Файл: Особенности управления муниципальным образованием (на примере Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Органы местного самоуправления: основные понятия, формы, принципы и функции
1.3 Методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г. ЧЕЛЯБИНСКА
2.2 Анализ эффективности деятельности Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблемы теории местного самоуправления, его правового регулирования и организации уже многие десятилетия являются предметом научного осмысления и широких общественных дискуссий. XIX век породил множество теорий местного самоуправления, которые до сих пор остаются актуальными и продолжают влиять на его практическую реализацию. Богатый исторический опыт земского и городского самоуправления, накопленный в России, все еще остается невостребованным. Возрождение идей местного самоуправления и их реализация наблюдались в странах европейского континента в 60-70-х годах XX столетия; в 1985 году была одобрена Европейская Хартия о местном самоуправлении, принято новое национальное законодательство. Значительный интерес к местному самоуправлению проявлен в Российской Федерации в 90-х годах, на новом витке ее исторического развития. Современное российское общество находится в процессе общей трансформации исполнительной власти. В то же время происходит формирование и развитие системы местного самоуправления.
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации и одной из форм осуществления власти народа, своего рода альтернативой управлению местными делами «сверху». Основной задачей органов местного самоуправления является решение вопросов местного значения, то есть вопросов прямого обеспечения жизнедеятельности населения муниципалитета. Местное самоуправление в России в настоящее время осуществляется на территориях городов, поселков, деревень, районов, сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований, а также в границах внутригородских муниципалитетов, созданных на территории районов города.
Органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему государственных органов власти. Органы местного самоуправления являются представительными и иные выборные органы местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации на территориях, где осуществляется местное самоуправление, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Деятельность местных администраций по природе носит управленческий характер и направлена на достижение определенного социального результата. Работа с документацией, которая обеспечивает процессы управления, является важным элементом деятельности местных администраций, и от ее состояния во многом зависят оперативность и качество решений, принимаемых местными органами власти, а также эффективность их реализации.
В современных условиях постоянного поиска наиболее эффективных форм местного управления, изменения форм и методов управленческой деятельности, роста объема информации, развития информационных технологий и интеграции новых информационных технологий в традиционные делопроизводственные системы повышаются требования к качеству документационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Все вышесказанное определило актуальность данной работы.
Объектом курсовой работы являются органы местного самоуправления (на примере Администрации Тракторозаводского района города Челябинска).
Предмет курсовой работы – деятельность органов местного самоуправления на примере Администрации Тракторозаводского района города Челябинска.
Цель курсовой работы – анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления, и разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности Администрации Тракторозаводского района города Челябинска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить основные понятия, формы, принципы и функции органов местного самоуправления;
- Сделать анализ нормативно-правового регулирования и выявить особенности деятельности в сфере управления органами местного самоуправления;
- Определить методику оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;
- Дать общую характеристику социально-экономического состояния Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска;
- Провести анализ эффективности деятельности Администрации
- Тракторозаводского района г. Челябинска;
- Разработать рекомендации по повышению эффективности деятельности
- Администрации Тракторозавосдкого района г. Челябинска;
- Провести оценку эффективности предложенных рекомендаций.
Для написания курсовой работы были использованы работы таких авторов, как: Нечаев В.Д., Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Выдрин И.В., Гладышева А.Г, Авакьян С.А., Емельянова Н.А., Тихомирова Ю.А. и др.
Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением и библиографическим списком.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Органы местного самоуправления: основные понятия, формы, принципы и функции
По действующему федеральному законодательству (Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.
Обращаясь к закону, которыйрегламентирует местное самоуправление в Российской Федерации, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ [4]. О. Е. Кутафин характеризует органы местного самоуправления как «органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий»[10, c.35]. В свою очередь М. Н. Козюк утверждает: «Под органом местного самоуправления понимается созданный в порядке, установленном уставом муниципального образования, элемент (звено) системы местного управления, состоящий из коллектива муниципальных служащих (должностного лица), выполняющих задачи по решению вопросов местного значения, обладающий организационной обособленностью, собственной компетенцией и полномочиями» [24, c.44].«Органы местного самоуправления – по мнению профессора А.А. Подсумковой, – выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти» [11].
Форму органов местного самоуправления можно представить, как (рисунок 1):
- Местный референдум;
- Муниципальные выборы;
- Голосование населения муниципалитета по некоторым вопросам местного значения;
- Гражданское собрание, характеризуется как форма, используемая в небольших муниципалитетах (не более 100 человек), а конгрегация граждан осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления;
- Законодательная инициатива граждан связана с осуществлением группой граждан определенного количества права представлять проекты муниципальных правовых актов для рассмотрения в органы местного самоуправления, подлежащие обязательному рассмотрению;
- Территориальное публичное самоуправление рассматривается как самоорганизация граждан по месту их жительства со стороны территории поселения: на территории входа, дома, группы домов, микрорайона, сельского поселения, который не является поселением;
- Общественные слушания могут проводиться для обсуждения проектов муниципальных правовых актов;
- Сбор граждан может проводиться для обсуждения вопросов местного значения, информирования общественности о деятельности местных органов власти и должностных лиц, реализации территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования;
- Гражданская конференция (встреча делегатов) осуществляется в определенных случаях полномочия собраний граждан;
- Опрос граждан проводится на всей территории муниципалитета для определения мнения населения и его учета при принятии решений местными органами власти и должностными лицами, а также государственными органами, в то время как результаты опроса носят рекомендательный характер;
- Специальные и коллективные обращения граждан к органам местного самоуправления;
- Иные формы, не противоречащие Конституции Российской
- Федерации, федеральному и региональному законодательству. Косвенная форма осуществления власти на местах заключается в осуществлении местного самоуправления через органы и должностных лиц местного самоуправления.
Рисунок 1 – Формы осуществления органов местного самоуправления
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", соответствующие законы субъектов Российской Федерации, основываясь на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в РФ. Принципы органов местного самоуправления можно представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Принципы местного самоуправления в Российской Федерации
В соответствии с типом выполняемых функций органы местного самоуправленияделятся на представительские (функции проекта) и исполнительные (программная функция). Представление интересов заключается в их идентификация, агрегация, накопление, принятие программы (проекта) развитие муниципального образования (отсюда и термин «функция проекта») и правовые акты, необходимые для реализации проекта. Реализация интересов обеспечивается путем разработки и выполнения программы деятельности органов местного самоуправления («программная функция»), направленных на реализацию проекта. Этим двум типам функций существует два основных типа органов местного самоуправления представительные и исполнительные.
Согласно статье 34 главы 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,структура органов местного самоуправления представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Структура органов местного самоуправления
В законе также установлен перечень обязательных органов, входящих в структуру местного самоуправления, которые в обязательном порядке должны быть в муниципальном образовании. Ими являются:
- Представительный орган муниципального образования;
- Глава муниципального образования;
- Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования.
Уставы ряда муниципальных образований содержит следующую структуру органов местного самоуправления: городская дума представительный орган; администрация города исполнительно-распорядительный орган; контрольносчетная палата контрольный орган; глава города, который является председателем городской думы, высшее должностное лицо. Для небольших сельских поселений закон предусматривает возможность объединения функций главы муниципального образования, руководителя исполнительно-распорядительного органа и председателя представительного органа муниципального образования, это и позволяет сэкономить средства из местного бюджета на содержание аппарата. Эта структура местного самоуправления должна быть закреплена в уставе муниципалитета. Согласно этому закону, устав муниципалитета заключает такие организационные вопросы:
- Порядок формирования органов местного самоуправления;
- Компетенция органов местного самоуправления;
- Срок полномочий органов местного самоуправления;
- Формы подотчетности и контроля органов местного самоуправления;
- Иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления.
1.2 Анализ нормативно-правового регулирования и особенности деятельности в сфере управления органами местного самоуправления
Систематизация нормативно-правового регулирования осуществлена в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Основой нормативно-правового регулирования и особенности деятельности в сфере управления органами местного самоуправления является система нормативно-правовых актов, которые определяют формы осуществления, организацию, гарантии местного самоуправления, его функции и задачи, ответственность и компетенцию органов и должностных лиц местного самоуправления, а также их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами и их объединениями в РФ.
Анализ статей 3,12, а также главы 8 Конституции РФ показывает, что местное самоуправление, его органы не входят в систему государственной власти. Правда они могут наделяться отдельными государственными, участвовать в осуществлении функций государства [9].
Нормативные правовые акты представительного органа регулируют важнейшие процессы жизнедеятельности муниципального образования.
Основные примеры положений о местных референдумах и выборах:
- Положение об организации территориального общественного самоуправлении на территории муниципального образования;
- Положение о порядке управления собственностью муниципального образования;
- Правила землепользования и застройки;
- Положение о муниципальной службе;
- Положение о муниципальном заказе; 6) Правила торговли и т.д.
Мировая практика непосредственно дает огромное разнообразие организационных и экономических решений в области местного самоуправления. Это разнообразие принципиально важно. Если ряд органов местного самоуправления примет неверные решения, в условиях демократии и свободного обмена опытом общая «цена ошибки» все равно меньше, а устойчивость системы выше, чем если государство, пытаясь централизованно решать вопросы местного значения, допускает одну маленькую ошибку. И политики, и ученые согласны в том, что «коммунальная глупость – не аргумент, чтобы государство брало на себя все сферы деятельности» [18c.61].