Файл: Органы нотариального сообщества: федеральная нотариальная палата, нотариальная палата субъекта РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определяя процессуальный порядок, в котором должно быть рассмотрено заявление лица, обратившегося в суд, следует рассматривать, что в специальном производстве могут быть рассмотрены заявления о совершенном нотариальном действии либо об отказе в его совершении в отношении нотариусов, должностных лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий, при условии, если у заинтересованных лиц отсутствует спор о праве гражданском, подведомственный суду (ч. 3 ст. 310 ГПК).

Заявления лиц, оспаривающих права и обязанности, основанные на совершенном нотариальном действии, рассматриваются судом в порядке искового производства. Следственно не могут быть рассмотрены в специальном производстве, скажем, заявления на отказ в выдаче свидетельства о праве на наследство ввиду пропуска срока на его принятие либо спора о нем наследников, заявления, оспаривающие исполнительные надписи при наличии спора между должником и взыскателем о размерах платежей, и т.п[18]1.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 ГПК заявление подается в суд в десятидневный срок, исчисляемый с того дня, когда заявителю стало известно о совершении либо об отказе в совершении нотариального действия.

Рассматривая заявление следует выяснять все обстоятельства:

- дата совершения нотариального действия либо отказ в его совершении;

- дата, когда заявителю стало известно о нотариальном действии, которое он оспаривает, либо об отказе в его совершении;

- по каким причинам заявитель обратился в суд с заявлением по истечении десятидневного срока, если это имело место.

Если суд установит, что срок на оспаривание нотариального действия (отказа в его совершении) заявителем был пропущен по уважительной причине, он может восстановить данный срок и рассмотреть заявление по существу.

При получении нотариусом заявления о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении нужно выяснять, не имеется ли спора о праве гражданском.

В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 1981 г. даны разъяснения относительно содержания заявления. Учитывая, что заявление лица, считающего неправильным совершенное нотариальное действие либо отказ в совершении нотариального действия, является основанием для рассмотрения дела в порядке специального производства, при принятии заявления судье следует удостовериться, содержатся ли в нем все нужные данные для верного и своевременного его разрешения.

В целях обеспечения своевременного и положительного разрешения заявления в стадии подготовки дела к судебному разбирательству, уточняется характер возникших правоотношений и закон, которым надлежит руководствоваться, определяется состав лиц, участвующих в деле, и доказательства, которые должны быть представлены заявителем, нотариусом (должностным лицом, действие которого обжалуется) и другими лицами, участвующими в деле. Указанные лица извещаются о месте и времени судебного заседания.


Исходя из характера заявления и правоотношений сторон, доказательствами, которые предлагается представить заявителю и иным лицам, участвующим в деле, должны быть достоверные нотариально удостоверенные документы.

В случае отказа в совершении нотариального действия представляются документы, которые, по словам заявителя, обязаны быть нотариально удостоверены либо засвидетельствованы, а также постановление нотариуса либо иного правомочного должностного лица об отказе в совершении нотариального действия.

При этом следует иметь в виду, что нотариусы по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, не позже чем в десятидневный срок обязаны вынести постановление об отказе в совершении нотариального действия с изложением причин отказа и объяснить порядок его обжалования.

Нотариусу следует проявлять активность как в сборе доказательств, так и в обосновании правоты своей позиции, если нотариус предполагает, что требования заявителя нелегальны и отказ в совершении нотариального действия (либо совершение нотариального действия) был закономерным. В случаях, когда участвующим в деле лицам представить доказательства затруднительно (в связи с нахождением этих доказательств в государственных органах, организациях, у граждан, которые отказываются их представлять по просьбе указанных лиц, и т.п.), суд оказывает им содействие в собирании доказательств и предупреждает о последствиях совершения либо несовершения процессуального действия.

От того что нотариус (должностное лицо), совершивший нотариальное действие либо отказавший в его совершении, как лицо, участвующее в деле, владеет всеми процессуальными правами, предусмотренными ст. 35 ГПК, он вправе в соответствии со ст. 336 ГПК в установленный законом срок обжаловать в кассационном порядке принятое по заявлению решение суда.

Косвенный судебный контроль осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами при рассмотрении всех дел, связанных с нотариальными актами. Так, при рассмотрении судами споров о признании сделок купли-продажи недвижимости, иных сделок, прошедших нотариальное удостоверение, суд осуществляет косвенный судебный контроль за действиями и актами нотариуса, от того что права и обязанности сторон, по поводу осуществления которых появился спор, основаны на нотариально удостоверенной сделке. Работы судов складывается таким образом, что суды привлекают нотариусов в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора[19]1.


Нотариусам, во-первых, не следует уклоняться от участия в судебном разбирательстве, от того что тем самым нотариус лишает себя возможности отстаивать свои интересы и обосновывать свою правовую позицию. Во-вторых, всегда следует акцентировать внимание на правильности определения как предмета доказывания, так и самого предмета спора.

Скажем, в судах неоднократно оспариваются нотариально удостоверенные договоры купли-продажи недвижимости, основанные на нелегально проведенной приватизации жилых помещений (без участия несовершеннолетних детей, без участия лиц, сохраняющих право временного проживания).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, которому присваивается удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придавая документам исполнительную власть и выполнение других действий, предусмотренных законом, в соответствии с законом в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус призван обеспечить в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Рассмотрев правовую природу нотариата, можно сделать некоторые общие выводы.

Во-первых, нотариус выполняет некоторые полномочия осуществлять государственные функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Эти полномочия делегированы ему государством и для их реализации нотариус должен иметь определенную государственную власть, поэтому его работа приобретает публичный характер и реализуется от имени Российской Федерации.

Во-вторых, нотариат является уникальным институтом с двойной правовой природой, сочетая в своей организации и деятельность принципа гласности с выражением защиты частных интересов конкретных лиц, в результате чего деятельность нотариата имеет ярко выраженное частноправовое содержание.

В-третьих, наряду с частноправовым содержанием деятельности, нотариат организационно не входит в систему органов государственной власти, что позволяет определить его место в совокупности правовых явлений России как правового института, независимого от государства и действующего на принципах самоуправления.


В-четвертых, особенностью российского нотариата является существование двух категорий нотариусов: нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой. Кроме того, нотариат может быть определен как самоуправляющаяся, независимое от государства, профессиональное сообщество нотариусов, не входящих в систему государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц на принципах беспристрастности и независимости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреев В. К. О различии нотариального удостоверения сделок и государственной регистрации // Рос. юстиция. - 2013. - № 1. - 8-9 с.

2. См.: Бугрей А.Я., Тарбагаева Е.Б. Некоторые аспекты контроля над нотариатом и нотариальной деятельностью // Нотариус. 2011. N 5. – 218 с.

3. Болотова, О. А. Конституционно-правовые основы российского нотариата // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2012. - № 36. - 154-156 с.

4. Р.И.Вергасова «Нотариат в России», М.: 2014 г.

5. Ю.С.Васильев «Нотариальное право Российской Федерации», М.: 2013 г.

6. Глушенкова, М. Нотариусы // Коммерсантъ-Власть. - 2012. - № 40. - 49-51 с.

7. Комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате; под ред. д.ю.н., проф. М.К Треушникова. - М.: Юриспруденция. 2012: - 7 с.

8. Корсик К. А. Нотариат в современных условиях. Новые полномочия: больше возможностей, больше ответственности // Закон. - 2012. - № 4. - 203-208 с.

9. Миронов А. Н. Нотариат [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.Н. Миронов. - 3-e изд., испр. и доп. - М. : ИД ФОРУМ : НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 с.

10. Нотариат: справ. (учеб.-метод. пособие) / под ред. В.В.Ралько и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2013. – 777 с.

11. Основы законодательства Российской Федерации о Нотариате (утвер ВС РФ 11.02.1993 г № 4462-10).

12. Н.И.Полтавская «Нотариат (курс лекций)», М.: 2010 г.

13. Смирнов, С. В. Нотариат - публично-правовая саморегулируемая оранизация / С.В. Смирнов, Т.Г. Калиниченко, В.А. Бочковенко // Российская юстиция. - 2012. - № 5. - 42-46 с.

14. Смирнов С.В., Калиниченко Т.Г., Бочковенко В.А. О контроле в сфере нотариата в свете грядущей реформы // Российская юстиция. 2011. N 9. -112 с.

15. Г. Г. Черемных, И.Г.Черемных «Нотариальное право Российской Федерации», М.: 2014 г.

16. Черемных, И.Г. Нотариат и нотариальное право России. / И.Г. Черемных - М.: Эксмо, 2011. - 152-161 с.


17. Черемных, И. Г. Сочетание публично-правовых и частноправовых аспектов в правовой природе института российского нотариата / И. Г. Черемных // Государство и право. - 2013. - № 3. - 37-45 с .

18. Щенникова Л. В. Законодательство о нотариате в России: проблемы и решения // Журн. рос. права. - 2014. - № 5. - 35-38 с.

19. Ярков В.В. Контроль за деятельностью нотариусов // Нотариус. 2011. N 2. – 39 с.

Приложение 1

Нотариальная палата - это некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой

нотариальная палата субъекта РФ

федеральная нотариальная палата

Федеральная нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов РФ. Федеральная нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления

осуществляет координацию деятельности нотариальных палат

организует страхование нотариальной деятельности; представляет интересы нотариальных палат в международных организациях

обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов

обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой

представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях

участвует в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью

Нотариальные палаты

образуются в каждом субъекте РФ, имеют статус юридического лица и организуют свою работу на принципах самоуправления. Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений

  1. 1 Черемных, И. Г. Сочетание публично-правовых и частноправовых аспектов в правовой природе института российского нотариата / И. Г. Черемных // Государство и право. - 2013. - № 3. - С. 37-45.

  2. 2 Р.И.Вергасова «Нотариат в России», М.: 2014 г

  3. 1 Основы законодательства Российской Федерации о Нотариате ( утвер ВС РФ 11.02.1993 г № 4462-10).

  4. 1 Корсик К. А. Нотариат в современных условиях. Новые полномочия: больше возможностей, больше ответственности // Закон. - 2012. - № 4. - С. 203-208.

  5. 2 Черемных, И.Г. Нотариат и нотариальное право России. / И.Г. Черемных - М.: Эксмо, 2011. - С. 152-161.

  6. 1 Ю.С.Васильев «Нотариальное право Российской Федерации», М.: 2013 г.

  7. 1 Комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате; под ред. д.ю.н., проф. М.К Треушникова. - М.: Юриспруденция. 2012: - С. 7.

  8. 2 Миронов А. Н. Нотариат [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.Н. Миронов. - 3-e изд., испр. и доп. - М. : ИД ФОРУМ : НИЦ ИНФРА-М, 2015. – С. 224.

  9. 1 Щенникова Л. В. Законодательство о нотариате в России: проблемы и решения // Журн. рос. права. - 2014. - № 5. – С. 35-38

  10. 1 Смирнов, С. В. Нотариат - публично-правовая саморегулируемая оранизация / С.В. Смирнов, Т.Г. Калиниченко, В.А. Бочковенко // Российская юстиция. - 2012. - № 5. - С. 42-46.

  11. 1 Н.И.Полтавская «Нотариат (курс лекций)», М.: 2010 г.

  12. 1 Нотариат: справ. (учеб.-метод. пособие) / под ред. В.В.Ралько и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2013. – С. 777

  13. 1 См.: Бугрей А.Я., Тарбагаева Е.Б. Некоторые аспекты контроля над нотариатом и нотариальной деятельностью // Нотариус. 2011. N 5. С. 218.

  14. 2 Глушенкова М. Нотариусы // Коммерсантъ-Власть. - 2012. - № 40. - С. 49-51.

  15. 1 Андреев В. К. О различии нотариального удостоверения сделок и государственной регистрации // Рос. юстиция. - 2013. - № 1. - С.8-9.

  16. 1 Г.Г.Черемных, И.Г.Черемных «Нотариальное право Российской Федерации», М.: 2014 г.

  17. 1 Розина С.В. Судебное рассмотрение жалоб на отказ нотариуса в совершении нотариальных действий (по материалам обобщения судебной и нотариальной практики Московской области) // Комментарий судебной практики. Вып. 8. М., 2012. С. 95 - 111.

  18. 1 Ярков В.В. Контроль за деятельностью нотариусов // Нотариус. 2011. N 2. С. 39

  19. 1 Смирнов С.В., Калиниченко Т.Г., Бочковенко В.А. О контроле в сфере нотариата в свете грядущей реформы // Российская юстиция. 2011. N 9. С.112