Файл: Разработка проекта информационной системы для гостиницы.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Характеристика предприятия и его деятельности
2 Организационная структура управления предприятием
3 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес–процессов
4 Информационное обеспечение задачи
4.1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
4.2 Характеристика базы данных
4.3 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
ВВЕДЕНИЕ
Развитие компьютерной информационной технологии неразрывно связано с развитием информационных систем.
Информационная система – это программный комплекс, функции которого состоят в поддержке надежного хранения информации в памяти компьютера, выполнении специфических для данного приложения преобразований информации и вычислений, предоставления для пользователя удобного и легко осваиваемого интерфейса. Обычно объемы информации, с которыми приходится иметь дело таким системам, достаточно велики, а сама информация имеет достаточно сложную структуру.
В современных жестких условиях рыночной конкуренции скорость получения и обработки информации является важнейшим фактором, определяющим успех предприятия. Введение в гостиничный бизнес новых информационных технологий способствует улучшению качества обслуживания при одновременном сокращении персонала. Именно поэтому организациям желательно минимизировать затраты трудовых, материальных ресурсов, а также времени, затрачиваемого на обработку и выполнение заказов. Выходом в данной ситуации может являться эффективное применение специально сконструированной системы управления базой данных.
Работа владельцев и администрации гостиниц требует обработки большого объема информации о постояльцах, о номерах и корпусах, в которых они проживают, о доходах и расходах комплекса. Возникают вопросы оптимизации распределения жильцов по жилым корпусам, оказания им дополнительных услуг и учета оплаты. Поэтому разумно большую часть работы владельца и администрации перевести в электронный вид, что существенно облегчит и ускорит процесс обслуживания жильцов.
Целью данного курсового проекта является разработка проекта информационной системы для гостиницы.
Для того чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- охарактеризовать предприятие и характер его деятельности;
- рассмотреть организационную структуру управления предприятием;
- осуществить выбор комплекса задач автоматизации и характеристику существующих бизнес–процессов;
- разработать информационную модель и описать ее;
- привести используемые классификаторы и системы кодирования;
- охарактеризовать нормативно–справочную, входную и оперативную информацию;
- охарактеризовать результатную информацию;
- разработать дерево функций и сценарий диалога информационной системы, охарактеризовать базу данных;
- описать структурную схему пакета и программные модули;
- рассмотреть контрольный пример реализации проекта и подвести итоги по работе.
При разработке проекта информационной системы будет использован исследовательский, поисковый, формально–логический методы, а также метод проектирования и метод анализа литературы.
Объектом изучения предметной области является гостиница.
Предметом – проект информационной системы для гостиницы.
Работа содержит пять глав, а также такие элементы, как Введение, Заключение и Список литературы.
Технико–экономическая характеристика предметной области и предприятия
1 Характеристика предприятия и его деятельности
Областью применения информационной системы является Гостиница.
Гостиница – имущественный комплекс (дом, здание, часть здания, иные постройки) с меблированными комнатами (номерами) для временного проживания граждан. Обычно предоставляются различные дополнительные услуги, помимо проживания (уборка, охрана), в зависимости от класса обслуживания.
Задачей администратора гостиницы является отслеживание финансовой стороны работы гостиницы. Его деятельность организована следующим образом: гостиница предоставляет нoмeра клиентам на определенный срок. Каждый номер хaрaктеризуется вместимостью, комфортностью и ценой. Клиентами гостиницы являются различные лица, о которых администратор собирает определенную информацию (фамилия, имя, отчество и др.). Сдача номера клиенту производится при наличии свoбoдных мест в номерах, подходящих клиенту по параметрам. При поселении фиксируется дата поселения. При выезде из гостиницы для каждого места запоминается дата освобождения.
Для этого нужна общая база данных, включающая всю необходимую информацию. Разрабатываемый программный продукт является актуальным на сегодняшний день, в частности, для администратора гостиницы – готовая информационная система автоматизирует большую часть его функциональных действий.
2 Организационная структура управления предприятием
Организационная структура гостиницы изображена на Рисунке 1.
Рисунок 1 Организационная структура гостиницы
3 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес–процессов
Наиболее существенным недостатком в практикуемой системе управления и организации функционирования гостиницы можно назвать практически полное отсутствие автоматизации выполняемых бизнес–процессов. Подобная ситуация сводится к тому, что большая часть работы представляется в виде документов на бумажных носителях, что существенно снижает возможную скорость работы и эффективность труда сотрудников.
Автоматизация некоторых процессов, выполняемых в организации, позволит устранить следующие недостатки системы:
- Невысокая производительность труда сотрудников;
- Низкая оперативность выполнения операций и процессов;
- Недостаточная актуальность и достоверность информации и выполняемых расчетов;
- Высокая продолжительность и трудоемкость выполнения процессов и обработки данных;
- Недостатки в коммуникации между отделами;
- Несвоевременность появления и передачи данных и др.
Исходя из вышесказанного видно, что внедрение специально сконструированной информационной автоматизированной системы может привести к следующим положительным изменениям:
- Повышение производительности и эффективности туда сотрудников;
- Повышение оперативности выполнения операций и процессов;
- Повышение актуальности и достоверности информации и выполняемых расчетов;
- Снижение продолжительности и трудоемкости выполнения процессов и обработки данных;
- Улучшение качества коммуникации между отделами организации;
- Появление своевременности и актуальности информации и др.
Из перечисленных положительных изменений видно, что внедрение специально сконструированной информационной автоматизированной системы является более чем целесообразным и окажет положительное влияние на функционирование гостиницы.
Готовый проект должен решать проблемы автоматизации управления, руководства и контроля в гостинице. Необходимо, чтобы в результате использования итогового продукта руководство получало четкое представление о деятельности сотрудников и о ходе обслуживания постояльцев в целом.
Проект должен стать также способом управления. Помогать следить за безопасностью, производительностью и эффективностью труда. В результате внедрения и использования продукта гостиница получит большую выгоду за счет экономии многих ресурсов, таких как время, персонал и затраты на оплату его труда.
Цели и задачи проектирования, реализации и внедрения информационной системы:
- изменение бизнес–стратегии в направлении повышения лояльности клиентов;
- создание единого информационного пространства;
- организация взаимодействия между подразделениями и сотрудниками компании;
- использование накопленной информации, ее расширение и пополнение информационной базы;
- внедрение новых методологий для расширения клиентской базы и совершенствования технологий обслуживания клиентов;
- сокращение рутинных операций в работе персонала, отсутствие повторного ввода данных и их потери.
При разработке проекта информационной системы для гостиницы необходимо обеспечить ввод, хранение и редактирование информации. Кроме того, необходимо реализовать функцию удаления неактуальных записей.
В связи с этим, обнаруживается необходимость хранения и обработки данных, сгруппированных следующим образом:
- информация о сотрудниках (код сотрудника, ФИО, дата рождения, паспортные данные, контактный телефон, отдел, должность);
- информация о постояльцах (код гостя, ФИО, дата рождения, паспортные данные, контактный телефон, номер);
- информация о номерах (код номера, класс, вместимость, цена, свободен)
Общей целью задачи выступает оперативное и комфортное получение информации, ее хранение, обновление и редактирование; вывод результатной информации в виде отчетов и результатов выполнения запросов.
4 Информационное обеспечение задачи
Информационная модель системы будет состоять из справочников, в которые заносится информация о регистрируемых документах. Таких справочников будет четыре:
- Справочник сотрудников;
- Справочник постояльцев;
- Справочник номеров.
Информационная модель для разрабатываемого проекта изображена на рисунке 2.
Рисунок 2 Информационная модель
3.2 Используемые классификаторы и системы кодирования
Группировка информации осуществляется на основе системы классификации и кодирования, позволяющих представить информацию в форме, удобной для ввода и обработки данных с помощью вычислительной техники.
Используемые классификаторы изображены в Таблице 1.
Таблица №1 Используемые классификаторы
Кодируемое множество объектов |
Длина кода |
Система кодирования |
Система классификации |
Вид классификатора |
Код сотрудника |
4 |
Порядковая |
отсутствует |
Локальный |
Код постояльца |
4 |
Порядковая |
отсутствует |
Локальный |
Код номера |
4 |
Порядковая |
отсутствует |
Локальный |
Характеристика нормативно–справочной, входной и оперативной информации
Входной информацией для проекта информационной системы для гостиницы будут являться следующие данные:
- данные о сотрудниках;
- сведения о постояльцах;
- сведения о номерах.
Нормативно–справочная информация – это комплекс всех информационных вопросов и ответов на них, которые появляются в самых разных сферах жизнедеятельности человека. Такая система состоит из огромного количества информации, которая передает всю необходимую информацию из различных областей человеческой жизни.
В данном случае нормативно–справочной информацией будет выступать информация о номерах, их вместимости, классе и т.д. Информация, хранящаяся в справочниках, заполняется непосредственно сотрудниками гостиницы и может быть при необходимости редактирована, удалена или обработана.
Исходя из вышесказанного следует, что необходимо разработать форму экрана, которая будет доступно и понятно обеспечивать все необходимые функции.
Пример формы ввода информации изображен на Рисунке 3.
НАЗВАНИЕ ФОРМЫ
КНОПКИ
ПОЛЕ ДЛЯ ВВОДА
НАЗВАНИЕ ПОЛЯ
Рисунок 3 Форма ввода информации
К каждой форме автоматически подключаются справочники, необходимые для заполнения того или иного поля.
Перечень подключаемых к формам справочников представлен в Таблице 3.
Таблица №3Перечень справочников
Название справочника |
Ответственный за введение |
Среднее число записей |
Средняя частота актуализации |
Средний объем актуализации % |
Справочник сотрудников |
Ответственный менеджер |
Равно количеству сотрудников |
1/мес |
0–100 |
Справочник постояльцев |
Администратор |
Равно количеству постояльцев |
1/день |
0–100 |
Справочник номеров |
Администратор |
Равно числу номеров |
1/день |
100 |
Характеристика входных документов для проекта информационной системы для гостиницы представлена в Таблице 4.
Таблица №4 Характеристика входных документов
Код документа |
Наименование |
Источник получения |
Частота возникн/мес |
01 |
Договор об аренде жилого помещения |
Административно–хозяйственный отдел |
0–... |
02 |
Подтверждение соответствия нормам |
Административно–хозяйственный отдел |
0,12 |
03 |
Накладные на приход расходных материалов/канцелярии |
Административно–хозяйственный отдел |
1 |