Файл: Органы нотариального сообщества: федеральная нотариальная палата, нотариальная палата субъекта РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-вторых, особенность контроля в нотариальной сфере определяется спецификой нотариальных актов. Множество из них не имеет ограничений времени действия, скажем, нотариально удостоверенные договоры и свидетельства о праве на наследство действуют до тех пор, пока не будет заключена новая сделка либо наследник не пожелает совершить сделку с имуществом, полученным им по наследству. Ограничение по времени действия имеют, скажем, доверенности, но и в этом случае срок их действия может составлять до трех лет с момента удостоверения. Следственно, ошибки в нотариально удостоверенных документах могут проявиться через многие и многие годы. При этом многие ошибки, скажем в тексте нотариально удостоверенного завещания, фактически неустранимы, если завещатель уже скончался и речь идет о подтверждении прав наследников.

В законодательстве о нотариате предусмотрены разные формы контроля за деятельностью нотариусов. Можно выделить несколько таких форм контроля, во-первых, профессиональный контроль, во-вторых, контроль налоговых органов и органов, взимающих обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды, в-третьих, судебный контроль, в-четвертых, контроль, осуществляемый органами прокуратуры и следствия[13]1.

Кроме того, контроль за деятельностью нотариусов может носить как предварительный, так и последующий характер. Профессиональный контроль носит как последующий, так и предварительный характер, поскольку направлен как на поиск уже допущенных ошибок, так и на профилактику их в будущем. Налоговый, судебный контроль и контроль органов уголовной юстиции в основном имеют последующий характер и направлены на то, чтобы обнаружить нарушение законодательства с той целью, чтобы применить установленные законодательством правовые санкции[14]2.

Каждый из видов контроля имеет свою специфику, определяемую характером деятельности органа, осуществляющего контроль, стоящими перед ними задачами и осуществляемыми полномочиями. Так, задача профессионального контроля - помочь нотариусам применять современное законодательство, обеспечить ориентацию на единую нотариальную практику в условиях отсутствия многих необходимых нормативных правовых актов.

Контроль, осуществляемый иными органами, носит большей частью эпизодический характер (за исключением налогового контроля) и связан с возникновением конкретного гражданского или уголовного дела, в котором ставится под сомнение правомерность действий нотариуса.


3.1. Процедуры осуществления отдельных видов контроля: профессиональный и налоговый контроль

В соответствии со ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты. Данное полномочие нотариальных палат является одной из форм реализации присущих им полномочий управленческого характера, делегированных им от имени государства как организациям публично-правового характера[15]1. В соответствии со ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года, а впервые приступившего к нотариальной деятельности - по истечении одного года после наделения полномочий нотариуса.

Профессиональный контроль имеет цель - обеспечить проверку исполнения профессиональных обязанностей нотариусами. В практике был вопрос об объеме проведения такой проверки - что понимается под профессиональными обязанностями, от того что их круг довольно широк. Согласно ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате речь идет о проверке исполнения профессиональных обязанностей, при этом нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок данные и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Помимо того, в соответствии со ст. 28 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представить сведения о нотариальных действиях, которые совершены в это время, представить иные документы, касающиеся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях - лично объясниться в нотариальной палате, в том числе и по вопросам соблюдения требований профессиональной этики. При этом должностные лица нотариальной палаты обязаны сберегать тайну совершения нотариальных действий.

По- разному на практике трактуется вопрос о том, кто вправе проверять нотариуса. Один подход, основанный на сугубо профессиональном характере нотариальных палат исходит из того, что проверять нотариуса вправе только другие нотариусы в связи с необходимостью соблюдения нотариальной тайны. Иной подход заключается в том, что в проверках могут участвовать и должностные лица нотариальных палат, поскольку не случайно указано в ст. 28 Основ законодательства РФ о нотариате о том, что необходимо хранить нотариальную тайну.


Налоговый контроль проводится по правилам и процедурам, установленным НК. В соответствии со ст. 87 НК налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов появляется надобность приобретения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Запрещается проводить налоговым органам повторные выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, которые подлежат уплате за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией либо ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации) либо вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований указанной статьи.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов либо возражения между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные данные, получить объяснения и документы, каковые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по итогам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени[16]1.


Согласно ст. 89 НК выездная налоговая проверка проводится на основании решения начальника налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному либо нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться больше двух месяцев, если иное не установлено данной статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить длительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Срок проведения проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора либо налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и представлением им при проведении проверки запрашиваемых документов.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также изготавливать обследование помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода.

При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований предполагать, что документы, свидетельствующие о совершении преступлений, могут быть ликвидированы, спрятаны, изменены либо заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью либо подписью налогоплательщика. Если отказывается налогоплательщик скрепить печатью либо подписью изымаемые документы, то об этом делается особая отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику, плательщику сбора.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Детально указанные вопросы урегулированы в Приказе Министерства по налогам и сборам РФ от 10 апреля 2000 г. N АП-3-16/138 "Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 апреля 2000 г. N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".


3.2. Виды судебного контроля за деятельностью нотариусов: прямой и косвенный судебный контроль

В силу своего места в правовой системе России специальное место и значение имеет судебный контроль, осуществляемый за деятельностью нотариусов. В нынешней правовой системе, когда новое гражданское, как и другое российское законодательство, отличается существенной неопределенностью нормативных положений, именно суду принадлежит последнее слово в том, что носит правовой, а что неправовой характер, как следует толковать ту либо другую правовую норму и положительно использовать ее в юридической практике.

Согласно ст. 49 Основ законодательства РФ о нотариате заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие либо отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом претензию в районный суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы (нотариуса, занимающегося частной практикой). Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом либо арбитражным судом в порядке искового производства.

Прямой судебный контроль осуществляется при рассмотрении исков о возмещении имущественного ущерба нотариусом, когда предметом судебной проверки является законность совершения нотариального действия.

Заявления о совершенном нотариальном действии либо об отказе в его совершении рассматриваются по правилам специального производства, содержащимся в гл. 37 ГПК, и всеобщими правилами гражданского судопроизводства, если иное не установлено законом. Основания к отказу в совершении нотариального действия могут быть самые различные, скажем неимение всех нужных доказательств, подтверждающих вероятность совершения нотариального действия, нет всех правоустанавливающих документов, несоответствие представленных документов требованиям законодательства (скажем, неимение на завещании, составленном в Израиле, апостиля), пропуск соответствующих сроков и т.д[17]1.

С заявлением на действия нотариусов и должностных лиц, правомочных совершать нотариальные действия, в соответствии со ст. 310 ГПК вправе обратиться в суд лишь заинтересованное лицо. К заинтересованным лицам применительно к этой норме закона могут быть отнесены граждане и юридические лица, в отношении которых совершено нотариальное действие либо получившие отказ в его совершении. В соответствии со ст. 45 ГПК такое дело может быть возбуждено и по заявлению прокурора при необходимости защиты прав граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и иным почтительным причинам не могут сами обратиться в суд. Всякое другое лицо, чьи права и охраняемые законом интересы были либо могли быть затронуты нотариальным действием, вправе защищать свое нарушенное право либо защищать интерес путем обращения в суд с соответствующим иском.