Файл: Индивидуальное предпринимательство (Становление и развитие законодательства об индивидуальном предпринимательстве).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и общие признаки индивидуального предпринимательства
1.1. Становление и развитие законодательства об индивидуальном предпринимательстве
1.2. Понятие и значение индивидуального предпринимательства
1.3 Формы, виды и функции индивидуального предпринимательства
2.2. Организация бухгалтерского учета индивидуального предпринимателя
2.3. Проблемы развития малого предпринимательства в Пермском крае
3. Пути совершенствования индивидуального предпринимательства в Пермском крае
В первом случае ведение учета возможно, если предприниматель имеет специальное образование и знаком с порядком организации и ведения бухгалтерского учета в нашей стране.
Привлекать стороннего специалиста целесообразно, когда объем учетной работы небольшой, не постоянен во времени, и имеется незначительное количество однотипных хозяйственных операций. Если у предпринимателя большой объем учетной работы, например, при производстве определенных товаров или оказании услуг, а также есть наемные работники, то можно ввести в штат должность бухгалтера. Однако такие случаи достаточно редки.
На основании Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» указано, что «граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов, в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации»[[43]]. То есть налоговый учет вести необходимо, а бухгалтерский учет – необязательно.
В частности, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленной главой 26.2 Налогового кодекса РФ[[44]].
Современное законодательство освободило индивидуальных предпринимателей от обязанности вести бухгалтерский учет в полном объеме. Это обусловлено тем, что они (ПБОЮЛ) не относятся к категории «организация» и на них не распространяется действие Федерального закона «О бухгалтерском учете».
Однако практика показывает, что определенный учет активов и обязательств индивидуальные предприниматели вести должны. В частности, необходимость вести бухгалтерский учет может возникнуть при совмещении упрощенной системы налогообложения (УСН) и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Например, когда индивидуальный предприниматель занимается розничной торговлей, но она не является его основной деятельностью.
Кроме того, предприниматель должен фиксировать свои хозяйственные операции в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Форма Книги учета доходов и расходов и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н[[45]].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
В установленном порядке индивидуальные предприниматели должны вести учет операций по заработной плате (при наличии наемных работни ков), а также операций с наличными и безналичными денежными средствами, и основными средствами.
Индивидуальным предпринимателям необходимо иметь представление о порядке оформления первичных документов, таких как счет-фактура, платежное поручение, товарная накладная, доверенность и т.д.
Даже если предприниматель далек от бухгалтерского учета в своей деятельности ему не обойтись без знания и понимания основных бухгалтерских категорий: доходов, расходов, прибыли. Убытка, имущества и обязательств.
Таким образом, бухгалтерский учет наилучшим образом покажет ваше финансовое положение и поможет всесторонне оценить результаты вашей деятельности.
2.3. Проблемы развития малого предпринимательства в Пермском крае
Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещенную законом. Предпринимательство развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий.
В настоящее время, федеральные власти часто заявляют о приоритете и важности малого предпринимательства и необходимости его всесторонней поддержки. С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который, казалось бы, должен был значительно улучшить положение частных предпринимателей[[46]].
Однако данный закон не предусматривает одну из важных составляющих организации малого бизнеса – специальные кредиты на льготных условиях. Поэтому решение проблемы кредитования малого бизнеса ложится на плечи местных органов власти и банковских структур. Закономерно возникает вопрос о наличии определённых факторов, которые не дают возможность для интенсивного развития сферы кредитования малого бизнеса.
К наиболее важным проблемам кредитования малого предпринимательства относятся непрозрачность российского малого бизнеса его латентные характеристики, отсутствие надежных залогов (поскольку большинство представителей указанной сферы не являются владельцами ликвидного имущества) и недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками.
На фоне увеличения страховых взносов и тарифов на электроэнергию предприниматели вынуждены оптимизировать затраты, искать возможности снижения налогового бремени.
Среди наиболее актуальных проблем малого предпринимательства в настоящее время – вопросы, связанные с подключением предпринимателей к объектам инфраструктуры (теплосети, газ, электричество, вода), увеличение тарифов на электроэнергию для субъектов малого и среднего предпринимательства, налоговые вопросы (в том числе в части реформирования налоговых спецрежимов).
Отдельная проблема – ущемление прав малых предприятий в сфере государственного заказа со стороны естественных монополий и госкорпораций. Ее решение требует внесения необходимых законодательных инициатив. Масштабной проблемой для России, в том числе в сфере малого бизнеса, по-прежнему остается низкая степень распространения интернета на территории страны и ее регионах.
Несмотря на принятие и реализацию целевых программ многие проблемы продолжают оказывать негативное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае, являются:
- трудности в привлечении финансовых ресурсов на развитие бизнеса, недостаточное развитие механизмов финансирования, особенно на стадии становления бизнеса;
- недостаток собственных ресурсов у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- недостаток доступных производственных и офисных площадей;
- недостаточное развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- недостаточное изучение результативности мер, принимаемых органами государственной власти по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
Наиболее значимыми проблемами, сдерживающими во все годы развитие малого бизнеса, по данным многочисленных социологических исследований и опросов предпринимателей являлись несовершенство системы налогообложения, законодательства и финансово-кредитных механизмов. Многие препятствия на пути становления малого бизнеса находятся за рамками самой сферы малого предпринимательства. Отсюда неуверенность в будущем и невозможность работать с учетом долгосрочной перспективы. Поскольку малый бизнес ориентируется в основном на обслуживание населения, то его трудности во многом связаны и с низким платежеспособным спросом большинства людей.
Одним из условий уверенного развития малого бизнеса – устранение нехватки заемных средств. Сейчас банками предлагается масса программ по предоставлению банковского кредита частному предприятию, но по-прежнему существуют трудности при их осуществлении.
Можно выделить несколько причин, которые в наибольшей степени вызывают недовольство предприятий малого бизнеса качеством кредитования.
Во-первых, это отсутствие льгот при кредитовании для предприятий, работающих с определенным банком длительное время.
Во-вторых, предприятия малого и среднего бизнеса недовольны необходимостью подготовки значительного пакета документации и длительностью сроков рассмотрения их заявок.
В-третьих, вызывает недовольство клиентов искусственное сокращение сроков кредитования, занижение стоимости залогов при одновременном сужении перечня имущества, принимаемого в залог.
В-четвертых, предприятия малого и среднего бизнеса недовольны качеством банковского обслуживания. Прежде всего, это касается скорости и условий обслуживания, стоимости услуг.
Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют.
Наиболее актуальны проблемы доступа малых предприятий к государственным и муниципальным заказам[[47]]:
- отсутствие эффективного контроля над выполнением установленной квоты по размещению заказа у субъектов малого предпринимательства;
- опрос статистического учета доли малого предпринимательства в государственном и муниципальном заказе;
- сложности с официальным подтверждением статуса субъекта малого предпринимательства;
- недостаточный уровень использования государственного заказа для поддержки малого предпринимательства.
- низкая доступность информации о государственных и муниципальных закупках;
- невысокий уровень осведомленности и низкий уровень доверия предпринимателей к государственному и муниципальному заказу.
Важным вопросом в развитии малого предпринимательства является подготовка и повышение квалификации предпринимателей. В малый бизнес приходят все больше молодых, энергичных людей. Между тем большинство молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести специальные знания в области малого бизнеса. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей таких предприятий.
Так как малое предприятие является налогоплательщиком и желает обучить своих сотрудников за счет средств организации, государство может предоставить налоговый вычет этой организации, т.к. она обучает работников за свой счет. То есть, работодатель заключает договор с образовательным учреждением, отправляет работника учиться и оплачивает ему учебу, а государство предоставляет ему налоговый вычет, то есть возвращает часть денег.
По окончанию обучения у работодателя будет специалист, который пройдя переподготовку или освоив новую профессию, будет работать на организацию и способствовать увеличению её прибыли.
Коррупция является препятствующим фактором в развитии предпринимательской деятельности в муниципальном районе. Данное представление предпринимателей о факторах, препятствующих развитию предпринимательской деятельности, вполне оправдано, в настоящее время о коррупции и мерах противодействия ей очень часто говорят в средствах массовой информации, интернете, периодической печати. Однако несмотря на все принимаемые меры, уровень коррупционных проявлений и латентных экономических преступлений не снижается.
Таким образом, наблюдается противоречивая ситуация. С одной стороны, ежегодно публикуются отчеты организаций и министерств, оказывающих поддержку малому предпринимательству Пермского края, в которых подробно расписывается, сколько субъектов малого бизнеса получили поддержку и сколько денежных средств было на оказание этой поддержки потрачено, а с другой стороны большинство предпринимателей даже не знают о том, где можно получить поддержку и на каких условиях.
Несмотря на развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса, многие проблемы остаются нерешенными.
Информированность предпринимательской прослойки общества об инструментах поддержки малого бизнеса позволит наиболее полно и эффективно их использовать в практической деятельности. Финансовая поддержка и возможность бесплатно получить необходимые знания, умения и навыки для ведения предпринимательской деятельности, могут стать толчком для создания новых предприятий и развития уже существующих.