Файл: Индивидуальное предпринимательство (Становление и развитие законодательства об индивидуальном предпринимательстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие и общие признаки индивидуального предпринимательства

1.1. Становление и развитие законодательства об индивидуальном предпринимательстве

1.2. Понятие и значение индивидуального предпринимательства

1.3 Формы, виды и функции индивидуального предпринимательства

2. Регулирование деятельности индивидуального предпринимателя (на примере общества с ограниченной ответственностью «РЕНТА ПЛЮС»)

2.1. Общая характеристика деятельности организации общества с ограниченной ответственность «РЕНТА ПЛЮС»

2.2. Организация бухгалтерского учета индивидуального предпринимателя

2.3. Проблемы развития малого предпринимательства в Пермском крае

3. Пути совершенствования индивидуального предпринимательства в Пермском крае

3.1. Развитие и совершенствование региональной политики по поддержке малого предпринимательства в Пермском крае

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Но на наш взгляд, «бизнес» и «предпринимательство» - это не тождественные понятия. И основное их отличием заключается, в том, что само понятие «бизнес» подразумевает, в первую очередь, доходность конкретного вида деятельности с точки зрения его владельца, не учитывая социальной, экологической составляющей хозяйственной деятельности, присущих как раз понятию «предпринимательство». А что касается «малого бизнеса», то здесь проявляется еще и отсутствие стремления «малого бизнеса», в отличие от «малого предпринимательства» как экономической необходимости, стать связующим звеном между крупным и средним предпринимательством и обществом в лице потребителя[[16]].

Более правильным и емким понятием является понятие «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную предпринимательскую деятельность физического или юридического лица, связанную с повышением риском, основанную на использовании инновационной идеи, основной целью которой является максимизация прибыли за счет производства и продажи товаров, а также выполнения различных работ и оказания разнообразных услуг, учитывающую социальную, экологическую составляющую хозяйственной деятельности физического и юридического лица, с обязательным соблюдением норм законодательства[[17]].

Мировой практике существуют различные подходы к классификации «предпринимательства» и критерии отнесения его к «малому предпринимательству». К наиболее часто применяемым критериям относятся: численность персонала малого предприятия (среднесписочная численность постоянных сотрудников и сотрудников, работающих по совместительству); размер уставного капитала; финансовые показатели деятельности малого предприятия (объем чистой прибыли, размер совокупного дохода, оборачиваемость активов); вид деятельности предприятия[[18]].

Так называемая «комиссия Боултона» определяет три основных признака «малого предпринимательства», на основании которых следует относить предприятие к малому[19]:

- небольшой рынок сбыта, не позволяющий предприятию оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;

- правовая независимость – предприятие управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником или собственниками – партнерами, которые сами контролируют свой бизнес;

- управление предприятием, предполагающее, что собственник или партнеры – собственники сами участвуют во всех аспектах управления малым предприятием и свободны от любого внешнего давления.


Критерии отнесения предпринимательства к малому в России определяются Федеральным законом РФ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[[20]].

Аналитические критерии малого предпринимательства в своей социально-экономической трактовке могут определяться теми целями и задачами, которые призвано решить малое предпринимательство.

Цели, которые ставятся сегодня нашим государством перед малым предпринимательством, достаточно серьезны и масштабны. Конечно, не все цели могут быть решены в рамках существующего уровня развития малого предпринимательства. Но, в соответствии с поставленными целями, должна строиться стратегия развития малого предпринимательства и оцениваться эффективность этого развития. К основным целям малого предпринимательства в РФ можно отнести[[21]]:

- инновационный рост и инновационное развитие отраслей, регионов и страны в целом;

- повышение уровня и качества жизни населения регионов и страны в целом;

- формирование и устойчивое поступательное развитие инновационной экономики государства в целом.

Для их достижения необходимо сформировать и обеспечить приоритетные направления инновационного развития малого предпринимательства, а также разработать комплексную модель социально-экономического функционирования малого предпринимательства как одного из основных элементов инновационного производственного механизма.

В соответствии с поставленными целями, малое предпринимательство в РФ призвано решить следующие задачи[[22]]:

- выявить факторы инновационного роста крупного, малого и среднего предпринимательства, а также определить силу влияния каждого фактора;

- определить факторы, влияющие на повышение уровня и качества жизни населения;

- охарактеризовать возможности расширения среднего социального слоя в РФ, а также сформировать приоритетные направления инновационного развития малого предпринимательства.

Для решения поставленных задач необходимо определить составляющие инновационного роста, охарактеризовать пути расширения среднего социального слоя в РФ, обеспечить создание условий инновационному развитию предпринимательства, в том числе малого предпринимательства.

Значение малого предпринимательства можно рассматривать с различных точек зрения в зависимости от его влияния и степени этого влияния на экономическое развитие отрасли, региона и государства в целом. Значение малого предпринимательства предлагается рассматривать с управленческой, экономической, социальной, экологической и стратегической точек зрения[[23]].


По мнению А.В. Виленского, отличительная черта управленческой трактовки категории «малое предпринимательство» заключается в том, что малые формы предпринимательства рассматриваются с позиции степени заинтересованности общества в функциях, которые они выполняют в экономике, а сама категория «малое предпринимательство» рассматриваются в основном с экономико-правовой точки зрения[[24]].

С управленческой трактовкой малого предпринимательства связано и определение его значения для экономического развития государства, для укрепления позиций государства и повышения его конкурентоспособности на мировых рынках (определение доли объемов продукции малого предпринимательства в ВВП страны или в объемах региональных внутренних продуктов, числа доли занятых в малом предпринимательстве от общего числа занятых и т.п.).

С экономической точки зрения «малое предпринимательство» можно охарактеризовать как группу хозяйствующих субъектов, которые играют очень важную роль в решении определенных экономических задач и выполняют в экономике существенные функции, и поэтому их деятельность поощряется целой системой мер государственной поддержки[[25]].

Социальная значимость малого предпринимательства может рассматриваться с двух позиций: с точки зрения значения для экономического развития государства (увеличение числа налогоплательщиков и повышения уровня стабильности) и с точки зрения общественного развития (снижение уровня безработицы и снижение уровня преступности).

Значение малого предпринимательства с экологической точки зрения определяется используемыми источниками местного сырья, его близостью к потреблению, влиянием малого предпринимательства на свое непосредственное окружение, небольшими финансовыми возможностями платить штрафы за несоблюдение экологических норм.

С экологической точки зрения малое предпринимательство можно охарактеризовать так: малые предприятия, использующие инновационные технологии, которые позволяют не загрязнять окружающую среду, перерабатывать отходы или внедрять безотходные технологии[[26]].

Таким образом, можно сказать, что решение социальных и экологических проблем благодаря развитию малого предпринимательства для государства и общества имеет более важное значение, чем экономическая составляющая малого предпринимательства.


1.3 Формы, виды и функции индивидуального предпринимательства

Форма предпринимательства - это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и государственными органами - с другой[[27]].

Каждая предпринимательская деятельность осуществляется в формате организационных форм, которые выбираются самим владельцем. Выбор самой формы может зависеть от многих факторов. Среди основных мотивов, которые влияют на выбор правовой формы предпринимательства, выделяют:

- первоначальный капитал

- характер деятельности будущей фирмы

- личные предпочтения.

Существуют следующие основные формы предпринимательства:

1. Индивидуальное предпринимательство – это самая распространенная и простая форма предпринимательства[[28]].

Чаще всего в данном случае всю деятельность в руководстве данной организации выполняет один человек или семья. Важно учесть, что индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом (в отличие от других форм предпринимательства). При этом собственнику не нужно проделывать всю работу самому, он может использовать наемный труд, но в небольших количествах. Максимально привлекать можно до 20 человек. Индивидуальный предприниматель является самой распространенной формой субъектов малого предпринимательства. Это удобно и позволяет успешно вести бизнес[[29]].

В данной форме малого предпринимательства основное преимущество в том, что является его слабостью – в его размерах. Так как владелец представлен в одном лице, он может оперативно принимать любые решения, не с кем не совещаясь. Эта форма отлично подходит в сферах, где необходимо оперативно реагировать в зависимости от смены курса рынка и других внешних факторов, не требуется большой капитал, ведь индивидуальные предприниматели, как правило, таковым не обладают.

Среди недостатков данной формы можно выделить сосредоточенность всех функций в одних руках. Данный человек должен обладать знаниями в области маркетинга, экономики и самого производства.

2. Коллективные формы.

Интересно, что данные формы стали очень популярны в 20-м веке. Среди них выделяют три основных: хозяйственные товарищества (делятся на полные товарищества и так называемые товарищества на вере, или коммандитные), хозяйственные общества, акционерные общества.


3. Корпоративные формы.

Корпоративная форма подразумевает под собой объединение нескольких фирм для решения производственных или финансовых вопросов. Такое сотрудничество позволяет фирмам сохранять статус юридического лица и полномочия руководящих лиц, потому что руководители объединений не имеют права распоряжаться отдельными компаниями в полной мере.

Среди основных можно выделить концерн и консорциум[[30]].

Концерн – добровольное объединение нескольких компаний для решения совместных производственных вопросов. Чаще всего это компании одной отрасли, которые объединены для решения производственных, научно-технических и экологических функций. Но встречаются и межотраслевые концерны[[31]].

Консорциум – это объединение нескольких фирм на добровольной основе для решения определенного вопроса. Объединение носит временный характер. В РФ данная форма была создана при поддержке государственных программ. После выполнения данных функций консорциумы прекращают свою деятельность[[32]].

Виды предпринимательской деятельности в зависимости от содержания, направленности, объекта приложения капитала, а также получения конкретных результатов, бывают различными. Так различают предпринимательство производственное, финансово-кредитное, страховое, посредническое и коммерческо-торговое.

Под производственным предпринимательством в широком смысле слова понимается создание или производство любого продукта, который необходим потребителю и может быть продан или реализован в порядке обмена на другие товары, то есть речь может идти о производстве какой-либо продукции, товаров, информации, знаний, духовных ценностей или услуг, которым занят непосредственно предприниматель с использованием средств производства, находящихся в его собственности или арендованных. Все произведенные ценности при этом предназначаются для последующей реализации[[33]].

Производственное предпринимательство в России является наиболее рисковым занятием из-за практически полного отсутствия условий для этого вида деятельности.

Существуют и другие виды и формы предпринимательства, причем наиболее известным видом является коммерческое, или торговое, с которым теснейшим образом связан производственный бизнес.

Коммерческое предпринимательство развивается в России очень высокими темпами. Принцип его организации довольно сильно отличается от производственного, потому что предприниматель здесь не производит материальных ценностей, а только продает готовые товары конечному потребителю, предварительно приобретая их у других лиц, в том числе у непосредственных производителей[[34]].