Файл: Процессы принятия решений в организации (Определение управленческого решения и его основные аспекты).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ управленческих решений
1.1 Определение управленческого решения и его основные аспекты
1.2 Модели и методы принятия управленческих решений
ГЛАВА 2. Разработка ПРОЦЕССА управленческих решений на примере ГУП « УЗМПИ»
2.1 Технологические процессы принятия решений в ГУП «УЗМПИ»
2.2 модели подготовки управленческих решений при освоении новых рынков сбыта продукции
ГЛАВА 3. Повышение эффективности ПРОЦЕССА принятия управленческих решений
3.1 Выбор метода принятия решения
3.2 Выбор управленческого решения с использованием дерева решений
Ко второму блоку этапов разработки управленческого решения относятся генерирование альтернативных вариантов решений, выбор наиболее целесообразных управленческих воздействий и их экспертная оценка, разработка сценариев развития ситуации.
2.2 модели подготовки управленческих решений при освоении новых рынков сбыта продукции
Синтез моделей принятия решений на предприятии при освоении новых рынков сбыта продукции представлен двумя основными блоками. В рамках первого блока осуществляется поиск информации для подготовки управленческих решений по формированию дилерской сети ГУП «УЗМПИ» при освоении новых рынков сбыта продукции. Второй блок нацелен на поиск информации для подготовки управленческих решений по формированию ассортимента выпуска продукции ГУП «УЗМПИ» при освоении новых рынков сбыта продукции.
Первый блок включает в себя следующие модели:
1. Динамическую модель подготовки управленческих решений по формированию дилерской сети предприятия [Y1].
2. Нечеткомножественную модель подготовки управленческих решений по формированию дилерской сети предприятия на основе предпочтений потребителей [ Х2 ] .
Второй блок позволит сформировать ассортимент продукции предприятия при освоении новых рынков сбыта продукции на основе следующих моделей:
1. Модели подготовки управленческих решений по формированию ассортимента продукции предприятия на основе требований дилеров [ Х1 ].
2. Модели подготовки управленческих решений по формированию ассортимента продукции предприятия на основе предпочтений потребителей [ Х3 ] и [ Х4 ].
Модифицированная модель подготовки управленческих решений по формированию ассортимента продукции предприятия на основе предпочтений потребителей [ Х4 ], в которой по сравнению с моделью [ Х3 ] вместо требований потенциальных потребителей выступают характеристики продукции, что позволяет определять структуру требований унифицированно для всех потенциальных потребителей. Практика экспериментального использования моделей [ Х3 ] и [ Х4 ] показывает относительно небольшой разброс в результатах их реализации, что подтверждает целесообразность синтезированного использования этих моделей.
Следует отметить, что нечеткомножественные модели подготовки управленческих решений в ГУП «УЗМПИ» при освоении новых рынков сбыта продукции [ Х1 ], [ Х2 ], [ Х3 ] и [ Х4 ] взаимосвязаны на информационном уровне. Исходя из этого с целью минимизации затрат на сбор исходных данных для реализации отмеченных моделей целесообразно их синтезированное практическое внедрение, концептуальная схема которого представлена на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Концептуальная схема синтеза нечеткомножественных моделей принятия решений на предприятии при освоении новых рынков сбыта продукции[18]
На основании этого укрупненную схему синтеза моделей, основанную на предложенной в настоящей работе концепции синтеза нечеткомножественных, динамических и оптимизационных моделей подготовки управленческих решений на предприятии при освоении новых рынков сбыта продукции, можно представить в виде рис. 2.4.
Рис. 2.4 - Концептуальная схема синтеза моделей подготовки управленческих решений на предприятии при освоении новых рынков сбыта продукции[19]
Из рис.6 видно, что основным элементом концепции синтеза моделей подготовки управленческих решений на предприятии при освоении новых рынков сбыта продукции является построение синтезированной динамической и нечеткомножественной модели подготовки управленческих решений по формированию дилерской сети предприятия и синтезированной нечеткомножественной модели подготовки управленческих решений по формированию ассортимента продукции предприятия.
Для детального анализа рис. 6 необходимо раскрыть суть некоторых показателей, а именно:
интегрированная матрица R’ характеризует количественный состав сети сбыта ГУП «УЗМПИ» при освоении новых рынков сбыта продукции; интегрированная матрица R характеризует ассортимент плана выпуска продукции при освоении предприятием новых рынков сбыта;
в состав оптимального ассортимента выпуска продукции предприятия по каждой позиции не включаются те виды продукции, для которых показатель верификации Zi=>0.
Предложенная концепция синтеза моделей подготовки управленческих решений на предприятии при освоении новых рынков сбыта продукции представляет собой законченный экономико-математический и программно-информационный инструментарий, который дает возможность руководящему звену ГУП «УЗМПИ» принимать обоснованные и оперативные управленческие решения, направленные на формирование востребованной производственной программы и результативной сети сбыта при освоении новых рынков сбыта продукции.
ГЛАВА 3. Повышение эффективности ПРОЦЕССА принятия управленческих решений
3.1 Выбор метода принятия решения
Основной целью деятельности ГУП «УЗМПИ» является получение прибыли. При разработке управленческих решений руководство организации должно учитывать причинно-следственные связи: цель достигается определенными средствами, результаты обеспечиваются некоторыми затратами, следствие является итогом ряда причин.
Результаты анализа работ известных отечественных и зарубежных ученых по методам принятия управленческих решений на предприятиях (В.А. Абчук, А.Г. Аганбегян, Ф.Ф. Аунапу, А.М. Бирман, О.А. Дейнеко, Л.Г. Евланов, Л.В. Канторович, Г.А. Кулагин, О.И. Ларичев, Б.З. Мильнер, В.И. Титов, Р.А. Фатхутдинов, П. Берд, П.Ф. Друкер, Д. Кернс, Р. Кини, Д. Куинн, М. Старр, А. Файоль и др.) показывают, что в настоящее время не существует достаточно универсального и недорогого общепризнанного метода принятия решений.
Известные методы имеют те или иные ограничения, не позволяющие при их применении оперативно и эффективно добиваться поставленной цели[20], что вызывает необходимость продолжить исследование для разработки нового метода принятия решений. Чтобы предприятие могло выжить и успешно работать в рыночных условиях, необходим новый подход к управлению. Для этого требуется эффективный метод принятия производственных управленческих решений, позволяющий экономить ресурсы и отвечать особенностям трансформации экономики из плановой в рыночную.
Для разработки представленного метода принятия производственных решений И.Д. Овчинниковым введены и определены следующие понятия и процедуры[21]:
Ключевые элементы – качественные, количественные и логические элементы исследуемого объекта, в свойствах и признаках которых содержится возможность достижения сформулированной цели. Для их выявления следует использовать системный анализ и предварительно разложить исследуемый объект, по которому имеется осознанная проблема, на элементы. В процессе системного анализа с объекта делают «срезы», что позволяет выявить свойства каждой его части. Смысл «срезов» состоит в том, чтобы уточнить состав, взаимодействие частей объекта, их влияние на функцию, потенциальную либо выполняемую объектом, и выявить взаимодействие частей с внешней по отношению к объекту средой.
Выбор ключевых элементов – это процесс выделения ключевых элементов из оставшихся выявленных элементов анализируемого объекта. После того, как объект в результате системного анализа разложен на количественные, качественные и логические элементы, эти элементы подвергают целевому анализу, при котором свойства, признаки каждого элемента исследуемого объекта соотносятся со свойствами и признаками сформулированной цели, которая должна быть достигнута в результате принятия решения. Свойства и признаки цели – это критерии выбора ключевых элементов.
Ядро решения представляет собой совокупность ключевых элементов. Это «композит», образованный из ключевых элементов со своими свойствами, признаками и связями между ними. Окончательный вид оно приобретет после выявления и установления связи между образовавшими его ключевыми элементами и отношения их свойств к сформулированной цели.
4. Конструирование решения. Процесс, в котором выполняется модификация и развитие ключевых элементов во взаимодействии между собой, без выявления недостатков для их устранения.
В результате целевого анализа элементы объекта должны быть разделены на две группировки. В первой комплектуют элементы, обладающие признаками и свойствами, позволяющими достичь сформулированную цель либо приблизиться к ней. К этой же группировке будут относиться элементы объекта с признаками и свойствами, которые не явно, косвенно влияют на сформулированную цель. В элементах этой группировки содержится в той или иной степени возможность достижения цели, успеха при решении проблемы. Элементы объекта этой группировки и есть ключевые элементы. Ко второй группировке будут относиться элементы объекта, слабо относящиеся или не касающиеся сформулированной цели, не имеющие на нее влияния или воздействия.
Всякое решение, строго говоря, это всегда выбор. Происходит выбор ключевых элементов из всех выявленных, но не выбор одного решения из нескольких разработанных вариантов. В известных методах принятия решений выбор происходит после выработки альтернатив, на уровне готового варианта решения[22]. Естественно, что для этого нужно эти варианты предварительно разработать. Иными словами, в предложенном методе принятия производственных решений процедура выбора происходит не на уровне вариантов решения, а на уровне элементов объекта.
Принято считать, что эффективность принимаемого решения имеет прямую пропорциональную зависимость от количества разработанных вариантов[23]. Большее число разработанных вариантов, повышает вероятность принятия хорошего решения. Однако одновременно возрастают трудоемкость и затраты на его принятие. Трудоемкость, в свою очередь, обратно пропорциональна оперативности принятия решения, поскольку на практике группа людей, участвующих в разработке вариантов решения, всегда ограничено[24]. Для предприятия оперативность принятия решений, как правило, исчисляется величиной полученной или упущенной выгоды. Здесь задержки в принятии производственного управленческого решения всегда оборачивается предприятию ущербом.
Признак для отнесения выявленных элементов объекта к ключевым элементам – это присутствие в них возможности достижения поставленной цели. Эти возможности могут находиться в содержании выявленных элементов объекта в различном виде: форме используемых документов, маршрутов их движения, процедур обработки реквизитов, видов платежей, операций технологических процессов и пр. Все зависит от назначения конкретного объекта, по несоответствиям в котором готовится решение. Из выбранных таким образом ключевых элементов успеха образуетсяядро будущего решения.
Аналитическую процедуру формирования ядра целесообразно проводить с использованием схематичной формы. Выявленные ключевые элементы располагают по строкам. В колонках располагают свойства, признаки элементов и параметры, определяющие отношение элементов к цели как таковой. Связи наносят графами, а свойства отмечают условными знаками. Так окончательно формируется ядро будущего решения, при этом выявление свойств, признаков ключевых элементов и связей, содержащихся в них, создает основу для построения логики развития ядра и определяет направление для конструирования решения.
Конструирование решения – процесс развития и модификации ядра решения. Решение – это выбор, и в разработанном методе он происходит на уровне элементов. Далее решение достраивают, придавая ему окончательный вид и конструируя на основе ядра решения. Как справедливо отмечают исследователи[25], процесс выработки решения представляет собой творческий акт. Однако в данном процессе творчество ограничено определенными правилами. Здесь основой конструкции является ядро решения, а материалом для конструирования служат свойства и связи элементов объекта. Кроме того, при конструировании решения следует идти путем развития ключевых элементов в их взаимодействии между собой, не стремясь выявлять недостатки с целью их последующего устранения. Недостатки будут устраняться в процессе конструирования производственного управленческого решения.
Поскольку ядро будущего решения – это только основа, которую предстоит достроить в процессе конструирования, то такой процесс должен происходить в направлении, представленном логикой связей, свойств и признаков ключевых элементов. И таким материалом для конструирования решения могут выступать формы документов или их фрагменты, процедуры работы или их элементы, уже имеющиеся разделы организационной структуры, технологии или части технологий и т. п. Как показано в работе Симоненко Н.Н., Симоненко В.Н [26], все зависит от конкретной производственной проблемы, требующей решения.