внимательно слушать показали 10% учащихся (13% из экспериментальной группы и 7% -из контрольной).

Эти дети слушают учителя внимательно и воздерживаются от выражения своих эмоций, пока взрослый излагает учебный материал. Они способны не только воспринимать то, что им говорит педагог, но и самостоятельно формулировать вопросы, которые возникают по ходу изучения материала. Учащиеся также способны самостоятельно действовать по указанию учителя.

Низкий уровень умения внимательно слушать оказался одинаковым в обеих группах (27%).

Эти дети во время изложения педагогом учебного материала не способны контролировать свои эмоции, они часто прерывают учителя, пытаясь вставить свои реплики. Дети отвлекаются на любые посторонние помехи, даже не пытаясь сосредоточиться на том, что говорит взрослый.

Исходя из данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, можно сделать следующий вывод - большинство учащихся имеют средний и низкий уровни по изучаемым критериям, а именно:

  1. 70% учащихся имеют средний и низкий уровни продуктивности и устойчивости внимания (50% - средний, 20% низкий);
  2. 70% младших школьников показали средний и низкий уровни переключения и распределения внимания (53% - средний, 17% - низкий);
  3. 70% учащихся имеют средний и низкий уровни объема внимания (43% - средний, 27% низкий).
  4. 90% учащихся показали средний и низкий уровни умения внимательно(63% - средний, 27% - низкий).

В ходе констатирующего эксперимента, были выявлены следующие показатели уровня развития внимания учащихся.

Таблица 9 - Итоговые результаты исследования уровня внимания по диагностическим методикам.

п/п

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Уровни внимания

Человек

%

Человек

%

2

3

22%

3

28%

Высокий

3

7

56%

7

48%

Средний

4

4

22%

3

24%

Низкий

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что необходима целенаправленная работа, по развитию внимания у детей младшего школьного возраста. Предположено, что эффективным средством развития внимания могут стать дидактические игры, организуемые педагогом в рамках внеурочной работы.


Рис. 5 - Уровни внимания учащихся по диагностическим методикам.

Для развития внимания младших школьников необходимо обогатить содержание занятий в рамках внеурочной деятельности дидактическими играми, которые направленны на развитие таких свойств внимания, как:

  1. Продуктивность.
  2. Устойчивость.
  3. Переключение.
  4. Распределение.
  5. Объем.
  6. Умение внимательно слушать.

2.2. Разработка и внедрение комплекса дидактических игр

II этап - формирующий эксперимент

Анализ и результаты констатирующего эксперимента стали основой для внедрения дидактических игр во внеурочную деятельность.

Игры проводились с учащимися экспериментальной группы. Учащиеся контрольной группы участия в формирующем эксперименте не принимали.

Был составлен комплекс дидактических игр, которые проводились 2 раза в неделю по 30-35 минут.

Дидактические игры для детей младшего школьного возраста

  1. «Пуговица»

Цель: формировать умение сосредотачивать внимание на своих действиях и действиях другого игрока.

Оборудование: два игровых поля, разделенных на клетки, два листа бумаги и два одинаковых набора пуговиц.

повторить расположение пуговиц на игровом поле партнера (количество пуговиц каждый раз меняется).

Игровые действия: один игрок расставляет пуговицы на своем игровом поле, затем закрывает его листом бумаги, другой игрок на своем игровом поле воспроизводит расположение пуговиц у партнера. В случае ошибки из игры выбывает тот, кто ошибается.

Правила: сначала выставляется наименьшее количество пуговиц (2-3), затем с каждым разом все больше. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Результат: игровые поля должны быть заполнены наибольшим количеством пуговиц; игроки должны до конца удержаться в игре.

  1. «Разведчики»

Цель: формировать умение концентрировать внимание на объектах, запоминать их.

Оборудование: листы бумаги, карандаши.

Игровые действия: играют ученики по очереди, проверяя друг друга. Игра может проходить по командам.