Файл: Организационная структура и ее роль в современных организациях.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОБЪЕКТА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Основные понятия организационной культуры
1.2. Факторы и условия формирования и развития организационной культуры
1.3. Организационная культура как объект стратегического управления
2. ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ООО «СИВИЛ-КРАСНОЯРСК».
2.1. Общая характеристика ООО «Сивил-Красноярск»
2.2. Организационная структура ООО «Сивил-Красноярск»
2.3. Организационная культура ООО «Сивил-Красноярск»
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ООО «СИВИЛ-КРАСНОЯРСК»
В таблице 3 проведем анализ профессионализма персонала ООО «Сивил-Красноярск».
Таблица 3
Анализ профессионализма работников ООО «Сивил–Красноярск»
№ п/п |
Должность |
Образование |
Год поступления на работу |
Стаж работы, лет |
1 |
Генеральный директор |
Высшее |
1997 |
22 |
2 |
Зам.ген.директора |
Высшее |
1999 |
20 |
3 |
Финансовый директор |
Высшее |
2008 |
25 |
4 |
Главный бухгалтер |
Высшее |
2003 |
10 |
5 |
Зам.главного бухгалтера |
Высшее |
2009 |
12 |
6 |
Секретарь |
Высшее |
2008 |
9 |
7 |
Старший продавец-охранник |
Средне-специальное |
2009 |
21 |
8 |
Старший продавец-охранник |
Среднее |
2010 |
25 |
9 |
Продавец-охранник |
Средне-специальное |
2013 |
13 |
10 |
Продавец-охранник |
Средне-специальное |
2012 |
10 |
11 |
Старший охранник |
Высшее |
2015 |
21 |
12 |
Охранник |
Высшее |
2015 |
20 |
13 |
Охранник |
Среднее |
2014 |
11 |
14 |
Охранник |
Среднее |
2012 |
14 |
15 |
Тех. служащая |
Среднее |
2014 |
22 |
Все руководящие работники ООО «Сивил-Красноярск» имеют большой опыт работы в занимаемой должности и длительный стаж работы на предприятии. Торгово–оперативный персонал также имеет значительный опыт работы, но текучесть кадров здесь высокая.
К положительным моментам относится высокий уровень образованности персонала Общества. Весь управленческий персонал и часть торгово–оперативного имеют высшее образование.
Таким образом, организационная структура ООО «Сивил–Красноярск» является оптимальной, уровень профессионализма персонала организации заслуживает высокой оценки.
2.3. Организационная культура ООО «Сивил-Красноярск»
Организационная культура ООО «Сивил-Красноярск» - явление неосознанное, развивающиеся стихийно. Основные ценности, разделяемые всеми сотрудниками предприятия – это сохранение рабочего места, отсутствие конфликтных ситуаций с коллегами и руководством и получение бонусов за работу.
Для торгово-оперативного персонала ООО «Сивил–Красноярск» введена униформа: черная футболка с логотипом магазина. На предприятии разработаны формы общения с клиентами, инструкции по обслуживанию.
В ООО «Сивил–Красноярск» существуют фирменные бланки, канцелярские принадлежности, подарочные наборы с логотипом компании. Но данная продукция рассчитана на внешнюю аудиторию, а не на сотрудников организации.
Из положительных моментов организационной культуры ООО «Сивил-Красноярск» - четко сформулированная миссия организации: «Получение прибыли путём реализации своих функций и удовлетворения соответствующих потребностей». Миссия ООО «Сивил-Красноярск» прописана на стендах и размещена во всех помещениях предприятия. Знакомство с миссией предприятия происходит при поступлении на работу нового сотрудника. Таким образом, представление о миссии организации имеет весь персонал организации.
Для оценки организационной культуры ООО «Сивил-Красноярск» был проведен опрос персонала предприятия.
Результаты опроса показали, что работники организации довольны условиями труда, существующими на предприятии. Трудовая нагрузка является посильной и равнозначной. В организации поддерживается благоприятный психологический климат. Отрицательной оценки получила система мотивации и стимулирования.
В целом уровень организационной культуры ООО «Сивил-Красноярск» был оценен работниками организации, как средний (более 70% респондентов).
Таким образом, оценка организационной культуры ООО «Сивил–Красноярск» показала, что в организации присутствуют не все элементы организационной культуры. Система мотивации и стимулирования персонала отсутствует.
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ООО «СИВИЛ-КРАСНОЯРСК»
Оценка организационной культуры ООО «Сивил-Красноярск» выявила отсутствие на предприятии системы мотивации и стимулирования персонала. А как показал опрос работников предприятия, бонусы являются основополагающим для них фактором удовлетворенности условиями труда, наряду с психологической атмосферой в коллективе.
Для совершенствования организационной культуры ООО «Сивил-Красноярск» предлагается разработать систему мотивации и стимулирования. В основу системы мотивации и стимулирования персонала ООО «Сивил-Красноярск» предлагаю заложить следующие мероприятия:
1. Для работников, непосредственно оказывающих влияние на результативность деятельности, ввести систему выплат премий по результатам работы за месяц, исчисляемую как процентную часть от выручки предприятия. Размер процентной части остается на рассмотрение руководства. Но, наиболее целесообразным было бы установить более высокий процент на товары, не пользующиеся популярностью. Во-первых, это позволит избавиться предприятию от залежалых товаров. Во-вторых, продемонстрирует профессиональные качества торгового персонала предприятия.
2. Для персонала, не участвующего в процессе обслуживания клиентов, предлагается ввести систему премирования за работу без нареканий и в срок. Возможно внедрение единовременных выплат за участие в развитии работы отдела (предложения по внедрению новых систем учета, планирования и т.п.).
3. Для всех категорий работников рекомендуется разработать систему поощрения работников за стаж. За каждый год стажа на предприятии предлагается увеличивать окладную часть. В первые годы работы на предприятии это может быть 1% доплаты к окладной части, в последующие – выше.
Мерами нематериального стимулирования работников ООО «Сивил-Красноярск» могут выступать:
- проведение спортивно-зрелищных мероприятий;
- дополнительное медицинское страхование работников;
- оплата питания в рабочее время;
- организация корпоративных праздников, в том числе с участием членов семьи работников;
- членство в спортивных и общественных клубах.
Стимулирование труда персонала выступает важным условием повышения уровня организационной культуры, способствует привитию работникам базовых ценностей и принципов деятельности организации, повышает производительность труда, вызывает чувство уверенности и гордости за выполняемую работу.
Таким образом, мотивация и стимулирование труда выступают одним из главных условий повышения эффективности организационной культуры предприятия. Предложенные выше мероприятия можно рассматривать как аспекты стратегического управления организацией, так как они способны непосредственно оказать влияние на повышение эффективности предприятия в целом, за счет роста производительности труда и снижения текучести кадров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря эффективному управлению организационная культура преобразуется из потенциального управленческого ресурса предпринимательской системы в реальный, т.е. она в любой момент времени может быть задействована для решения текущих, тактических или стратегических задач деятельности предприятия, и при этом ее запас не только не истощится, но даже может преумножиться.
Под эффективностью управления организационной культурой понимается такое воздействие управляющей подсистемы на управляемую подсистему предприятия, при котором раскрывается весь возможный положительный потенциал организационной культуры.
Кроме того, организационная культура выступает как фактор производства и в этом случае может влиять на управленческий процесс и его эффективность. Специфика организационной культуры заключается также в том, что она, являясь фактором производства (т.е. тем, что непосредственно влияет на эффективность хозяйственной деятельности), одновременно выступает как интегрирующий показатель, комплексно характеризующий эффективность деятельности предприятия.
Цель курсовой работы – дать оценку существующей на предприятии организационной культуре и разработать мероприятия по ее совершенствованию.
Объект исследования – ООО «Сивил-Красноярск», предмет исследования – организационная культура предприятия.
Оружейный магазин «Сивил» существует на рынке Красноярска с 1 июня 1993 года.
Основными видами деятельности ООО «Сивил-Красноярск» являются:
- оптовая и розничная торговля;
- оказание услуг по хранению, ремонту, обслуживанию, реализации транспортных средств, запасных частей к ним;
- организация общественного питания.
Главной целью создания ООО «Сивил-Красноярск» является получение прибыли и распространение в легальной форме охотничьего, гладкоствольного и нарезного оружия, оружия для самообороны, патронов к нему и сопутствующих товаров как отечественного, так импортного производства, а так же рыбацких и охотничьих приспособлений.
Анализ показателей хозяйственной деятельности ООО «Сивил-Красноярск» показал, что предприятие является прибыльным, но эффективность его деятельности в динамике снижается. Организационная структура ООО «Сивил–Красноярск» является оптимальной, уровень профессионализма персонала организации – высокий.
Анализ организационной культуры ООО «Сивил-Красноярск» показал, что в целом уровень организационной культуры на предприятии был оценен как средний, работники организации удовлетворены существующими условиями труда. Основные ценности, разделяемые всеми сотрудниками предприятия – это сохранение рабочего места, отсутствие конфликтных ситуаций с коллегами и руководством и получение бонусов за работу. Отрицательной оценки получила система мотивации и стимулирования.
Для совершенствования организационной культуры ООО «Сивил-Красноярск» разработана система мотивации и стимулирования, состоящая из следующих мероприятий.
1. Для работников, непосредственно оказывающих влияние на результативность деятельности, ввести систему выплат, исчисляемую как процентную часть от выручки предприятия.
2. Для персонала, не участвующего в процессе обслуживания клиентов, предлагается ввести систему премирования за работу без нареканий и в срок и выплаты за участие в развитии работы отдела.
3. Для всех категорий работников рекомендуется разработать систему поощрения работников за стаж.
Также предложены разнообразные меры нематериального стимулирования работников.
Предложенные мероприятия способны улучшить производительность труда в ООО «Сивил-Красноярск», а, следовательно, и эффективность предприятия. В связи с чем, их необходимо рассматривать как аспекты стратегического управления организацией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
- Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об обществах с ограниченной ответственностью".
- Аверьянов, Л.Я. Организационная культура управления современных предпринимательских структур [Электронный ресурс] / Л.Я. Аверьянов. –Режим доступа: http: // www.big.spb.ru
- Асаул, А. Н. Культура организации: проблемы формирования и управления [Электронный ресурс] /А. Н. Асаул, М. А. Асаул, П. Ю. Ерофеев, М. П. Ерофеев. — СПб.: Гуманистика, 2010. – Режим доступа: http://www.aup.ru
- Асаул, А. Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций [Электронный ресурс] / А. Н. Асаул, Б. М. Карпов, В. Б. Перевязкин, М. К. Старовойтов. - СПб: АНО ИПЭВ, 2010. - 606 с. – Режим доступа: http://www.aup.ru
- Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник/ О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 372 с.
- Басовский, Л.Е. Менеджмент: Учебное пособ./ Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 216 с. – (серия «Высшее образование»).
- Васильченко, Н. Г. Современная система управления предприятием: Учебно-практическое пособ. \ Н.Г. Васильченко. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2012. – 320 с.
- Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 320 c.
- Волкова, Н. В. Особенности восприятия организационной культуры вновь принятыми сотрудниками в период первичной адаптации персонала / Н. В. Волкова, В. А. Чикер // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф.— Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 63-68.
- Воронина, Э.М. Менеджмент предприятия и организации/ Э.М. Воронина. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2010. - 181 с.
- Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. / И.Н. Герчикова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 512 с.
- Грошев, И.В. Организационная культура: Учебник / И.В. Грошев, А.А. Краснослободцев. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 535 c.
- Дмитриева, Ю.П. Особенности формирования и развития организационной культуры. [ Электронный ресурс]/ Ю.П. Дмитриева. – Режим доступа : http://www.pglu.ru
- Евтихов, О.В. Психология управления персоналом: теория и практика. – СПб.: Речь, 2012. – 319 с.
- Жигунов И.М., Чаплина А.Н. Управление организационной структурой предприятия сферы услуг в обеспечении инновационного развития // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. 2015. № 6. С. 97-102
- Иванова- Швец, Л. Н., Управление персоналом: Учебно-методический комплекс /Л.Н. Иванова- Швец, А.А. Корсакова, С.Л. Тарасова. – М.: Изд. Центр ЕАОИ. 2012. – 200 с.
- Коровина, О. Ю. Организационная культура в сфере образования: Методические материалы в помощь слушателям курсов повышения квалификации / Науч. ред. А. В. Золотарева. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2011. – 64 с.
- Коротков, Э.М. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, Э.М. Коротков; Под ред. И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 272 c.
- Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс, 2016. - 672 c.
- Пересветов, Ю.В., Карпычева, М.В., Иванова, Е.А. Менеджмент. Курс лекций. - М: МИИТ, 2010. - 176 с.
- Попова Л.Ф. Эффективная организационная структура как важнейшее условие формирования современной системы управления предприятием // Наука и общество. 2015. № 2 (21). С. 40-47
- Рубин, Ю.Б. Основы предпринимательства: Учебник / Ю.Б. Рубин. - М.: МФПУ Университет, 2016. - 464 c.
- Семенов, Ю.Г. Организационная культура: Учебное пособие/ Ю.Г. Семенов. – М.: Университетская книга; Логос, 2010. – 256 с.
- Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 c.
- Тихомирова, О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка // переработанное. - Москва: Издательский дом ИНФРА-М, 2012. - 151 с.
- Чалдаева, Л.А. Экономика предприятия: Учебник для академического бакалавриата / Л.А. Чалдаева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 410 c.
- Чеберко, Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: Учебник и практикум / Е.Ф. Чеберко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 420 c.
- Шейн, Э.Х. Организационная культура и лидерство / Э.Х. Шейн; Пер. с англ. И.И. Малкова; Науч. ред. Т.Ю. Ковалева.- СПб.: Питер, 2013.- 351 с.
- Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации: Учебное пособие / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Б.Н. Чернышева. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 335 c.
- Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 663 c.