Файл: Особенности управления муниципальным образованием (на примере Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Органы местного самоуправления: основные понятия, формы, принципы и функции
1.3 Методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г. ЧЕЛЯБИНСКА
2.2 Анализ эффективности деятельности Администрации Тракторозаводского района г. Челябинска
В таблице предоставлены самые эффективные проблемы деятельности местного самоуправление, что является непосредственно немало важным фактором для развития дальнейших целей и решений.
В октябре 2007 года Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был дополнен статьей 18.1 об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления. В целях реализации этого положения Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008г. №607 утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Перечень включает 30 показателей, большинство которых разбито на несколько подпунктов. Предложенная система показателей направлена на оценку работы органов местного самоуправления в сферах образования, здравоохранения, дорожного хозяйства и транспортного обслуживания, жилищного строительства, жилищно - коммунального хозяйства и других направлений. Информационная прозрачность деятельности органов исполнительной власти всех уровней регулируется федеральным законом №8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который подписан 9 февраля 2009 года Президентом РФ и вступил в силу с 1 января 2010 года. Действие данного закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа всех пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Оценка эффективности управления в органах власти, явление достаточно сложное, и связано это с тем, что субъект управления представляет собой совокупность «субъектов управления», каждый из которых выполняет строго определенные функции. В органах местного самоуправления в качестве элементов совокупного субъекта управления выступают: представительный орган, глава муниципального образования, глава местной администрации, контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения. Необходимо различать эффективность элементов субъекта управления, каждого из органов управления и общую эффективность управления как некую интегральную сумму эффективностей совокупного субъекта управления и совокупного органа управления. Каждая из которых, в свою очередь, разлагается на внутреннюю и внешнюю эффективность. Внутренняя эффективность заключается в эффективность работы органов местного самоуправления, которая заключается в эффективности выработки, принятия, организации исполнения решений, обеспечивающих наращивание, развитие и рациональное использование потенциала личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса, их самодостаточность. Оценить данную эффективность можно при помощи двух групп расчетов.
Первая, так называемая общая, характерная для многих организаций. К основным коэффициентам относятся: оценка оперативности работы аппарата управления; рациональности управленческой документации; соответствия структуры и численности аппарата управления нормативным требованиям по выполняемым функциям; обеспеченности и соответственно использования современных информационных технологий, оргтехники; управляемости; качества выполнения управленческих функций и некоторые другие. Общийпоказатель состояния уровня организации управления устанавливается с учетом всех указанных показателей и определяется как средневзвешенная величина.
Вторая конкретная, характерная только для конкретной организации в конкретных условиях внешней среды, поскольку именно она (внешняя среда) диктует требования к правилам и процедурам, коммуникациям и отношениям, взаимосвязи между подразделениями администрации и внутри них, процессам или действиям, упорядочению, согласованности, целевой направленности деятельности, полномочиям, ответственности. Внешняя эффективность характеризуется степенью соответствия целей и результатов деятельности органов власти потребностям и интересам населения, уровень удовлетворенности запросов населения в услугах данного рода.
В общем виде эффективность можно определить, как соотношение достигнутых результатов и затраченных на это ресурсов. Соответственно, чтобы оценить эффективность, необходимо по заранее выбранным критериям и показателям оценить результаты (например, в частном секторе экономики - прибыль), затем - затраченные на это ресурсы, а затем соотнести их. Управление должно анализироваться и оцениваться по социальным эффектам, в этом отличие от предпринимательства, управления, общего частного и группового. Под индикатором эффективности в самом широком смысле означает описательный или количественный показатель, характеризующий результат деятельности или успех движения в направлениидостижение поставленной цели.Показатели эффективности определяют количественную меру соответствия полученного результата желаемому (требуемому). Показатель эффективности - это всегда число (иногда соотношение), выражаемое в баллах, процентах, рублях, чел/час, временных параметрах, вероятностных характеристиках и др. Если показатель можно выразить одним значением, он будет скалярным. Как правило, чаще используется векторный показатель, объединяющий в себе несколько частных скалярных показателей [28]. Структуру показателей оценки эффективности органов местного самоуправления можно увидеть на рисунке 4.
Рисунок 4 – Структура показателей оценки эффективности органов местного самоуправления
Методика оценки эффективности органов местного самоуправления включает в себя:
- Комплексная оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления определяется по формуле:
(1) где: Ипn – сводный индекс значения показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления; Ипс – сводный индекс значения показателя оценки населением деятельности органов местного самоуправления.
- Сводный индекс (Ип) показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления определяется по формуле:
Ип = 0,6 × Ист + 0,4 × Исо, (2)
где: Ист – индекс среднего темпа роста показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления; Исо – индекс среднего объема показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления.
- Индекс среднего темпа роста показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления (Ист) определяется: а) в отношении индекса показателя, большее значение которого отражает большую эффективность по формуле:
Ист = (Т – Т мин) ÷ (Т макс –Т мин), (3)
где: Т – значение среднего темпа роста показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному; Т мин минимальное значение среднего темпа роста показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному; Т макс максимальное значение среднего темпа роста показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному; б) в отношении индекса показателя, большее значение которого отражает меньшую эффективностьпо формуле:
Ист = (Т макс – Т) ÷ (Т макс – Т мин) (4)
- Индекс среднего объема показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления (Исо) определяется: а) в отношении индекса показателя, большее значение которого отражает большую эффективность по формуле:
Исо = (О – Омин) ÷ (О макс – Омин), (5)
где: О – значение среднего объема показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному; О мин минимальное значение среднего объема показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному; О макс максимальное значение среднего объема показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному; б) в отношении индекса показателя, большее значение которого отражает меньшую эффективностьпо формуле:
Исо = (Омакс – О) ÷ (О макс – Омин) (6)
- Средний темп роста показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному, определяется по формуле:
Тi, (7)
где: Пj значение показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления за отчетный период; Пj–1 значение показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления за год, предшествующий отчетному; Пj–2 значение показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления за год, предшествующий на 2 года отчетному; Пj–3 значение показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления за год, предшествующий на 3 года отчетному.
- Значение среднего объема показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному, определяется по формуле:
О = (8)
- Значения показателей оценки населением эффективности деятельности органов местного самоуправления определяются на основе данных независимых опросов населения, порядок организации и проведения которых определяется нормативным правовым актом высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
Правило оценки населением эффективности деятельности руководителей представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Правило оценки населением эффективности деятельности руководителей
Система показателей результативности на разных уровнях не должна быть противоречивой, кроме того, правильно поставленная цель в виде показателей эффективности на низшем уровне иерархии должна способствовать улучшению показателей на верхнем уровне. В силу того, что построение показателей идет «сверху - вниз», т.е. от целей и задач органа власти, показатели на нижних уровнях должны способствовать достижению данных целей. Таким образом, необходимость приближения местного самоуправления к населению и обеспечения эффективности деятельности муниципальных образований в решении вопросов местного значения требует создания и внедрения показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Эффективность муниципального управления характеризуется, как сложное многогранное понятие. Измерить ее можно только с помощью нескольких методических подходов и системы различных показателей. В каждом конкретном случае необходимо обосновать и разработать такую систему критериев и показателей, которая соответствовала бы объекту управления.
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г. ЧЕЛЯБИНСКА
2.1 Социально-экономическое состояние Тракторозаводского района г. Челябинска и анализ системы управления органов местного самоуправления
Администрацией Траторозаводского района города Челябинска является территориальным органом Администрации города Челябинска, выполняющий исполнительные и административные функции и функции контроля на территории района в городе.Расположен по адресу: 454007, г. Челябинск, ул.
Горького, 10. Глава администрации: Горбунов Владимир Александрович.
Границы территории, на которой действует районная администрация, устанавливаются нормативным правовым актом, принятым Челябинской городской думой.
Администрация района в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Челябинской области, Уставом города Челябинска, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Челябинска, настоящих правил.
Районная администрация является юридическим лицом с даты внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц, имеет печать с изображением герба города Челябинска, штампов, фирменных бланков установленного типа с его именем.Администрация района может быть истцом и ответчиком в суде по вопросам своей компетенции.
Управление районом возглавляет руководитель районной администрации, который назначается и освобождается от должности главой города Челябинска
(далее – глава города). За 2016 год доходы бюджета Администрации Тракторозаводского района города Челябинска при плане 71966,2 тыс. рублей составили 75028,7 тыс. рублей или 104,3 %, с увеличением к 2015 году на 8,5 % или 5908,1 тыс. рублей. Собственных доходов при плане 48576,2 тыс. рублей поступило в бюджет 51638,7 тыс. рублей или 106,3 %, с уменьшением к 2015 году на 3,7% или 1978,1 тыс. рублей. Доля собственных доходов в общей сумме поступлений составляет 68,8 %.