Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты государственной налоговой политики
1.1. Понятие налоговой политики государства, ее цели, модели и методы
1.2. Нормативно-законодательное регулирование налоговой политики
2.1. Характеристика налоговой политики в России
2.2. Комплекс антикризисных мер Правительства Российской Федерации в области налоговой политики
- политика максимизации налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно»;
- политика установления разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства путем обеспечения благоприятного налогового климата;
- политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите населения.
В странах с развитой экономикой преобладают два последних направления. Для России характерен первый, фискальный тип налоговой политики, при котором государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов.
Содержание и цели налоговой политики зависят от объективных и субъективных факторов, политического строя, задач стоящих перед государством. Задачей первостепенной важности является формирование концепции налоговой политики с позиции экономической детерминированности, т.е. равновесие финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов. Сложившиеся в государстве налоговые отношения отражаются в налоговой политике, задача которой состоит в обеспечении финансовыми ресурсами самого государства, создании благоприятных условий для увеличения эффективности национальной экономики и повышение уровня жизни населения.
Глава 2. Анализ современного состояния налоговой системы России и основных направлений налоговой политики
2.1. Характеристика налоговой политики в России
Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе имеет несколько характерных черт, в числе которых:
1. Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, хотя это весьма относительно. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно.
2. Запутанность нормативной базы и сложность расчета налогооблагаемой базы. Некоторые статьи Налогового кодекса Российской Федерации весьма спорны, из-за чего предприятиям приходится обращаться в суд, чтобы отстоять свое толкование тех или иных статей;
3. Отказ некоторых предприятий платить налоги в полном объеме. Из-за непомерных ставок многие предпочитают уходить в тень и скрывать часть полученных доходов и понесенных расходов, в частности, на фонд оплаты труда. Решение этой проблемы видится в снижении налоговых ставок и перераспределении налогового бремени между низкодоходными и высокодоходными отраслями.
Сложности решения задач налоговой политики связаны прежде всего с тем, что перед ней стоят две, на первый взгляд, взаимоисключающие задачи: достижения сбалансированности бюджетной системы и снижения налогового бремени.
Данные Федеральной службы государственной службы статистики о налоговых поступлениях консолидированного бюджета свидетельствуют об их увеличении.
В таблице 1 рассмотрим показатели налоговых поступлений в Консолидированный бюджет Российской Федерации за период 2014-2016 годы.
В основном рост поступлений в 2016 году произошел за счет НДФЛ (возросли на 615,3 млрд. руб.), НДС (возросли на 529,7 млрд. руб.), акцизы (возросли на 368,2 млрд. руб.), и налог на прибыль (возросли на 261,6 млрд. руб.). На снижение платежей в 2016 году главным образом повлияли имущественные налоги (уменьшились на 270,1 млрд. руб.), налоги и сборы за пользование природными ресурсами (уменьшились на 83,1 млрд. руб.) и НДПИ (уменьшились на 65,8 млрд. руб.). Структура налоговых платежей неоднородна. Значительную долю налоговых поступлений составляют такие налоги, как налог на прибыль, НДФЛ, НДПИ и НДС. Однако основной вес за период 2014-2016 годы имел НДФЛ. За счет имущественного налога на протяжении всего исследуемого периода пополнялась наименьшая доля бюджета в части налогов.
Таблица 1
Анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за периоды 2014-2016 гг.
Наименование статей |
Абсолютные величины, млрд. руб. |
Относительные величины, % |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
Темп роста цепной, % |
Темп роста базисный, % 2016/2014 |
||
2015/2014 |
2016/2015 |
|||||
|
2372,8 |
2416,2 |
2677,8 |
101,83 |
110,83 |
112,85 |
|
2688,7 |
2401,9 |
3017,2 |
89,33 |
1225,62 |
112,22 |
|
2300,7 |
2278,6 |
2808,3 |
99,04 |
123,25 |
122,06 |
|
1010,4 |
929 |
1297,2 |
91,94 |
139,63 |
128,38 |
5. Налоги и сборы за пользование пр.ресурсами |
2933,9 |
3017,2 |
2934,1 |
102,84 |
97,25 |
100,0 |
В т.ч.: НДПИ |
2904,2 |
2995,0 |
2929,2 |
103,13 |
97,8 |
100,86 |
|
955,1 |
1034,4 |
764,3 |
108,3 |
73,89 |
80,02 |
Налоги и сборы всего |
12606,3 |
12442,2 |
14387,7 |
98,7 |
115,64 |
114,13 |
Кроме того необходимо изучить влияние каждого налогового дохода в сложившейся системе сборов. Для чего рассмотрим структурную характеристику налоговых поступлений (таблица 2). В результате проведенного анализа можно увидеть изменения приоритетов налоговой политики РФ.
Таблица 2
Анализ структуры налоговых поступлений в бюджетную систему РФ
2014 |
Доля, % |
2015 |
Доля, % |
2016 |
Доля, % |
|
Налог на прибыль |
2294139075 |
18,12 |
2442173770 |
17,82 |
2677931428 |
18,61 |
НДФЛ |
2688692172 |
21,33 |
2805209225 |
20,47 |
3017179032 |
20,97 |
НДС |
2300821895 |
18,25 |
2589434194 |
18,89 |
2808309836 |
19,52 |
Акцизы |
1010378970 |
8,01 |
1020955934 |
7,45 |
1297200412 |
9,02 |
Имущественные налоги |
634613185 |
5,03 |
712100053 |
5,2 |
764347971 |
5,31 |
Транспортный налог |
117494089 |
0,93 |
132417288 |
0,97 |
140602355 |
0,98 |
Земельные налог |
202495843 |
1,61 |
213414436 |
1,56 |
221474670 |
1,54 |
Налоги и сборы за пользование пр.ресурсами |
2908700153 |
23,07 |
3231599125 |
23,58 |
2934109256 |
20,39 |
В частности, произведя анализ состава и структуры доходов бюджета РФ, можно сделать вывод, что:
- значительную долю от общей суммы налоговых доходов составляют налоги и сборы за пользование природными ресурсами – 23% и эта доля в 2015 году выросла до 24%, но по данным 2016 года доля снизилась и составила 20,39 %;
- НДФЛ занимает долю в 21,33 % в 2014 году, а в следующем году доля снижается до 20,47 %, в 2016 году доля составила 20,97 %;
- Доля НДС и налога на прибыль в анализируемом периоде находится примерно на одном уровне в пределах 18%;
- Доля от сбора по акцизам, которая показала снижение в 2015 году с 8,01% до 7,45%, по данным 2016 года показала рост и составила 9,02%.
За период 2014-2016 гг. сложился позитивная ситуация поступления налоговых платежей в бюджетную систему РФ. Особенно это касается налоговых поступлений связанных с прибыльностью бизнеса и добывающим сектором экономики. Данный факт может быть связан как с ростом прибыли предприятий данной сферы деятельности, ростом объема добычи ресурсов. Сохранение позитивного тренда может сохраниться и в 2017 г. не смотря на геополитическую ситуацию и наложенными в отношении РФ санкциями, а так же на возможное увеличение налогового бремени на бизнес, повышением ставки рефинансирования. При этом дешевеющая национальная валюта может повысить объем собираемости налогов как по НДПИ, так и по другим платежам, в том числе экспортным.
Налоговые поступления играют ключевую роль в бюджетно-налоговой системе РФ. В современных условиях налоги являются основным способом привлечения денежных средств в бюджет государства и обеспечивают финансирование всех его расходных статей. Одной из важнейших расходных статей бюджета являются расходы на социальную политику, поскольку данный пункт показывает объем бюджетных средств, выделяемых государством на развитие и поддержание здравоохранения, образования, культуры, искусства, средств массовой информации, а также на проведение мероприятий в области молодежной политики и социального обеспечения. Таким образом, налоги используются в качестве эффективного инструмента экономического воздействия государства на социально-культурное развитие общества посредством финансирования конкретных бюджетных программ и проектов.
В России актуальна проблема наличия «теневой экономики», а, следовательно, выпадающих налоговых доходов бюджета. Объем российской теневой экономики велик. Ее удельный вес в структуре реальной экономики достигает, по разным оценкам, от 14-16 % (данные Росстата) до 48-52 % (данные Всемирного банка). Практически все эксперты и аналитики сходятся во мнении, что налоговое бремя[15]:
- является главной причиной ухода экономических агентов в «теневую экономику»;
- сдерживает привлечение реальных инвестиций.
В последние годы органами государственной власти принимаются существенные меры по упрощению налоговой системы:
- значительно снижены ставки страховых взносов и основных налогов, а также таможенных пошлин на товары инвестиционной направленности;
- разработаны и применяются механизмы льготного налогообложения в особых экономических зонах.
Проведены мероприятия по совершенствованию специальных налоговых режимов: единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) и единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и упрощенной системы налогообложения (УСН).
Ведется активная работа по введению налога на недвижимость. Введение единого рыночного налога на недвижимость в России важно как с точки зрения экономической целесообразности, так и социальной справедливости. Благодаря взиманию этого налога существенно увеличились бы поступления в бюджет и улучшилась ситуацию на отечественном рынке недвижимости, а также было бы обеспечено соблюдение известного принципа, в соответствии с которым «богатые должны платить больше»[16].
Все это позволило существенно снизить налоговую нагрузку на сельскохозтоваропроизводителей и субъектов малого предпринимательства, что способствовало развитию их инвестиционной деятельности и расширению производства.
Вместе с тем, снижение налогового бремени в принципе позволяет производителям вернуться из теневого сектора в легальный, но вовсе не вынуждает их к этому. Помимо применения низких налоговых ставок, льготных условий налогообложения, иных поощрительных мер следует создать условия, при которых функционирование в теневом сектор экономики практически невозможно, чтобы заставить предпринимателей соблюдать установленные требования законодательства.
Исходя из того, что одними из наиболее «теневых» отраслей являются производство алкогольной продукции и нефтепродуктов предлагаются следующие варианты выведения данного бизнеса из «тени»:
- с целью выведения нелегального производства алкогольной продукции установить предприятиям данной отрасли предельный минимум рентабельности и определить пороговую величину загрузки мощностей, с которой они будут платить вместо акциза ЕНВД;
- для определения достоверных объемов реализации нефтепродуктов предлагается установление прямой опломбированной связи между каждой раздаточной колонкой (пистолетом) автозаправочных станций и контрольно-кассовым аппаратом и предоставление права вскрытия такой номерной пломбы исключительно закрепленным за каждой АЗС (либо группой АЗС) конкретным налоговым инспектором.
Налоговая политика имеет свои особенности в периоды финансовой нестабильности, которые мы рассмотрим далее в разделе 2.2 работы.
2.2. Комплекс антикризисных мер Правительства Российской Федерации в области налоговой политики
В настоящее время отечественная экономика столкнулась с рядом внешних и внутренних вызовов. Спад производства, усилившаяся спекуляция на валютном рынке, ослабление курса рубля, которое привело к подорожанию импортной продукции, санкции в отношении ряда российских компаний и банков — все это заставляет государство более активно вмешиваться в хозяйственные процессы, усиливать государственное регулирование экономики.