Файл: Развитие декоративного творчества детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Театральная деятельность как средство развития творческих способностей
1.1 Понятие «творчество» и «творческие способности»
1.2 Формы организации театрализованной деятельности. Творческие игры дошкольников
1.4 Творческие игры как вид театрализованной деятельности
1.5 Влияние театрализованной игры на развитие общих способностей ребенка
2. Методика развития творческих способностей и формирование личности ребенка средствами театра
2.1 Сущностная характеристика театрализованной деятельности старших дошкольников
2.2 Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
Итоги наблюдений, осуществленных в процессе этой сложной, но такой важной и интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах:
- большинство детей умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и средства интонации;
- владеют техникой кукловождения;
- владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях;
- с удовольствием выполняют творческие задания;
- стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу;
- дети самостоятельно импровизируют, с удовольствием перевоплощаются в образы разных героев, соотносят восприятие со своим опытом, чувствами и представлениями;
- дети проявляют интерес к истории театра. В самостоятельной театрализованной деятельности дети свободно применяют полученные знания и умения;
- у дошкольников появилось желание самостоятельно организовывать небольшие театрализованные постановки со сверстниками и малышами;
- дети владеют приемами нанесения театрального грима;
- у детей появился интерес к подготовке театрализованного показа;
- к 6-7 годам дети свободно, без принуждения передают настроение, характер героев пластикой своего тела, создают яркие и незабываемые образы.
По окончании детского сада, выпускники продолжают заниматься в кружках дополнительного образования. Многие дети учатся в музыкальной школе, посещают театральные, танцевальные кружки. Выступают на школьных и городских мероприятиях. В конкурсах получают призовые места.
Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно сделать следующий вывод: уровень развития творческих способностей детей посредством театрально-игровой деятельности достиг значительного подъема и соответствует поставленным целям и задачам. Театрализованная деятельность всесторонне развивает личность. Дети имеют возможность проявить свой талант, умеют творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций. Формируется нравственная позиция по отношению к сверстникам и старшим, а значит, ребенок легче входит в сложный социальный мир.
Перспективу мы видим в продолжении дальнейшей работы по данной теме; изучении, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомлении с опытом работы других педагогов - практиков. Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли, включать детей в исследовательскую деятельность в ходе их подготовки. Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады.
2.3 Констатирующий эксперимент
Экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ N2 «Сказка» в группе старшего дошкольного возраста. Детский сад работает по комплексной программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Наблюдение проходило в течение с октября 2012 по май 2013 года, методика заимствована у Деркунской В.А. «Детство», из программы «Театр - Творчество - Дети» авт. Н.Ф. Сорокина, Миланович.
Театрализованные игры в дошкольном возрасте так или иначе основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания (Е.А. Антипина). Ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада. Разнообразие тематики, средства изображения, эмоциональность дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности. Умело поставленные вопросы побуждают детей думать, делать выводы и обобщения.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Это помогает ребенку наладить контакты со сверстниками. Все это позволяет рассматривать театрализованные игры как средство всестороннего развития личности, развития уверенности в своих силах, развивает интерес к литературе и театру, способствует нравственно - эстетическому воспитанию детей. В свою очередь все это влияет на развитие умения общаться детей с друг с другом и взрослыми. Перед тем как приступить к планированию работы, нами были проведены анкетирование родителей (Приложение №1), беседа с детьми. Диагностика уровней актерских умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.
Этюды и упражнения на выявление актерских умений
Актерские умения - понимание эмоционального состояния персонажа, и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа - голоса, мимики, пантомимики; характера выразительности моторики: в пантомимике - естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике - богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи - изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.
В процессе наблюдения и анкетирования развития творческих способностей и формирования личности в контрольной группе констатирующего эксперимента было выявлено: «любознательность, активность» - 30%, «доброжелательность и ответственность» - 40%, «Эмоциональная отзывчивость» - 30%, «коммуникативность» - 30%, «использование средств театральной выразительности» - 40%, «техника кукловождения» - 20%, «исполнительные навыки» - 30%, «творчество» - 20%.
В творческих заданиях на выявление актерских умений дети легче справлялись с заданиями на пантомиму «Покажи», с ритмическим заданием «Прохлопай свое имя», музыкальным заданием.
Тяжелее детям дались задания, связанные с интонацией, тембром речи, скороговорками. Полностью справились со всеми заданиями - 7 чел (35%), частично - 11чел.(65 %).
Дети несколько пассивны, зажаты, не могут полностью раскрепоститься, «вжиться в роль», инициаторами игр выступают одни и те же дети, они же играют главные роли. Воображение развито не в достаточной степени, дети не могут объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Радует, что восприятие происходящих событий, сопереживание героям развито у всех детей. Актерские умения у детей развиты не в достаточной степени. Большинство детей с радостью принимают роль, но не умеют активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизируют.
2.4 Формирующий эксперимент
Цель - предполагает обучение детей на основе разработанной педагогом-исследователем оригинальной методики, отличающийся от традиционных подходов, и ее апробацию с целью выявления эффективности. Исходя из данных анкетирования, собеседований, диагностики составлен перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
В начале учебного года был составлен план работы кружка «Сказочное лукошко» по определенным темам: «Книги - наши друзья», «Волшебница Осень», «Весна», «В гостях у сказки». Запланировали показ сказки «По щучьему велению. Занятия проводились с детьми старшей группы, продолжается работа в подготовительной группе. Занятия проводились со всей группой по 30-40 мин. На первых занятиях говорили о театре, о том, как он возник, знакомились с Петрушкой. Некоторые занятия и подготовка к спектаклям проводились с музыкальным сопровождением. Занятия всегда начинались с переклички. Дети по очереди выходили на сцену и называли свое имя и фамилию. Учились кланяться, вселяя уверенность в себе, учились не бояться говорить. Занятия строились на технике речи - чистоговорки, разминки языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки, разминки пальцев, жестикуляция.. Особую роль уделялась развитию у детей мимики и жестикуляции.. Проводились игры «Веселые превращения», «Представьте себе, что мы зайчики, мишки и другие звери», «Игры с воображаемыми предметами» (с мячом, с куклой и др.).
В ходе занятий применялось чтение художественной литературы, вместе с детьми сочиняли истории, играли в развивающие игры «Мое настроение», игры-драматизации: «На лесной поляне», «На болоте», проигрывали мини-этюды, пантомимы, проводили конкурсы литературной викторины, которые вызывали у детей большой восторг. Использовали шапочки, костюмы, атрибуты, магнитофонные записи, а также привлекали родителей к изготовлению костюмов и декорации для спектаклей.
Знакомились с произведениями детских писателей К.И.Чуковского. С.Я. Маршака, А.Л. Барто. В театрализованной игре начали использовать русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова. После их прочтения проводилось обсуждение произведения, в ходе которого дети выявляли характер героев и как можно его показать, проиграть. Проводились развивающие игры «Что ты слышишь за окном?», «Передай позу», «Летает - не летает», «Растет - не растет», «Живой телефон», которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движения, воображение и фантазию. Применялись упражнения и этюды: «Угадай, что я делаю?», «Превращение детей» (в насекомых, в зверей), проигрывали этюды на основные эмоции «ГРУСТЬ», «РАДОСТЬ», «ГНЕВ», «УДИВЛЕНИЕ», «СТРАХ»… Такие упражнения развивают у детей умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Проводились игры на жестикуляцию «УХОДИ», «СОГЛАСИЕ», «ПРОСЬБА», «ОТКАЗ», «ПЛАЧ», «ПРОЩАНИЕ». А также игры по технике речи, «Зарядка для язычка», «Цоканье», «Достань язычком губу, нос, щечку» и на дыхание: «Эхо». «Ветер», на развитие фантазии «Продолжи сказку». Большую роль уделялась работе над спектаклем. Сначала выбирали с детьми сказки, которые хотели бы поставить. Распределяли роли по желанию детей. Дети с удовольствием заучивали роли в стихах. Затем шла работа с текстом над отдельными эпизодами. В работе над ролью, старались, чтобы дети самостоятельно учились применять жесты и выражать мимикой характер и настроение героев. Потом подбирали с музыкальным руководителем сопровождение. Соединяли различные эпизоды сказки с сопровождением музыкального инструмента. Заключительный этапом подготовки спектакля был повторный показ и генеральная репетиция. Вместе с родителями изготовляли костюмы и декорации к постановкам. Были поставлены сказки - это и «Колобок», «Снежная королева», По щучьему велению «. И все, кто видел спектакли, это и сотрудники детского сада и особенно родители - давали им положительную оценку. По словам родителей, после занятий их дети стали более эмоциональными, более раскрепощенными и выразительными. Показывали свои сказки детям младших групп, очень понравилось. А как дети радовались аплодисментам, сколько в их глазах при этом было счастья! Особый интерес проявляется, когда они сами играют свои роли и ждут новых репетиций.
В занятия по театрализованной деятельности включаем:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации;
- упражнения по дикции;
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры-превращения («учим владеть своим телом»), образные упражнения;
- упражнения на развитие детской пластики;
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
- репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок. Работая над артистическими способностями детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого мы фиксируем результаты:
- диагностика (октябрь - май);
- постановка кукольных спектаклей;
- драматизация сказок; проведение праздников (в течение года), конкурсов, концертов.
Выводы
В ходе практического исследования выявлены следующее:
1. Анализ результатов группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности проведенной работы по развитию актерских способностей детей.
2. Специально применяемые приемы и методы, определенные в систему занятий, дают вполне ощутимый положительный результат.
3. Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что уровень позиции уровень развития актерских способностей детей повысился на 35%.
4. Развитие творческих возможностей - процесс, пронизывающий все развитие личности ребенка. У всех ребят исследуемой группы произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными в играх, способными к принятию самостоятельного решения. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению. У детей продолжают развиваться нравственно -коммуникативные и волевые качества личности( общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца), формируется положительное отношение к театрализованным играм. Происходит постепенный переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов.