Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 368
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты разработки плана маркетингового исследования
1.1. Понятие и особенности маркетингового исследования
1.2. Методы и организационная система маркетингового исследования
1.3. Процесс планирования маркетинговых исследований
Глава 2. Разработка и реализация плана маркетингового исследования гостиниц города Казани
2.1. Характеристика базы исследования
2.2. План маркетингового исследования гостиничных услуг отелей г. Казань
Глава 3. Проблемы и перспективы системы маркетинговых исследований
Глава 2. Разработка и реализация плана маркетингового исследования гостиниц города Казани
2.1. Характеристика базы исследования
Республика Татарстан по количеству гостиничных постояльцев среди российских регионов входит в пятерку лидеров. Согласно официальным статистическим данным по итогам 2017 г. наблюдается рост гостиничной загрузки в городе Казань. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года этот показатель вырос на 21 %[44].
В столице Татарстана на первое января 2018 г. а в Казани осуществляют свою деятельность 287 гостиниц и 55 хостелов[45].
На данный момент средняя продолжительность пребывания граждан РФ и других государств в исследуемых гостиницах составила 3 дня. Гости столицы республики в сутки тратят, в среднем, порядка трех тысяч рублей.
По данным предоставленным фирмой «Инвест-Аудит», которая провела исследование обеспеченности гостиницами Казани, показатели среднегодовой загрузки казанских гостиниц в 2017 г. составляли 48 %[46]. При этом, шесть ведущих казанских учреждений гостеприимства, которые относятся к сегменту три-пять звезд, загружаются более, чем на шестьдесят процентов. На долю этих шести гостиниц приходится 25 процентов всего номерного фонда Казани (см. рис. 5).
На данный момент гостиничный бизнес в Казани считается одним из самых развитых в России. На гостиничном рынке Казани сложилась диспропорция. Конкуренция в категории трех- и четырехзвездочных отелей ощущается уже сейчас, однако в этот сегмент приходят все новые и новые игроки.
Рисунок 5. Структура рынка гостиничных услуг города Казани
Загрузка отелей города медленно, неравномерно, но растет[47] (рис. 6).
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Рисунок 6. Динамика загрузки казанских гостиниц 2011-2017 гг. (в %)
Номерной фонд в столице Татарстана составляет 9 300 номеров. По такому показателю, как обеспеченность гостиницами на тысячу жителей, Казань лидирует среди всех городов Волжского кластера, в которых проходит Чемпионат мира по футболу.
Рисунок 7. Динамика загрузки казанских гостиниц 2011-2017 гг.
Основная масса отелей уровня «две звезды» - это очень старые, обшарпанные гостиницы либо общежития, в которых абсолютно не развиты никакая инфраструктура, как правило, отсутствует и дополнительный сервис. Строительство гостиниц эконом-класса очень перспективное направление. В Европе, к примеру, очень популярны среди студентов и у населения с низким уровнем дохода хостелы - недорогие комфортабельные гостиницы. В последнее время популярность в городе набирает и данный вид размещения, хотя еще в 2012 г. этот сегмент рынка был практически не развит. Сейчас в Казани работает 55 хостелов.
2.2. План маркетингового исследования гостиничных услуг отелей г. Казань
Конечной целью маркетинговых исследований является выявление целевого рынка, на котором гостиница может реализовать свои услуги с наибольшей эффективностью.
Итак, при изучении рынка гостиничных услуг города Казани использовалась существующая статистическая информация, предоставленная в сети Интернет, а также использовалась вторичная информация в виде опроса потребителей и работников гостиничной индустрии.
Исследуя рынок гостиничных услуг Казани, можно выделить следующие задачи:
1) изучение характеристик рынка гостиничных услуг.
В связи с повышением остроты конкурентной борьбы каждой гостинице Казани необходимо занять определенную часть рынка, сформировать список постоянных клиентов, и стремиться его расширить за счет потенциальных клиентов. Для достижения данной цели практически все отели города проводят маркетинговые исследования в области тщательного изучения рынка гостиничных услуг г. Казани и его характеристик.
Нами представлен пример комплексного маркетингового исследования гостиничного предприятия «Старый Город» для того чтобы раскрыть основные вопросы, которые решает гостиница при выходи на рынок с помощью методов маркетинговых исследований.
В процессе вхождения на рынок, гостиницей «Старый Город» был проведен опрос потребителей рынка гостиничных услуг. В опросе потребителей рынка гостиничной индустрии участвовало 450 человек. В результате было установлено следующее:
- главными потребителями гостиничных услуг являются мужчины (72%);
- преобладающее большинство потребителей в возрасте 30-40 лет;
- из иностранных гостей большинством являются граждане Франции, Германии, Китая и Средней Азии;
- в 80 % иностранные туристы приезжали в Казань с экскурсионно- познавательными целями. Около 15% человек посещали Казань с иными целями – в связи с поступлением в вуз, на свадьбу к знакомым и другое. Лишь 5% опрошенных приехали в Казань с целью посещения различных деловых мероприятий, форумов и конференций;
- в большинстве случаев выбор гостиницы зависит от цены и от месторасположения, которое играет особенно большую роль у гостей;
- наиболее важными гостиничными услугами большинство опрошенных считает наличие удобств в номере, бесплатный завтрак, наличие ресторана в гостинице, ежедневную уборку и смену белья, а также возможность стирки одежды. Важными также считаются наличие телевизора и телефона в номере и спортзала в гостинице;
- основными недостатками гостиничного обслуживания опрошенные указали высокие цены и не всегда вежливое обслуживание персонала.
Рисунок 8. Профессионально-социальный статус потребителя гостиничных услуг по данным исследования гостиницы «Старый Город
2) анализ конкурентоспособности и конкурентных преимуществ.
Маркетинговый отдел гостиницы «Korston Club Hotel Казань»[48] провел исследование конкурентоспособности предприятия в сравнении с другими отелями города, противопоставив их по инфраструктуре и площадям для конференций, выделив конкурентные преимущества Корстона (см. таблицы 2, 3).
Таблица 2
Лидеры по инфраструктуре среди ведущих гостиничных предприятий города Казани по данным маркетингового отдела гостиницы «Korston Club Hotel Казань»
Общая площадь |
Площадь |
Территория общепита |
Кол-во этажей |
Кол-во |
||
кол-во залов |
кол-во мест |
|||||
1 |
«Гранд Отель Казань» |
95 |
4 |
300 |
17 |
100 |
2 |
«Шаляпин Палас |
100 |
2 |
200 |
5 |
40 |
3 |
Hayall |
50 |
1 |
100 |
9 |
80 |
4 |
«Волга» |
80 |
2 |
80 |
5 |
20 |
5 |
Ibis Kazan |
100 |
1 |
100 |
5 |
20 |
6 |
«Ривьера» |
100 |
3 |
204 |
25 |
384 |
7 |
Korston Club Hotel |
100 |
7 |
728 |
6 |
200 |
Таблица 3
Лидеры по площадям для конференций среди ведущих гостиничных предприятий города Казани по данным маркетингового отдела гостиницы «Korston Club Hotel Казань»
Общая площадь |
Кол-во мест |
Кол-во конференц- залов |
||
1 |
Korston Club Hotel |
2 600 |
3 600 |
5 |
2 |
«Гранд Отель Казань» |
450 |
680 |
4 |
3 |
«Шаляпин Палас Отель» |
320 |
325 |
4 |
4 |
Hayall |
214 |
187 |
2 |
5 |
Ibis Kazan |
70 |
100 |
2 |
6 |
«Волга» |
44 |
50 |
1 |
7 |
«Ривьера» |
778 |
735 |
6 |
Анализ таблицы 2 дает возможность сделать вывод о том, что у отеля Korston Club Hotel максимальная площадь покрытия Wi-fi, которая составляет 100 %. Приведённые в таблице данные позволяют сделать вывод, что не у всех гостиниц такие высокие показатели. Территория общепита так же максимальная – 7 залов в общей сложности на 728 посадочных мест. Так же отель на втором месте по количеству мест в паркинге.
Согласно таблице 3, Korston Club Hotel по количеству конференц-залов на втором месте. Но у данного отеля самые большие и вместительные залы. В общем объёме они составляют 2 600 кв. м. на втором месте по площади «Ривьера» - всего 778 квадратных метров. По количеству посадочных мест - Korston Club Hotel абсолютный лидер – 3 600 мест. На втором месте по количеству мест «Ривьера» - всего 735 мест.
Таким образом, из данного анализа первичной маркетинговой информации можно сделать вывод, что комплекс гостиницы Корстон занимает свою уникальную нишу на рынке гостиничного и развлекательного бизнеса. Конкуренция со стороны гостиниц подобного уровня практически отсутствует, что позволит комплексу надолго сохранить свои конкурентные преимущества и устойчивую позицию на рынке.
3) анализ ассортимента продукции.
Гостиница «Волга» [49] при помощи специальных маркетинговых организаций у провела исследование в области реализации гостиничных продуктов и услуг.
Таблица 4
Объем реализованных услуг гостиницы «Волга»
Наименование услуги |
Объем реализации, тыс. руб. |
Изменения |
||
2016 |
2017 |
+/- |
% |
|
1. Объем реализованных услуг |
9 450 |
11 700 |
2 250 |
19,2 |
2. Основные гостиничные услуги |
8 790 |
9 995 |
1 205 |
12,0 |
3. Дополнительные услуги |
660 |
1 705 |
1 045 |
61,3 |
Согласно данным проведенного исследования (см. табл. 4), мы можем узнать, о том, что: доля доходов от гостиничных услуг отеля «Волга» в общей сумме доходов составляет 94,3%. Объем реализованных услуг гостиницы «Волга» увеличился на 19,2 % в 2017 г., прибыль гостиницы увеличилась на 39,3 %. При этом объем реализации основных гостиничных услуг отеля «Волга» увеличился на 12 % в 2017 г. А объем реализации дополнительных услуг гостиницы «Волга» увеличился на 61,3 % в 2017 г.
4) изучение клиентов методом анкетирования.
Для исследования клиентов и потенциальных клиентов, и выявления необходимости каких-либо изменений в предоставлении услуг хостела «Daily» нами было проведено анкетирование 20 человек – клиентов хостела. Возраст респондентов варьируется от 18 до 45 лет, большинство в возрасте от 21 до 35 лет. Анкетирование проводилось анонимно, при этом респондентам сообщалась цель исследований.
Таблица 5
Результаты исследования клиентов и потенциальных клиентов, и выявления необходимости каких-либо изменений в предоставлении услуг хостела «Daily»
1. Вы приехали в хостел «Оаііу» |
|
из дальнего зарубежья |
16% |
из ближнего зарубежья |
20% |
из РФ |
64% |
2. Цель Вашего визита в Казань |
|
культурный отдых и туризм |
59% |
работа, командировка |
40% |
3. Вы приезжаете |
в хостел «Оаііу» |
в первый раз |
64% |
уже несколько раз |
17% |
регулярно на протяжении нескольких |
8% |
месяцев регулярно на протяжении нескольких лет |
11 % |
4. Вы проживаете в номере категории: |
|
семейный |
31 % |
улучшенный |
26% |
общий |
43% |
5. Вы находите цены на проживание в хостеле «Daily» |
|
вполне нормальными |
47% |
скорее низкими, чем высокими |
26% |
скорее высокими, чем низкими |
19% |
высокими |
8% |
6. Для Вас наиболее значимым фактором является: |
|
стоимость услуги |
3% |
качество предоставляемой услуги |
51 % |
учёт Ваших личных, индивидуальных |
7% |
особенностей |
|
скорость предоставление услуги |
11 % |
уровень обслуживания |
28% |
7. Насколько комфортным показался Вам психологический климат гостиницы? |
|
комфортный |
74% |
некомфортный |
26% |