Файл: Развитие декоративного творчества детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Театральная деятельность как средство развития творческих способностей
1.1 Понятие «творчество» и «творческие способности»
1.2 Формы организации театрализованной деятельности. Творческие игры дошкольников
1.4 Творческие игры как вид театрализованной деятельности
1.5 Влияние театрализованной игры на развитие общих способностей ребенка
2. Методика развития творческих способностей и формирование личности ребенка средствами театра
2.1 Сущностная характеристика театрализованной деятельности старших дошкольников
2.2 Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
Конечно, все эти особенности отмечаются у детей пока еще только на занятиях. Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи. Появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи, мимике, пантомиме). Появилось желание придумать сказку, историю, сочинить танец. Развивая актерские способности, творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных особенностей, мы должны чутко улавливать особенности каждого ребенка, строить все воздействия с их учетом. Результаты проведенного формирующего эксперимента с использованием указанных выше диагностических методов убедительно продемонстрировали значительную роль детской театрализованной игры для развития актерских способностей. Экспериментальная группа улучшила свои результаты по всем пунктам проводимого исследования. Вместе с тем у дошкольников отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие выпускники детского сада имеют достаточный уровень представлений о театре и игровых умениях, позволяющий им организовать самостоятельную театрализованную деятельность.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей вовсе времена. Очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Попытались подтвердить выдвигаемую гипотезу: о том, что организация театрализованной деятельности дошкольников способствует развитию творческих способностей и личностного потенциала, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.
Всестороннее развитие младших дошкольников средствами театрализованной игры будет эффективно при условии:
- систематического использования театрализованных игр в образовательном процессе;
- учета возрастных и психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста;
- создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.
И в данной работе на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию актерских способностей в дошкольном возрасте. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность - это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На наш взгляд, необходимо совершенствовать художественно - эстетическое воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театральной деятельности.
Организованная таким образом работа будет способствовать томy, что театрализованная игра станет и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.
Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе систематической воспитательно-образовательной работы.
Театрализованная деятельность не только знакомит детей с миром прекрасного, но и пробуждает в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).
В результате театрализованной игры развиваются личностные качества дошкольников: любознательность, активность, эмоциональность, отзывчивость, овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми, способность управлять своим поведением и планировать действия, способность решать интеллектуальные и личностные задачи.
Из всего проведенного исследования можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
В заключение следует отметить, что всестороннее развитие детей через театрализованные игры будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи, характеристику и классификацию театрализованных игр. Так же важна заинтересованность в занятиях с использованием театрализованных игр самого педагога.
Литература
- Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. N4.
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2003.
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 2000.
- Белобрыкина О.А. Волшебный мир домашнего театра. М., 2009.
- Березин В.И. Искусство оформления спектакля . М., 2006.
- Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. 1994. № 3.
- Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы// Воспитание детей в игре. М., 1983.
- Буренина А.И. Театр всевозможного. СПб., 2002.
- Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1996.
- Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М., Вако, 2007.
- Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. М., 1992.
- Деменни Е.С. За петрушечной ширмой. - М., 2010.
- Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. 2001. N2.
- Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. М., 1994.
- Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975.
- Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. М., 1994.
- Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошк. восп., 2005.N4.
- Игры-драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1983.
- Караманенко Т.Н., Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. М., 1982.
- Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников. М., 1972.
- Карпова С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., 1986.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2000.
- Князева О.Л., Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры: Программа, Учебно-методическое пособие. СПб., 1998.
- Куцакова Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника. М., 2004.
- Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошк.восп. 1999. N11.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
- Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1982.
- Менджерицкая Д.В. Творческие игры в детском саду. Минск, 1953.
- Михайленко Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте. Екатер., 1999.
- Михайлова А.Я. Ребенок в мире театра: Методическое пособие по воспитанию зрительской культуры. М., 2001.
- Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. 1989. N1.
- Николаичева А.П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание, 1980. N10.
- Основы театральной культуры / Сост. Ю.И.Рубина и др. М., 1991.
- Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
- Петров В.А. Развитие творческого потенциала личности в условиях театральной самодеятельности. Челябинск, 1988.
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2011г.
- Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.
- Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1989.
- Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. 1983. - N12.
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. М., 1986.
- Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание, 1988.-N8.
- Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание. 1983. N4.
- Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. 1983. N7.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 1997. N6, 10, 12; 1998. N2.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр - творчество - дети». М., 2004.
- Стрелкова Л.П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д. Кошелевой. М., 1985.
- Суслова Э.К., Ботнарь В.Д. Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание, 1994. N3.
- Фольклор-музыка-театр / под редакцией С.И. Мерзляковой. М., 1999.
- Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок. М., 1972.
- Царенко Л. От потешек к Пушкинскому балу. М., 1999.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2011.
- Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошк. воспитание, 1991.