Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Действующие нормы бюджетного и налогового законодательства содержат ряд упущений, особенно заметных в период стагнации. Мероприятия в сфере бюджетного процесса, запланированные на среднесрочную перспективу еще до наступления кризисных явлений, на сегодняшний день требуют корректировки.

Многие экономисты сравнивают текущую ситуацию в Российской Федерации с кризисом 2008 г. Тогда, несмотря на спад производства и снижение деловой активности, Правительством Российской Федерации были приняты меры по поддержке занятости населения и недопущению банкротства крупных организаций-работодателей. Кроме того, была проиндексирована оплата труда, повышены пенсии, а темп роста ВВП составил около 11–12 %. В то же время бюджетные резервы были израсходованы недостаточно эффективно, и это повлияло на снижение фактических темпов роста экономики по сравнению с потенциальными.

В условиях финансового кризиса 2008 г. Правительством Российской Федерации была разработана программа антикризисных мер на 2009 г. Мероприятия органов государственной власти в указанной области можно условно разделить на два базовых блока (рис. №5)[17]:

  • мероприятия в области денежно-кредитной политики;
  • мероприятия налоговой политики.

Мероприятия в области налоговой политики включают в себя как прямое снижение налогового бремени, так и использование косвенных механизмов регулирующей функции налогообложения. Данные мероприятия были направлены на решение следующих задач:

  • стимулирование развития реального сектора экономики;
  • поддержание покупательной активности среди граждан;
  • создание условий по поддержке производственных предприятий.

Рисунок 5. Антикризисные мероприятия Банка России и органов государственной власти Российской Федерации

В условиях мировой финансовой нестабильности возможность снижения налогового бремени экономики была существенно сужена ввиду необходимости принятия срочных временных мер, результаты которых могут дать быстрый эффект.

Ввиду этого возрастающее значение в налоговой политике в условиях финансовой нестабильности приобрела регулирующая (стимулирующая) функция налогов. Достижение стимулирующего эффекта осуществлялось путем определения приоритетов в налоговой политике, стимулирующих развитие производства, повышающих потребительский спрос и инвестиционную активность, а также за счет выбора элементов налога, подлежащих обновлению. При этом максимальная эффективность указанных мероприятий зависела от комплексного подхода в их применении, в том числе одновременного улучшения качества налогового администрирования. Развитию последнего направления в неблагоприятных экономических условиях было уделено особое внимание.


Несмотря на то, что приоритет был отдан мероприятиям стимулирующего характера, Правительство Российской Федерации наряду с руководством таких стран, как Греция, Люксембург, Нидерланды, предпринимало шаги по снижению налогового бремени в стране.

В рамках указанных мероприятий ключевыми задачами становились[18]:

  • качественные изменения в структуре российской экономики;
  • опережающее развитие обрабатывающих производств;
  • придание экономике инновационного характера.

Кроме внесения в налоговое законодательство поправок, связанных с дополнительными льготами и преференциями, были приняты значительные технические поправки (например, совершенствование процедуры выставления счетов-фактур), упрощающие администрирование налоговых платежей и сокращающие издержки бизнеса на бухгалтерское обслуживание.

Государство для проведения эффективной налоговой политики должно учитывать все факторы политической и социально-экономической сферы. В «Основных направлениях налоговой политики России на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 годов» отмечается, что приоритетным направлением ее развития является дальнейшее повышение эффективности налоговой системы. Должны быть предприняты максимальные усилия, направленные на формирование доходов и пополнение бюджета страны в условиях экономического кризиса, санкций и снижения цен на нефтяные ресурсы на международном рынке. В данной ситуации наиболее детальный анализ формирования доходов от налоговых поступлений бюджетной системы страны будет способствовать решению поставленных задач. Доходы субъектов РФ продолжают формироваться в основном за счет доходов от налоговых поступлений, одной из весомых и стабильных составляющих которых являются поступления от региональных налогов.

Важно разработать четкие механизмы разграничения полномочий по определению, взиманию и перераспределению налогов между федеральным центром и субъектами РФ и установить их законодательно. При этом необходимо стимулировать территории доноров и поддерживать территории с неразвитой налоговой базой и низкими доходами населения. Политика разграничения полномочий должна быть направлена на партнерство, предприимчивую политику федерального центра по вертикальному и горизонтальному выравниванию бюджетной обеспеченности территориальных образований. Эти предложения по реформированию налоговой системы могут постепенно вывести российскую налоговую систему на эффективный уровень функционирования. Налоговая система должна быть преобразована из инструмента наполнителя государственного бюджета в инструмент эффективного косвенного государственного регулирования экономики.


Таким образом, налоговая система Российской Федерации находится в постоянном развитии. Отчасти это обусловлено меняющимися аспектами в экономике и политике. Отчасти сложностями в реализации положений нормативно- законодательной базы в сфере налогообложения на практике. В отношении региональных практически ежегодно проводятся мероприятия по упорядочиванию их администрирования, исчисления и уплаты в соответствии со сложившейся практикой. В основу изменений закладываются как результаты судебной практики так и стремление к приведению налогообложения в России к международным нормам. Таким образом, налоговая политика России не является чем то застывшим и стоящим на месте. В нее на протяжении всей истории российского государства вносятся изменения. На разных этапах исторического развития направления налоговой политики или незначительно корректировались или подвергались кардинальному реформированию.

Заключение

Налоговая политика представляет собой функциональный элемент рыночной экономики и важнейший инструмент государственного регулирования. Она важна для достижения экономического роста, для решения ряда других макро- и мезо - экономических проблем и для преодоления экономического кризиса в некоторых странах, том числе, в России.

На современном этапе развития Российская Федерация ставит перед собой задачи сформировать на территории федерации единое экономическое пространство, сгладить диспропорции и асимметрию в социально-экономическом развитии регионов. Одним из важных направлений налоговой политики Российской Федерации является обеспечение бюджетной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы.

Подводя итоги исследования, сделаем следующие выводы:

  1. Налоговая политика России прошла несколько этапов исторического развития. За последние 20 лет в России можно проследить существование всех трех форм налоговой политики: политики максимальных налогов, политики экономического развития и политики разумных налогов.
  2. Принципиально структура налоговых поступлений в России на современном этапе по сравнению с прошлыми годами не изменилась: по прежнему доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют в среднем около трети от общей величины налоговых изъятий в ВВП. Таким образом, налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов. Стабильно высокий уровень налоговой нагрузки наблюдается по следующим налогам: НДФЛ, НДС, налогу на прибыль, акцизам.
  3. Содержанием налоговой политики в среднесрочной перспективе будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.
  4. Основным инструментом регулирования налоговой политики в условиях финансового кризиса многие зарубежные страны считают снижение ставок налогов для стимулирования предпринимательской активности хозяйствующих субъектов. Оптимизация корпоративного налога определяется несколькими параметрами: размером налоговой ставки, порядком формирования налогооблагаемой базы, механизмом налогового администрирования и уплаты налога, качеством разработанной налоговой политики.

Эффективное проведение налоговой политики государства должно учитывать все факторы политической и социально- экономической сферы. В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, отмечено, что приоритетным направлением ее развития является дальнейшее повышение эффективности налоговой системы. Должны быть предприняты все усилия, направленные на формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации в условиях экономических санкций и снижения цен на нефтяные ресурсы на международном рынке. В этих условиях более детальный анализ формирования налоговых доходов бюджетной системы страны будет способствовать решению поставленных задач. Доходы субъектов Российской Федерации продолжают формироваться в основном за счет налоговых поступлений. Одной из весомых и стабильных составляющих которых являются поступления от региональных налогов.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Парламентская газета. № 151-152, 10.08.2000.
  3. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ О промышленной политике в Российской Федерации // Российская газета. № 1, 12.01.2015.
  4. Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов // СПС КонсультантПлюс, 2016.
  5. Ажогина, Н.Н. Особенности бюджетно-налоговой политики России на современном этапе / Н.Н. Ажогина // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2014. - № 3. – С. 119-124.
  6. Алиев, Б.Х Налоговая политика России: характерные черты и перспективы / Б.Х. Алиев, Г.С. Султанов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. - № 10. – С. 879-882.
  7. Балаева, Д.А. Особенности механизма реализации налоговой политики России / Д.А. Балаева // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2015. - № 5-1. – С. 8-10.
  8. Бикалова, Н. А. Налоговая политика в России и ОАЭ / Н.А. Бикалова, В.В. Мукина, М.С. Сыркова // Международный научный журнал «Символ науки». – 2015. -№ 6. – С. 97-98.
  9. Брянцева, Л.В. К вопросу об эффективности российской налоговой политики на современном этапе экономики / Л.В. Брянцева, О.В. Улезько, И.Н. Маслова, А.Г, Казьмин // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. – 2015. - № 1. – С. 72-78.
  10. Голодова, Ж.К. Налоговое стимулирование предпринимательской активности: антикризисные меры развитых стран / Ж.К. Голодова, Ю.С. Ранчинская // Международный бухгалтерский учет. – 2014. - № 15. – С. 30-37.
  11. Гончаренко, Л.И. Некоторые аспекты совершенствования налоговой политики России в кризисных экономических условиях / Л.И. Гончаренко, Н.И. Малис // Казанский экономический вестник. – 2015. - № 1. – С. 5-10.
  12. Дружинина, А.А. Особенности налоговой политики России в условиях нестабильной социально-экономической ситуации / А.А. Дружинина // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2015. - № 3. – С. 61-64.
  13. Егорова, М.С. Россия: основные направления налоговой политики до 2017 г. / М.С. Егорова, Я.С. Глущенко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. - № 5. – С. 105-107.
  14. Ибрагимова, К.С. Совершенствование принципов бюджетно-налоговой политики в России / К.С. Ибрагимова, А.З. Мусаева // Вопросы структуризации экономики. – 2014. - № 1. – С. 243-245.
  15. Караваева, И.В. Стратегия реформирования налоговой политики для современной России: инновационный и социальный аспекты / И.В. Караваева // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2014. - № 3. – С. 64-77.
  16. Качур, О.В. Налоги и налогообложение : учебное пособие / О.В. Качур. – М. : КНОРУС, 2017. – 426 с.
  17. Клейменова, М.О. Налоговое право: учебное пособие / М.О. Клейменова. - М. : Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2017. [Электронный ресурс] Гарант.
  18. Сапрыкина, Т.В. Налоговая политика Российской Федерации в условиях экономического кризиса / Т.В. Сапрыкина // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2015. - № 5. – С. 48-58.
  19. Третьякова, Л.В. Современная налоговая политика России, меры налогового стимулирования / Л.В. Третьякова // Наука и общество. – 2014. - № 3. – С. 77-80.
  20. Турбина, Н.М. Особенности налоговой политики в периоды финансовой нестабильности / Н.М. Турбина, А.Ф. Мялкина // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – Т.9 - № 6. – С. 56-59.
  21. Хачатрян, А.П. Основные задачи модернизации государственной налоговой политики в современной России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2014. - № 2. С. 235-239.
  22. Официальный сайт Росстата // www.gks.ru.
  23. Официальный сайт Федеральной налоговой службы // https://www.nalog.ru.

  1. Глущенко В. В., Чехунов В. Н.Финансы. URL: http://exsolver.narod.ru/Books/Fininvest/ Finance/c8.html.

  2. Бабич А. М., Павлова Л.Н.Финансы. М.: ФБК ПРЕСС, 2013.

  3. Финансовая политика: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2015. С. 162.

  4. Шевченко И. В. Концептуальные основы налоговой политики как комплексной экономической категории / И. В. Шевченко, А. С. Алеников / / Финансы и кредит. - 2012. - N 30. - С. 35

  5. Мурзов И. А. Технологическая модернизация и налоговая политика / И. А. Мурзов / / Финансы и кредит. - 2012. - N 42. - С. 28

  6. Майбуров И.А. Налоговая политика. Теория и практика [Текст] / под ред. И.А. Майбурова и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 56

  7. Майбуров И.А. Налоговая политика. Теория и практика [Текст] / под ред. И.А. Майбурова и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 59

  8. Игонина Л.Л. О подходах к оценке эффективности бюджетно-налоговой политики [Текст] / Л.Л. Игонина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. - No3. – С.54-58.

  9. Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). М.: Юристъ, 2015. – С. 41-44.

  10. Косов М.Е., Крамаренко Л.А. Экономическое равновесие налоговой системы: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – С. 77.

  11. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – С. 81.

  12. Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов // СПС КонсультантПлюс, 2016.

  13. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Парламентская газета. № 151-152, 10.08.2000.

  14. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 13.07.2015) О промышленной политике в Российской Федерации // Российская газета. № 1, 12.01.2015.

  15. Турбина, Н.М. Налоговая политика России: историческое развитие и современное состояние / Н.М. Турбина // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – Т.9 - № 10. – С. 103

  16. Турбина, Н.М. Налоговая политика России: историческое развитие и современное состояние / Н.М. Турбина // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – Т.9 - № 10. – С. 103

  17. Турбина, Н.М. Особенности налоговой политики в периоды финансовой нестабильности / Н.М. Турбина, А.Ф. Мялкина // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – Т.9 - № 6. – С. 57

  18. Турбина, Н.М. Особенности налоговой политики в периоды финансовой нестабильности / Н.М. Турбина, А.Ф. Мялкина // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – Т.9 - № 6. – С. 58