Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты государственной налоговой политики
1.1. Понятие налоговой политики государства, ее цели, модели и методы
1.2. Нормативно-законодательное регулирование налоговой политики
2.1. Характеристика налоговой политики в России
2.2. Комплекс антикризисных мер Правительства Российской Федерации в области налоговой политики
Введение
Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.
Формирование налоговой политики в рыночной экономике должно строиться на соблюдении следующих принципов:
- стабильность налоговой системы;
- одинаковое налогообложение производителей независимо от отраслевой принадлежности предприятия и формы собственности;
- равенство налогового бремени для различных категорий плательщиков с равным уровнем дохода;
- одинаковые условия налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве, и потребителей.
Налоговая система современной России формировалась в сложных условиях глубокой трансформации нашего общества - перехода от централизованно планируемой экономики к экономике рыночного типа. Становление налоговой системы происходило одновременно с преобразованием отношений собственности и социально-экономической структуры. Основными методами этой трансформации были разгосударствление и разукрупнение предприятий, формирование конкурентной среды. Спад производства обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, приватизация лишила государство важнейших источников финансовых накоплений, рост внешней задолженности увеличил расходы по обслуживанию государственного долга.
В налоговой политике достигались главным образом фискальные цели. Однако, установление высокого уровня налогового изъятия с целью решения, прежде всего, фискальных задач не может являться основой налоговой стратегии на сколько-нибудь продолжительный период. В долгосрочной перспективе такая стратегия будет сдерживать развитие экономики. С обеспечением экономической стабилизации на смену ей должна прийти налоговая стратегия, направленная на создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего выходу страны на траекторию устойчивого экономического роста.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что от рациональной налоговой политики зависит состояние экономики страны в целом, обеспечение социальными льготами граждан России и многие другие важные вопросы.
Основными целями налоговой политики Российской Федерации являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны.
Современная налоговая политика государства стремится построить налоговую систему, которая, с одной стороны, будет обеспечивать потребности государства в своих расходах, а с другой увеличивать стимулы для налогоплательщиков, побуждая их к активной предпринимательской деятельности и постоянному поиску путей повышения эффективности своей финансово-хозяйственной деятельности.
Оценкой налоговой политики России занимаются многие ученые-экономисты. Однако, начиная с первых шагов налоговых преобразований и кончая последними правительственными программами, в анализе часто преобладали такие выражения, как «непосильное налоговое бремя», «налоговая система стала очевидным тормозом экономического развития государства» и т. п.
Сложность задачи оценки налоговой политики может быть сопоставима только с ее важностью. Если бы удалось решить эту задачу удовлетворительно, то налоговая политика была бы поставлена на реальную почву, обрела объективную оценку и защитилась бы от конъюнктурных вмешательств.
Объектом изучения является деятельность правительства в области налогового регулирования.
Предметом является изучение основных инструментов налоговой политики.
Целью исследования является характеристика государственной налоговой политики Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- характеристика налоговой политики в России;
- определение комплекса антикризисных мер Правительства Российской Федерации в области налоговой политики;
- обозначение направлений совершенствования налоговой политики Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой для выполнения работы послужили труды отечественных ученых-экономистов по теме исследования, а также данные налоговой статистики, размещенные на сайте Федеральной налоговой службы России.
Глава 1. Теоретические аспекты государственной налоговой политики
1.1. Понятие налоговой политики государства, ее цели, модели и методы
Реализация государственной финансовой политики предполагает решение различных стратегически важных вопросов, кардинально отличающихся по своей природе и направленности. К кругу таких вопросов, в частности, относятся: определение источников аккумуляции финансовых ресурсов, направлений использования фондов денежных средств, проведение политики ценообразования и валютного регулирования, осуществление протекционистских мероприятий, таможенно-тарифной политики и т. д. В связи с этим в целях более эффективной реализации поставленных государством целей и задач в рамках финансовой политики выделяют ряд направлений, соответствующих основным видам управленческой деятельности государства в области финансовых отношений. Круг данных направлений законодательно не закреплен, в связи с чем в научной среде не сформировалось единого мнения о составе направлений финансовой политики. Так, В. В. Глущенко, В.Н. Чехунов выделяют следующие направления финансовой политики: налоговая политика, бюджетно-финансовая политика и денежно-кредитная политика[1].
Экономисты А. М. Бабич, Л. Н. Павлова считают, что в состав финансовой политики входят бюджетная, налоговая, кредитная, ценовая и таможенная политики[2]. Экономисты М. В. Васильева. Н.А. Малий, Л. В. Перекрёстова выделяют следующие направления финансовой политики: денежно-кредитная политика, инвестиционная политика, бюджетная политика, налоговая политика[3]. Как можно заметить, несмотря на различное количественное содержание направлений государственной финансовой политики, все исследователи сходятся во мнении, что обязательной составляющей таких направлений должна быть налоговая политика.
В системе управления финансовыми отношениями налоговая политика обеспечивает государство поступлением финансовых ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей и задач, а также для реализации функций государственных органов, в том числе при осуществлении мероприятий в рамках других направлений финансовой политики. В связи с этим налоговая политика является важнейшим направлением финансовой политики государства.
Налоговая политика является важнейшим финансовым рычагом государственного регулирования экономики. Помимо чисто фискальной функции налоговая политика служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Посредством налогов и сборов можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создавать предпосылки для снижения издержек производства.
К сожалению, несмотря на безусловную значимость, понятие налоговой политики не имеет в нашей стране законодательного признания и обоснования. Этот термин не встречается в арсенале ни налогового, ни бюджетного законодательства. Чаще всего упоминается «государственная политика в сфере налогов и сборов».
Обобщая приведенные ниже и другие подходы к определению налоговой политики, следует отметить, что они разнородны и отражают различные аспекты этого многопланового понятия.
С учетом вышесказанного, налоговая политика – составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование налоговой системы, стимулирующей накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствующей гармонизации интересов экономики и общества, и обеспечивающей социально-экономический прогресс.
Субъектами налоговой политики являются государственные законодательные и исполнительные органы власти и органы местного самоуправления, имеющие непосредственное отношение к налоговому процессу.
Рисунок 1. Содержание налоговой политики
Как организационно-финансовая категория, налоговая политика должна строиться на основополагающих требованиях (принципах)[4]:
- достаточное, равномерное и своевременное обеспечение органов государственной и муниципальной власти надежными и стабильными налоговыми доходами;
- содействие (или хотя бы не противодействие) стабилизации экономики, относительному и абсолютному росту чистого внутреннего продукта;
- обеспечение стабильных темпов роста государственных доходов не за счет усиления налогового бремени, а на базе роста экономических показателей;
- создание благоприятных условий для развития частной инициативы и инвестирования в сферу товарного производства, для внедрения новых технологий, техники и выполнения прикладных научно-исследовательских работ;
- стимулирование реального экспорта товаров (работ, услуг) и капиталов;
- защита отечественных товаропроизводителей и национального рынка от неблагоприятных внешних условий;
- стимулирование накопления и перелива капитала в эффективные и приоритетные отрасли реального сектора экономики;
- единство налоговой стратегии и тактики, федеральной и территориальной налоговой политики в едином налоговом пространстве страны;
- интеграция в мировое экономическое и налоговое пространство.
Перечисленные принципы являются всего лишь основополагающими требованиями, которых следует придерживаться при построении рациональной налоговой политики в России.
Цели налоговой политики формируются под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка политических сил в обществе, стратегические задачи развития экономики, международные финансовые обязательства государства. Поэтому цели налоговой политики можно объединить в следующие группы (рис. №2):
Методы осуществления налоговой политики зависят от целей, которых стремится достичь государство.
Рисунок 2. Цели налоговой политики
В практике налогообложения наиболее известны такие методы, как[5]:
- регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения;
- регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;
- регулирование отраслевой налоговой нагрузки, перенос нагрузки с одних категории налогоплательщиков на другие;
- регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессии;
- регулирование масштаба и направленности предоставления налоговых льгот и преференции, вычетов, скидок и изъятий из налоговой базы;
- регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты налогов.
Концепция (доктрина) налоговой политики – это принципиальная система взглядов на архитектуру построения налоговой системы страны, на направления ее совершенствования или реформирования.
В рамках исследования содержания категории налоговой политики важным является вопрос о типизации, видовой классификации налоговой политики.
Такую классификацию можно провести по нескольким критериям (рисунок №3):
- По масштабности и долговременности целей и задач следует различать: стратегическую (долговременную, на срок от 3 и более лет) и тактическую (от 1 года до 3 лет) составляющие общей налоговой политики. Стратегия и тактика должны дополнять и развивать, а не противоречить друг другу, что, к сожалению, наблюдалось на протяжении 90-х годов в России. Если тактические задачи постоянно меняются, не будучи до конца решенными, и противоречат общей налоговой стратегии, то вряд ли можно ожидать от такой налоговой политики сколько-нибудь значимого положительного результата.
- В зависимости от приоритетов общей целевой направленности мер в области управления налоговым процессом необходимо выделять следующие разновидности налоговой политики: