Файл: Исполнение уголовного наказания в виде смертной казни (История развития штрафа в российском уголовном законодательстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эта проблема приобретает еще более актуальное звучание в сочетании с требованиями ч. 1 ст. 56 УК РФ, устанавливающей запрет на назначение наказания в виде лишения свободы лицу, совершившему впервые преступление небольшой тяжести, при отсутствии отягчающих обстоятельств.

По этим видам преступлений штраф выступает в качестве единственного безальтернативного вида наказания ввиду невозможности назначить указанной категории лиц наказание в виде лишения свободы. При этом для таких лиц исключается возможность назначения лишения свободы условно. В этом случае суды вынуждены назначать штраф без учета возможности его исполнения осужденным, требование о котором содержится в ст. 46 УК РФ[11].

В то же время правовая проблема проявляется в отсутствии эквивалентности штрафа и альтернативных наказаний, критериев для определения размера (продолжительности) альтернативного наказания, назначаемого в порядке замены. Так, аналогично тому, как в ч. 2 ст. 72 УК РФ закреплена соразмерность заменяемых наказаний, можно законодательно установить, к примеру, что штраф в размере до 10 тыс. рублей соответствует обязательным работам до 80 часов. Выявленное обстоятельство может повлечь за собой нарушение принципа справедливости, поскольку альтернативные меры могут быть менее строгими видами наказаний в зависимости от пропорциональности штрафу при их назначении, а также препятствует единообразию судебной практики.

Кроме того, у нас сложилась уникальная ситуация, которой нет больше нигде в мире. В Уголовном кодексе сосуществует три вида штрафа: штраф как вид уголовного наказания (ст. 46); штраф как субсидиарная мера ответственности, характерная для гражданского права и совершенно неуместная в уголовном законе (ч. 2 ст. 88), и, наконец, штраф как откуп от правосудия (ст. 76.1).

Таким образом, В современных экономических и политических условиях штраф как уголовное наказание полностью отвечает целям восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. К тому же при выборе такой политики государство, несомненно, выиграет в экономическом плане: увеличится приток денежных средств за счет уплаты штрафов и одновременно снизятся расходы на содержание осужденных к лишению свободы, так как для многих из виновных наказание будет сведено к денежным санкциям.


Глава 2. Порядок исполнения уголовного штрафа

2.1 Понятие порядка исполнения уголовного штрафа

Уголовный штраф как основное, так и дополнительное уголовное наказание является часто применимым. В количественном выражении в виде основного наказания суды, за последние пять лет (2014–2018), назначали его в среднем в 91 тыс. приговоров (14 %). Это третье, после лишения свободы и обязательных работ, а в некоторые годы, второе место среди мер уголовно-правового характера. Доля назначения штрафа в числе иных дополнительных наказаний, в среднем, за этот же период, составила 24 % и ежегодно колебалась от почти 10 тыс. до 13 тыс. приговоров.

Статистическая картина исполнения уголовного штрафа не внушает оптимизма. Согласно сведениям о взыскании ФССП России денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, количество исполнительных производств, находящихся на исполнении снижается (от 195 тыс. в 2014 г. до 165 тыс. в 2018 г.) При этом денежные суммы в остатке исполнительных производств наоборот увеличиваются.

Так, если в 2014 г. сумма остатка исполнительных производств составляла 13 млрд. руб., то в 2018 г. уже более 36 млрд. руб. Этот размер мог быть значительнее, если бы государство не списало за последние два года 4,5 млрд. руб. задолженности согласно п. 3 ч. 14 ст. 103 ФЗ «Об исполнительном производстве» (амнистия, помилование), а приставы не прекратили исполнительных производств в связи с заменой штрафа другим видом наказания на 1 млрд. руб. Фактически, добровольно либо принудительно взыскивается лишь 4,5–5 % от всей имеющейся суммы задолженности, остальное переходит в остаток на следующий год либо исполнительные производства прекращается по другим основаниям[12].

Распространенность назначения судами штрафа, невысокие показатели окончания исполнительного производства уплатой штрафа, приводят к усложнению работы приставов-исполнителей, требуя от них применения всех предусмотренных законом мер по работе с осужденными, включая вопросы прекращения исполнительных производств по иным, чем фактическое исполнение, основаниям, приостановления, отложения исполнительных производств, формирования представлений о замене штрафа другим наказанием. Еще одна проблема – соотношение Уголовно-исполнительного кодекса РФ[13] и ФЗ «Об исполнительном производстве»[14] в части исполнения уголовного штрафа. В совокупности эти и другие вопросы актуализируют рассмотрение порядка исполнения уголовного штрафа.


Исполнительное производство о взыскании штрафа представляет собой последовательные действия (процедуры), в ходе которых судебный пристав-исполнитель правильно и своевременно обеспечивает исполнение приговора суда в виде штрафа. Всего таких процедур четыре: возбуждение исполнительного производства, подготовка к осуществлению исполнительных действий, осуществление исполнительных действий, завершение исполнительного производства.

Возбуждению исполнительного производства предшествуют действия, связанные с передачей необходимых документов от суда к приставу. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации[15] (ст. 390, 393) в течение трех суток после вступления в законную силу обвинительного приговора или возвращения дела из апелляционной инстанции суд осуществляет обращение приговора к исполнению. По указанию судьи, работник аппарата суда направляет следующие документы:

1) распоряжение об исполнении приговора, подписанное председательствующим по делу и председателем суда, в котором содержится требование немедленного исполнения приговора, сообщения о его исполнении, а также указывается фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес осужденного, наименование суда, вынесшего приговор, дата приговора его вступления в законную силу;

2) копию приговора;

3) исполнительный лист о взыскании штрафа.

Названные документы направляются в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по месту жительства осужденного, где передаются судебному приставу-исполнителю, который не позднее трех следующих дней обязан вынести постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении исполнительного производства.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства записывается, что исполнительные документы соответствуют требованиям, не истек срок предъявления документа, указывается наименование и адрес подразделения судебного пристава, реквизиты исполнительных документов, адрес должника и взыскателя, дата его вынесения, должность, фамилия, инициалы пристава. Постановляется факт возбуждения исполнительного производства, предусмотренные законом сроки добровольного исполнения, банковские реквизиты соответствующего территориального подразделения федеральной службы судебных приставов для перечисления денежных средств, требование о предоставлении приставу копии платежного документа. Если суд принял решение о рассрочке уплаты штрафа, то называются сроки и размеры уплаты частей штрафа. Осужденный предупреждается под роспись об обязанности представить сведения об имуществе и имущественных правах, счетах в кредитных организациях; временном ограничении въезда и выезда за пределы Российской Федерации; о замене штрафа другим наказанием в случае злостного уклонения от его исполнения; взыскании исполнительского сбора при неоплате штрафа в срок; праве судебного пристава входить в жилое помещение осужденного. Копия постановление вручается осужденному не позже следующего дня после его вынесения, направляется в суд.


При вынесении постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства пристав-исполнитель руководствуется ст. 31 и 103 ФЗ «Об исполнительном производстве». Законодательством также устанавливается шестидесятидневный срок для добровольной уплаты штрафа.

2.2 Стадии осуществления исполнительных действий

В период добровольной уплаты штрафа пристав-исполнитель может готовиться к осуществлению исполнительных действий, а также осуществлять только те из них, которые не относятся к мерам принудительного взыскания. В ст. 64 дан не исчерпывающий перечень исполнительных действий, которые направлены на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а также понуждение осужденного к своевременному, правильному и полному исполнению приговора.

Например, судебный пристав-исполнитель может вызвать осужденного для вручения постановления о возбуждении исполнительного производства; рассматривать различные заявления и ходатайства осужденного, проводить проверку правильности перечисления денежных средств, устанавливать временные ограничения на выезд осужденного с территории Российской Федерации и пользование осужденным специальным правом (ограничительные меры); осуществлять иные действия. К ним, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»[16] отнесено установление запрета на распоряжение принадлежащим должнику имуществом (в том числе запрета на совершение в отношении него регистрационных действий). Данное исполнительное действие позволяет обеспечить исполнение штрафа, предотвратить выбытие имущества из владения осужденного, если пристав-исполнитель имеет достоверную информацию о наличии имущества, но его опись произвести не представляется возможным. Установление временного ограничения на выезд за пределы Российской Федерации при исполнении штрафа основывается не на положениях ст. 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве», посвященной данному вопросу, а на прямом запрете на выезд за пределы Российской Федерации граждан, осужденных за совершение преступления до отбытия (исполнения) ими наказания (ст. 15 и 28 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[17]) и обязательно реализуется в момент возбуждения исполнительного производства.


Необходимо отметить, что осуществление исполнительных действий сопровождается отдельными проблемами. Например, приставы-исполнители допускают ошибки в идентификации осужденных. Как указывается в письме от 29 мая 2017 г. № 00011/17/48684-ДА[18] это связано с ограниченным количеством идентификационных признаков (Ф.И.О., дата рождения, место рождения), которые нередко совпадают и исполнительные действия, меры принудительного взыскания накладываются на других людей, имеющих идентичные данные.

Причина этого заключается в том, что обработка запросов осуществляется в автоматическом режиме и программа выдает всех лиц с совпадающими ФИО и датой рождения, но при этом место рождения не учитывается в связи с различным его написанием. Аналогичная ситуация происходит и при получении ИНН и СНИЛС. В настоящее время проводится работа по созданию банка данных исполнительных производств по лицам, имеющим идентичные анкетные данные (двойников).

Меры понуждения и принудительного взыскания, предусмотренные статьями 64 и 68 пристав полномочен применять только по окончанию 10 дней со дня истечения срока добровольной уплаты штрафа. Если уплата штрафа осужденным произведена в полном объеме, пристав заканчивает исполнительное производство. При рассрочке штрафа пристав осуществляет контроль за своевременностью и полнотой уплаты штрафа. В случае отсутствия информации об оплате штрафа осужденный признается злостно уклоняющимся от его уплаты. В действующем законодательстве не содержится легального определения злостного уклонения от уплаты штрафа.

Анализ Уголовно-исполнительного кодекса РФ и Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. № 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора»[19] позволяет сформулировать данное понятие. Под злостным уклонением от уплаты штрафа следует считать неуплату штрафа в установленный законом срок без уважительных причин, связанных с независимыми от лица жизненными обстоятельствами. Установление других условий, кроме неуплаты штрафа в срок для признания осужденного злостно уклоняющимся от уплаты штрафа не требуется.

Уважительными причинами пропуска срока являются такие обстоятельства, которые не зависят от осужденного и возникли после постановления приговора. Например, утрата дееспособности, нахождение на лечении в стационарном лечебном учреждении, утрата заработка или имущества вследствие обстоятельств, которые не зависели от лица. Простые факты отсутствия денежных средств у осужденного, отбытие уголовного наказания в виде лишения свободы по другому приговору, наличие на иждивении детей, родившихся после постановления приговора, не могут признаваться уважительными причинами неуплаты штрафа.