Файл: Субъекты малого предпринимательства (Общая характеристика малого предпринимательства в РФ).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика малого предпринимательства в РФ
1.2. Критерии идентификации субъектов малого предпринимательства и их актуализация
2. Актуальные вопросы развития субъектов малого предпринимательства в РФ
2.1. Проблемы становления малого предпринимательства в Российской Федерации
2.2. Современное состояние и проблемы развития малого предпринимательства в Российской Федерации
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Батрова Т.А. Предпринимательское право. - М.: Инфра-М, 2015.
Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: Правовые аспекты. — М., 2006.
Кодификация российского частного права / под ред. Д.А. Медведева. М., 2008
Кртян А. С. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса // Молодой ученый. — 2017. — №8.2.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день малое предпринимательство является важной составляющей любой экономики. Становится неоспоримым тот факт, что за счет этой сферы происходит создание рабочих мест, разработка и внедрение новых технологий.
Малое предпринимательство проникает в такие сферы, в которых для крупного бизнеса существуют невыгодные условия. Благодаря управленческому персоналу и простым организационным формам малый бизнес обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на меняющиеся требования потребителей. Также малое предпринимательство обеспечивает значительную часть налоговых поступлений, оно не входит в состав монополистических объединений и занимает по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.
Данная сфера экономики играет важную роль в обеспечении стабильности и развития экономики. В постоянно меняющихся условиях наличие в экономике хорошо развитого сектора малого бизнеса влечет рост занятости населения.
Актуальность темы выражена в том, что в результате повышения предпринимательской активности населения формируется массовый средний класс собственников – основа устойчивости в обществе, способствуя созданию новых рабочих мест. Руководители малого предпринимательства – люди, которые готовы рисковать своими средствами, начинать деятельность с нуля, они вносят посильный вклад в экономическое возрождение государства. В последнее время политика государства направлена на развитие и поддержку малого предпринимательства, для его эффективной работы в дальнейшем.
Правительство России уделяет большое внимание доработке и редакции законодательных и нормативных актов. Фактором, обуславливающим высокую социальную значимость малого предпринимательства, является то, что по своему характеру малое предпринимательство основывается на учете местных потребностей и интересов.
Основная цель исследования - изучение тенденций и проблем развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
-раскрыть сущность характеристики малого предпринимательства в РФ;
-рассмотреть понятие малого бизнеса;
-изучить критерии идентификации субъектов малого предпринимательства и их актуализация;
-проанализировать актуальные вопросы развития субъектов малого предпринимательства в РФ;
-изучить проблемы становления малого предпринимательства в Российской Федерации;
-раскрыт современное состояние и проблемы развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Объект исследования – система государственного регулирования и поддержки малого бизнеса.
Предметом исследования является деятельность субъектов малого предпринимательства.
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных в области предпринимательского, гражданского права.
Методологической основой исследования являются общенаучные и частно-научные методы правового познания: диалектический, сравнительно-правовой, системный, формально-логический, дедукции и индукции.
Информационной базой исследования послужили федеральные законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные акты.
1. Общая характеристика малого предпринимательства в РФ
1.1. Понятие малого бизнеса
Предпринимательство является сравнительно новым явлением, что сопряжено с отсутствием современного уровня предпринимательской культуры, соответствующего уровня знаний и опыта у предпринимателей, которые вынуждены начинать свою деятельность почти с нуля. Развитие малого бизнеса нуждается в постоянной поддержке.
Для понятия важности малого предпринимательства, необходимо ясно представлять какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.
Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Однако особенными из них являются именно малые предприятия, они проникают в такие сферы бизнеса, куда средние и крупные предприятия проникнуть не могут, в силу тех или иных обстоятельств.
Любой хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность в правовой среде, установленной законодательством. Правовая среда малого бизнеса представляет собой совокупность законодательных и нормативных актов, которые определяют понятие малого предпринимательства, регулируют правила осуществления предпринимательской деятельности, формируют права и обязанности малых предприятий при взаимодействии их с иными субъектами экономики, работниками, государственными органами и общественными организациями, устанавливают ответственность за нарушение установленных норм и правил во всех областях деятельности. Кроме того, правовая среда малого бизнеса включает в себя совокупность мер по обеспечению государственной и иной поддержки.
Малое предпринимательство в России довольно новое понятие, также этот факт подтверждает и то, что уровень предпринимательской культуры, знаний и опыт в данной сфере очень низкий. Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников в российском законодательстве периодически менялся. Первоначально данный критерий был определен постановлением Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР»[1], а затем — Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней»[2].
Показатели численности занятых менялись незначительно. Но при этом в соответствии с постановлением Госкомстата России от 04.10.1994 № 192 «Об утверждении единовременной государственной статистической отчетности о деятельности малых предприятий» малыми считались предприятия всех отраслей экономики независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность которых составляла: в промышленности, строительстве и на транспорте - 50, в сельском хозяйстве и инновационной деятельности - 30, в науке и научном обслуживании - 15, в розничной торговле, общественном питании и бытовом обслуживании - 15, в оптовой торговле, остальных отраслях и других видах деятельности - до 25 человек[3].
Такое расхождение в количественном определении показателей не могло не сказаться на результатах статистической отчетности. Таким образом, можно дать определение малому предпринимательству - это предпринимательская деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц или предприятий, управление которыми осуществляет один собственник.
Основными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является количество занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, размер активов и объем оборота (прибыли). Но общее число показателей, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, превышает 50.
Основными критериями являются: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием и величина активов. Малый бизнес, или малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и, отчасти, политический уровень развития страны.
По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг.
Безусловно сфера малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, которая действует в основном на рынках в пределах города или региона и непосредственно связанная с массовым потребителем товаров и услуг.
В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Собственники малого предпринимательства при создании своего предприятия следуют одному единственному корпоративному интересу - сохранить, развивать и защищать частную собственность, ну и конечно получить собственную выгоду. Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия сегодня - это побочная сфера экономики.
Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Не редко, большие компании являются клиентами малых фирм, а последние - поставщиками для больших.
Конкретно роль малого бизнеса в экономике России проявляется в том, что его развитие способствует:
-созданию новых рабочих мест;
-внедрению новых товаров и услуг;
-удовлетворению нужд крупных предприятий;
-обеспечению специализированными товарами и услугами.
Создание новых рабочих мест - это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе.
Другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий - это внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого другого. Наконец, многие малые предприятия возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов.
Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность, также малые предприятия придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.
Одна из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому.
В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, а стараются работать, дополняя друг друга, особенно это заметно в такой сфере, как специализация отдельных производств и инновационные разработки.
Важен тот факт, что основа экономики государств с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия, они выступают наиболее массовой, динамичной и гибкой формой деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.
Малое предпринимательство является одной из форм организации экономической жизни общества со своими характерными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на местном рынке, оперативное реагирование на изменение его конъюнктуры, тесная связь с потребителями, узкая специализация в определенной нише рынка труда и услуг, уникальная возможность организовать собственное дело с относительно небольшим начальным капиталом – это, вне всякого сомнения, неоспоримые достоинства малого бизнеса, обеспечивающие устойчивость его развития.
1.2. Критерии идентификации субъектов малого предпринимательства и их актуализация
Малое предпринимательство представляет собой важнейшую сферу рыночной экономики нашего времени. Ее развитие означает быстрое создание новых рабочих мест, оживление на товарных рынках, появление самостоятельных источников доходов у значительной части экономически активного населения, снижение социальных нагрузок на расходы бюджетов.
Понятия «малое предпринимательство» и «среднее предпринимательство» предполагают количественную определенность, позволяющую отделить их от иных, более крупных форм хозяйствования. Однако конкретные количественные показатели не позволяют дать исчерпывающие определения малого и среднего бизнеса. В современной экономике применяются различные критерии отнесения субъектов предпринимательской деятельности к малому бизнесу. Трудности же заключаются в следующем: