Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • политика максимальных налогов;
  • политика экономического развития;
  • политика разумных налогов.

Рисунок 3. Разновидности налоговой политики государства

  1. В зависимости от стратегической направленности государственного регулирования следует различать стимулирующую и сдерживающую налоговую политику.
  2. По территориальному уровню налоговую политику условно можно разделить на федеральную, региональную и местную.
  3. По признаку узкой специализации следует выделять в отдельные типы налоговую инвестиционную, социальную и таможенную политику, специальные налоговые режимы для определенных видов деятельности, политику регулирования доходов и т. п.

Рисунок 4. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма.

Подчиненность формируемого налогового механизма направленности реализуемой налоговой политики представлена на рисунке № 4.

Если взять за основу целевой подход для оценки эффективности налоговой политики (государства в целом, ибо в теории её в принципе различают по уровням: федеральный (государственный), региональный, муниципальный, корпоративный, семейный), то возникает всё та же сложность с количественным выражением заявленных целей и достигнутых результатов. В отечественной литературе выделяют пять целевых ориентиров государственной налоговой политики: фискальный, экономический, социальный, экологический и международный[6]. Кроме того, правительство Российской Федерации регулярно формирует и доводит до общественного мнения нормативные документы, определяющие целеполагание на среднесрочную перспективу (обычно на три года) в области налоговой политики. Однако формулировка этих целей имеет крайне расплывчатый, описательный, допускающий множество разнообразных толкований характер. Например, экономическая цель налоговой политики может состоять в «обеспечении эффективного участия государства в регулировании экономики, поддержании устойчивых темпов экономического роста, устранения структурных диспропорций общественного воспроизводств, стимулирование инвестиций в увеличение физического капитала». Естественно, что при таком подходе возникает много, в общем-то, риторических вопросов, допустим: сколько конкретно в процентном выражении должен быть темп экономического роста, чтобы считать его устойчивым, а проводимую налоговую политику эффективной и т.п.?


В практической плоскости реализации налоговой политики государства дело обстоит несколько лучше. Несмотря на то, что общая цель сформулирована также расплывчато («с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны»), имеется два количественных ориентира, позволяющих проводить сравнительный анализ: величина налоговой нагрузки и рейтинг Doing Business в сфере налогообложения. Однако хорошо известно, что сопоставлять между собой налоговые системы стран, находящихся на разных уровнях экономического и институционального развития, не вполне корректно для определения, какая из них более эффективна. Анализ динамики изменения этих показателей для одной страны также имеет определенные сложности из-за неоднозначности экономической и политической трактовки критериев и методики их оценки. Например, является достаточно спорным утверждение об обязательном стремлении к минимизации налоговой нагрузки для повышения эффективности налоговой системы. Поскольку снижение налоговых выплат экономическими субъектами приведет к тому, что они лишатся и значительной части общественных благ, ранее финансируемых за счет государственных расходов (налогообложения), что соответствующим образом скажется на их совокупном уровне благосостояния.

В зарубежной теории налогообложения эффективность осуществления налоговой политики чаще всего предлагают определять в соответствии с качеством реализации основных функций оптимального налогообложения:

– минимизации административных издержек (фискальная функция);

– минимизации дестимулирующих (искажающих) эффектов налогообложения (регулирующая и стимулирующая функции);

– оптимизации справедливость и минимизация неравенства налогообложения (перераспределительная функция).

Встречается и несколько другая трактовка термина «эффективная налоговая политика». В соответствии с ней такой признается фискальная политика государства, направленная на:

– минимизацию искажающего влияния налогов на аллокацию экономических ресурсов;

– устранение или, по крайней мере, минимизацию «провалов» рынка[7].

Кроме того, в качестве количественного ориентира предлагается использовать концепцию фискального пространства и понятие «фискального мультипликатора»[8]. В целом, несмотря на более сложные в техническом отношении процедуры вычисления этих характеристик, проблема оценки на их основе эффективности осуществления бюджетно-налоговой политики государства обладает приблизительно теми же недостатками, которые были отмечены ранее. Таким образом, как и в случае с определением оптимальности налоговой системы, выражение «эффективность налоговой политики» может иметь крайне неоднозначное и широкое трактуемое значение.


1.2. Нормативно-законодательное регулирование налоговой политики

Понятие «налоговая политика» законодательно не закреплено, однако оно широко используется в научной и учебной литературе, получает распространение в нормотворчестве, применяется в различных сферах общественной жизни.

Так, ежегодно Министерство финансов России разрабатывает, а Правительство РФ одобряет Основные направления налоговой политики на следующий год и плановый период последующих двух лет. Основные направления налоговой политики не являются нормативно-правовым актом, их можно отнести к политическим документам, через которые объективируется правовая политика государства[9].

Исследования налоговой политики неизбежно затрагивают вопросы ее справедливости и эффективности, поскольку идеалом любого общества является формирование такой налоговой политики, которая была бы одновременно и справедливой, и эффективной[10].

Эффективную налоговую политику определяют как налоговую политику, ориентированную на максимизацию общественного благосостояния и при этом наилучшим образом отражающую интересы общества в нахождении компромисса между реализацией принципов эффективности и справедливости в налогообложении[11].

В июне 2015 года Правительством РФ были утверждены Основные направления налоговой политики на 2016, 2017 и 2018 годы. Несмотря на то что Основные направления принимаются на три года, большинство предлагаемых мер, как правило, реализовываются в первый год.

Вектор предлагаемых Правительством тенденций связан с отказом от повышения налоговой нагрузки на бизнес с одновременным усилением налогового контроля. Правительство планирует реализовать следующие меры поддержки налогоплательщиков.

1. Предоставить региональным инвестиционным проектам льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств (так называемые гринфилды) (законопроект № 801288-6 уже рассматривается Государственной Думой). Так, если компания создает новое производство с инвестициями в 500 млн. руб., то по решению субъектов Российской Федерации ставка по налогу на прибыль может быть понижена до 10% и эта ставка действует в течение периода, пока экономия на налоге не составит объема инвестиций.


2. Расширить правила participation exemption (правила, согласно которым от налогообложения освобождается доход в виде дивидендов от дочерних обществ при соблюдении ряда условий) для процентов при финансировании заемными средствами дочерних компаний. Такие проценты будут квалифицированы как дивиденды и смогут освобождаться от налогообложения.

3. Предложить меры стимулирования развития малого предпринимательства, внеся изменения в специальные налоговые режимы.

4. Упростить порядок возмещения НДС при экспорте, принятия НДС к вычету при получении авансов, а также при приобретении товаров, работ услуг, имущественных прав для операций, облагаемых по налоговой ставке 0%.

Также планируется распространить возможность заявительного порядка возмещения НДС на случаи предоставления поручительства материнской компанией, сумма уплаченных налогов которой за 3 года составляет не менее 10 млрд. руб.

5. Повысить порог по выручке для целей уплаты авансовых платежей только по итогам квартала, что позволит многим налогоплательщикам реже отвлекать оборотные средства.

6. Либерализовать правила трансфертного ценообразования для внутрироссийских сделок.

7. Внести отдельные изменения в акцизное налогообложение, налог на добычу полезных ископаемых и некоторые иные налоги.

При проведении налоговой политики основное внимание будет уделяться проведению антикризисных мер, а также реализации тех основных изменений, планы по проведению которых уже определены в нескольких стратегических документах.

Это - Основные направления налоговой политики на очередной год и плановый период[12], утвержденные в предыдущие годы, послания и поручения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также утвержденные к настоящему времени «дорожные карты» в различных отраслях.

Предусматривается предоставление субъекту Российской Федерации права по снижению до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения.

Также предусмотрено применение для таких налогоплательщиков ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0% в части, поступающей в федеральный бюджет.

Предполагается, что в зависимости от решения субъекта Российской Федерации объем средств, сэкономленных налогоплательщиком от получения такой налоговой льготы (в совокупности по федеральной и региональной частям налога на прибыль) сможет полностью покрывать осуществленные им капитальные затраты. Однако при этом для субъекта Федерации сохранится возможность устанавливать и иные объемы льготирования в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации[13].


Механизм снижения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций будет осуществляться в рамках механизма отбора инвестиционных проектов, уже установленного Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении региональных инвестиционных проектов.

Также Правительство Российской Федерации предлагает внести в законодательство о налогах и сборах ряд преференций, обеспечивающих более комфортный налоговый режим для специальных инвестиционных контрактов, которые будут заключаться с инвесторами в соответствии с федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»[14]. В частности, в дополнение указанных выше преференций для «гринфилдов» предполагается закрепить в законодательстве следующие нормы:

1) Ввести ограничения для субъектов Российской Федерации и местных органов власти по увеличению ставок региональных и местных налогов, а также региональной части налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, сверх уровня ставки, первоначально установленной для инвестора - стороны специального инвестиционного контракта, а также ограничение на повышение федеральной составляющей ставки налога на прибыль организаций для участников специальных контрактов свыше 2% до 2025 года.

2) Предоставить возможность использовать повышающий коэффициент 2 к основной норме амортизации для оборудования, произведенного в результате реализации специального инвестиционного контракта и относящегося к 1 - 7 амортизационным группам.

Анализ законотворческой деятельности, Основных направлений налоговой политики и последней судебной практики показывает, что Россия сейчас является весьма перспективным рынком для инвестирования, предоставляющим существенные налоговые преференции по сравнению со многими странами. В свою очередь, структурирование бизнеса в России и новые инвестиции в российскую экономику требуют более тонкой настройки, чем ранее, учитывающей не только сложившиеся международные нормы и обычаи делового оборота, но и особенности местного правоприменения, понимание его динамики и возможного развития подходов в налоговом контроле и судебной оценке.

Таким образом, налоговая политика - это совокупность проводимых уполномоченными государственными органами финансово-правовых мероприятий стратегического и тактического характера, предусматривающих аккумуляцию денежных средств в бюджетную систему, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, а также косвенное финансирование в целях регулирования развития различных отраслей экономики. Можно выделить три направления налоговой политики государства: