Файл: МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Государство активным образом принимает участие в правотворческой деятельности, объективирует волеизъявления народа в нормативно-правовых актах, осуществляет правоприменительную деятельность, обеспечивает реализацию права путем средств государственного принуждения.

Взаимодействие органов государственного и муниципального управления предполагает, что они как партнеры, равны относительно главного объекта управления, и оно осуществляется с целью повышения уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования и региона в целом.

Конституция России установлена организационная обособленность местного самоуправления от органов государственной власти, однако на практике эффективное управление во всех сферах жизни общества не представляется возможным без отлаженного механизма их взаимодействия. Доминирующая часть неудач в экономической и социальной сфере связана с тем, что этот механизм не совершенен и существуют определенные обстоятельства, которые затрудняют его реализацию.

Очевиден тот факт, что вопросы местного значения неотделимы от государственного интереса и находятся под влиянием государства. На федеральном уровне относительно местного самоуправления решаются две задачи – обеспечение гарантий местного самоуправления и разработка и реализация единой государственной политики в сфере местного самоуправления.

Таким образом, актуальность данной темы обусловлена необходимостью определения механизмов взаимодействия местного самоуправления с государственной властью.

Предмет исследования – взаимодействие государственных и муниципальных органов.

Объект исследования – органы государственного и местного самоуправления.

Цель курсовой работы – определить особенности взаимодействия органов государственного и местного самоуправления.

Указанная цель обусловила решение следующего комплекса задач:

  1. Рассмотреть понятие и признаки государственного управления.
  2. Изучить сущность и содержание муниципального управления.
  3. Обозначить принципы и организационные формы взаимодействия государственного и муниципального управления.
  4. Определить сферы взаимодействия государственного и муниципального управления.

В качестве методологической основы исследования выступают общенаучные и частные методы познания: конкретно-исторический; метод системного анализа, системно-структурный.


ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие и признаки государственного управления

Государство – это основной элемент политической системы, в котором существует совокупность официальных органов власти, действующих на территории страны. Оно представляет собой основную форму общечеловеческих, национальных, социальных ценностей и интересов его граждан.

Определить сущность государства – выявить определяющее в его функционировании, социальной ценности и назначении, понять государство многообразных свойств и форм, как самостоятельный социальный институт. Характеристика государства определяется в плоскости политической организации общества, т.е. это свойство на этапе становления государства. В рамках раскрытия сущности государства на этапе его функционирования и развития необходимо дальнейшее продвижение в этом векторе, предполагается анализ государства как политической организации сформировавшегося общества.

Понятие «сущность государства»[1] начало широким образом использоваться на предыдущем этапе отечественной теории государства и права. Сущность государства трактовалась как классовая природа для утверждения власти господствующего класса. Государство – орудие для насилия одного класса над другим для обеспечения эксплуатации. Существовали утверждения относительно того, что открытие классовой природы государства – это научная заслуга государства и права и характеристики формы государства.

Сущность государства является одним из сложных вопросов юридической науки, на который однозначно нет ответа, поскольку необходимо охватить ряд проблем, в том числе, проблемы понимания государства и права, соотношения человека, общества и государства и др. Последовательное раскрытие сущности государства, как самостоятельного относительно обособленного политико-правового явления, затем как социально обусловленного комплекса.

Сущность государства как самостоятельное явление – власть, главное и устойчивое, определяющее его содержание и функционирование. Однако государственная власть – это не явление не абстрактное, а реальная власть, которая сосредоточена в специальных государственных учреждениях, и воля населения, объективированная в правовых нормах. Иначе говоря, сущность государства – это легитимная и подкрепленная соответствующими средствами власть.


Так как государство это продукт общества, с организационной формой и сложным социальным строением, то возможны и другие его сущности с учетом вышеуказанных характеристик.

Для общества необходимо, чтобы государственная власть была стабильной, чтобы она могла обеспечить социальное равновесие, баланс социально-классовых сил, сформировать условия для дальнейшего развития всего общества.

Сущность государства как политической организации проявляется в его сопоставлении с обществом. Общество – это теоретическое наследие государственно-правовой мысли, которое было долгое время забыто в отечественной юридической науке и относилось к понятию «производственные отношения».

Важно отметить, что она содержит в себе экономические, социальные, идеологические, религиозные, культурные, семейные и др. ценности.

Государство и общество – единство формы и содержания, в котором форма это политическое государство, а содержание гражданское общество.

Еще одна важная характеристика государства заключается в том, что оно является особой структурной организацией.

С характеристикой государства как организации политической власти, как территориальной организации тесно связан и спектр других важных черт государства, которые существенно выделяют его среди других элементов политической системы общества.

Важнейшими являются:

  1. монополия на принудительную власть населения. Организация общества не имеет права на применение силы без санкции государства;
  2. суверенитет государственной власти, т.е. независимость от какой-либо другой ветви власти, право осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени всего общества;
  3. издание законодательной базы, которая обязательна для всего населения, без изъятия, граждан данного государства;
  4. взимание налогов и сборов для содержания государственного аппарата и формирования федерального, регионального и местного бюджета.

государство как институт или организация, являясь на протяжении всего исторического периода ключевым явлением политической жизни, теории и практики различных стран, всегда отличалось от догосударственных и негосударственных институтов своими специфическими признаками. Их изучение способствует глубокому и всестороннему пониманию прошлого и настоящего нашей и других государств.[2]

В первую очередь, это наличие у государства политической власти. Власть как система отношений подчинения существовала и в догосударственном обществе, однако это была общественная власть, она исходила из соответствующего общества (рода, племени и т.д.), и обеспечивалась самим обществом. Властные функции по управлению делами рода или племени реализовывались в рамках первобытного строя, выполнялись не ставящими себя над ним людьми, а именно занятыми производительным трудом членами этого общества.


Принципиальные характеристики публичной власти заключаются в том, что:

  1. она является публичной (политической) властью, так как оторвана от общества и представляет интересы всего общества;
  2. публичная государственная власть воплощается в профессиональном слое чиновников, которые состоят на государственной службе, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят ни материальных, ни духовных благ;
  3. государственная власть осуществляется государственными органами, которые используют при этом имеющиеся экономические, организационные и иные ресурсы;
  4. реализация государственной власти обеспечивается ее авторитетом, политическим и правовым сознанием населения, управленческими технологиями и государственным принуждением.

Одним из фундаментальных признаков государства – аппарат принуждения. Он выражается посредством существования армии, полиции, разведки, любого рода принудительных учреждений.

Взаимозависимость и взаимодействие государства и права, объединяя в себе такие социальную среду, территорию, экономику и политику, одинаковое нравственно-духовное содержание. Эта взаимосвязь находит свое проявление как на сущностном уровне и в системно-структурном аспекте.

Взаимозависимость государства и права обуславливает невозможность существования друг без друга. Тоталитарные государства вынуждены упорядочивать общественные отношения посредством права, закреплять правопорядок, использовать правовую форму для осуществления насилия.

Взаимодействие этих явлений многогранно и постоянно.

Государство активным образом принимает участие в правотворческой деятельности, объективирует волеизъявления народа в нормативно-правовых актах, осуществляет правоприменительную деятельность, обеспечивает реализацию права путем средств государственного принуждения.

Право устанавливает с юридической точки зрения систему государственных органов, их права и обязанности, предел осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан.

Государственный суверенитет – это политико-правовой признак государства, который находит свое выражение в верховенстве государственной власти и на международной арене.[3]

Верховенство государственной власти выражается в следующих принципах:

  1. универсальность, которая распространяется на все население, все организации и учреждения и политические партии;
  2. уникальность ее властных полномочий, по причине которых государственные органы могут отменить всякое проявление любой общественной власти в случае, если последняя выходит за рамки действующего законодательства;

Независимость государственной власти находит свое проявление в ее исключительном праве самостоятельно решать все свои вопросы, осуществлять законную деятельность как внутри государства, так и вне его.

Среди основных признаков государства выделяются так же разделение населения по территориальному принципу. В отличие от первобытно-общинного строя, где общественная власть распространялась на людей по родственному признаку, в зависимости от их принадлежности к роду, племени, при этом род зачастую не имел определенной территории, при государственном строе власть распространяется на них в зависимости от территории нахождения. Государство обладает четко локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население превращается в подданных (монархия) или в граждан (республика) государства.

Граждане, которые проживают на его территории и вне ее, как и сама территория защищается государством. Принципы целостности и неприкосновенности территории накладывают запрет на ее насильственное расчленение или захват ее части. Подобного рода акты, от кого бы они ни исходили, квалифицируются в качестве актов прямой агрессии. У каждого государства есть право и обязанность на защиту своей территории и своих граждан.

С территориальной организацией населения связано не только возникновение государства, но начало формирования отдельных стран, следовательно, потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

Основным признаком государства также являются займы и налоги. Государство само по себе не является производителем материальных благ, исходя из этого для содержания государственного аппарата и поддержания социальных обязательств оно устанавливает налоги, пошлины и другие сборы.

Изначально в них была необходимость для того, чтобы содержать армию, полицию и другие государственные органы принудительного характера, а также государственный аппарат. Позднее они стали распространять свое применение и на различных реализуемых государством образовательные, медицинские, культурные и воспитательные программы.

На протяжении исторического развития государства важное значение оказывает для его содержания налоги. Они во все этапы развития цивилизации были важным источником пополнения казны. Налоги –обязательные платежи, которые устанавливаются и взимаются государством с граждан и юридических лиц.

Порядки налогообложения, касательно видов и порядка взимания налогов, устанавливались в действующих нормативно-правовых актах. Такое закрепление не потеряло актуально и на сегодняшний день. В большинстве современных государств существует свод законов, складывающийся в комплексе в науку налоговое право. Уплата налогов рассматривается с точки зрения конституционного долга или как конституционная обязанность граждан.