Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы (Анализ теоретических данных).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность: Сегодня трудно представить современный мир и нашу жизнь в нем без мобильной телефонии. Каждый день мы обмениваемся информацией с другими людьми, общаемся с друзьями, коллегами, родителями и детьми. Благодаря возможностям мобильной связи МТС мы оперативно можем делиться друг с другом новыми идеями, мыслями и чувствами. МТС дарит нам возможность общаться с целым миром, слышать и быть услышанными и сделать наш мир интереснее. ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) крупнейший, динамично развивающийся российский оператор сотовой связи и в своей работе я хотел бы показать какими именно путями фирма достигла таких успехов на мировом рынке.

Объект исследования: Оператор сотовой связи ПАО «МТС»

Предмет исследования: способы достижения фирмой власти на рынке на примере оператора сотовой связи ПАО «МТС».

Цель курсовой работы: Изучив теоретический материал по данной теме, рассмотреть основные показатели рыночной власти фирм и типичные формы проявления рыночной власти на примере крупной Российской компании-операторе сотовой связи ПАО «МТС»

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Изучение теоретического материала по теме «Факторы, влияющие на рыночную власть фирмы».
  • Проследить историю развития компании с ее основания и до настоящего времени.
  • Собрать статистические данные о доходах компании.
  • Дать характеристику эффективности достижения рыночной власти компанией МТС, рассмотреть какими путями компания добивалась власти на рынке и насколько успешными были эти мероприятия.
  • Рассмотреть каким образом проявляется рыночная власть ПАО «МТС»

Методы исследования: Изучение литературы и других источников информации, анализ статистики, наблюдение, метод статистических и

маркетинговых исследований.

Научная разработанность темы: Анализ литературы показал недостаточную степень изученности проблемы, что составляет один из наиболее значимых аргументов для подготовки настоящего исследования.

Практическая значимость исследования: Результаты работы имеют практическую значимость, она заключается в том, что изученные методы влияния на рыночную власть нашли применение в рамках деятельности ПАО «МТС» и обеспечили компании захват крупной части как российского, так и международного рынка.


Глава 1. Факторы, определяющие рыночную власть фирмы

1.1 Анализ теоретических данных

В структуре рынка большое количество граней и незаметных нюансов, что, несомненно, отражается в различных показателях структур.

Рынок является местом для заключения различных сделок, купли-продажи товаров, а также местом формирования экономических отношений, результатом которых будет являться формирование спроса, предложения и цены.

При рассмотрении двух крайностей в анализе рыночных структур, а именно чистой монополии и полной конкуренции, можно наиболее полно проанализировать явление рыночной власти.

Объектами рыночной власти являются цена товара, прибыль и объем продаж. Рыночная власть дает возможность производителю устанавливать цену, повышать прибыль, при этом ограничивая объем производства и продаж.

Достаточно правдоподобно определить уровень рыночной власти отдельных форм мы можем, используя знания о степени монополизации рынка. На рынках совершенной конкуренции ни одна фирма в отрасли не обладает рыночной властью, так как не может оказать влияние на уровень цены.

Наиболее сильно рыночная власть проявляется в чистой монополии, а характер возникновения чистой монополии выступает источником и причиной рыночной власти.

К числу факторов, определяющих рыночную власть фирмы, относится изменение масштабов производства (концентрация производства), а также процесс слияний и поглощений (централизация капитала).

Масштаб производства можно рассматривать на уровне предприятия и фирмы. Они имеют оптимальные размеры, за пределами которых их увеличение становится неэффективным. В обрабатывающей промышленности США подавляющее большинство фирм - однозаводские. Из 369 000 фирм в 1987 г. однозаводских было 288 000. В этом случае концентрация на заводском и фирменном уровнях совпадают. Однако решающую роль играли многозаводские фирмы. На 81 000 таких фирм приходилось 13,8 млн. служащих из 18,9 млн. занятых на всех фирмах, 377,3 млрд. долл. из общего фонда заработной платы 476 млрд. долл.[1]

Увеличение масштабов производства дает экономический эффект в результате развития разделения труда и его специализации. Создаются благоприятные условия совершенствования техники и организации производства. С увеличением масштабов производства уменьшаются издержки, повышается производительность труда. Особенно это относится к многозаводским фирмам, в рамках которых достигается экономия за счет сокращения расходов на содержание административно-управленческого персонала, централизованного ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также использования «массированных резервов». Например, внезапно возросший спрос легче удовлетворить путем транспортировки товаров с соседнего завода, чем эксплуатировать местный завод за пределами его мощностей. Крупной фирме требуется меньше ресурсов на случай стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств.


Слияния и поглощения (централизация капитала) представляют весьма противоречивый процесс притяжения и отталкивания капиталов. Американская статистика среди форм централизации выделяет дезинвестиции. Эта форма предполагает продажу бизнеса, отдела, дочерней компании собственником фирмы другому собственнику. Бизнес одного собственника уменьшается, другого увеличивается за счет присоединения чужого капитала.

Другой формой централизации капитала является выкуп собственности с использованием заемных средств. Покупатель, приобретая бизнес, использует в основном заемные средства для финансирования покупки. После изменения отношений собственности выплата долга перекладывается на поглощаемую компанию. Динамику слияний и поглощений, а также их формы показывает таблица 1.

Таблица 1.

Слияния и поглощения в экономике США (1985—1993 гг.)

Формы слияний и поглощений

1985 г.

1992 г.

1993 г.

Всего:

Количество

1719

3502

-

Стлоимость (млрд. долл)

140.6

125.3

-

В том числе:

Дезинвестиции: количество

780

1598

1993

Стоисоть (млрд. долл)

51

57.2

213.4

Выкуп собственности: количество

154

199

621

Выкуп собственности: стоимость (млрд. долл)

16.3

7.2

621

Как показывает таблица, общее количество слияний и поглощений в экономике США растет. За период 1985-1993 гг. значительно увеличилось количество и стоимость дезинвестиции. Очень быстро росло количество выкупов собственности с использованием заемных средств, хотя их стоимость в 1993 г. осталась примерно на уровне 1985 г.

Изменение масштабов производства (концентрация производства)

Концентрация производства - это рост числа крупных предприятий и сосредоточение на них всё большей части имеющихся в обществе средств производства, рабочей силы и продукции

На уровне предприятия и фирмы можно рассмотреть масштаб производства в целом. Они имеют оптимальные размеры, за пределами которых их увеличение становится неэффективным.

При развитии разделения труда и его специализации, в качестве экономического эффекта мы увидим увеличение масштабов производства. В таких условиях возникает подходящая обстановка для улучшения рабочей техники и улучшенной организации производства. Так как масштабы производства возрастут, повысится и производительность труда. Наиболее часто это относится к многозаводским фирмам. В них экономия достигается за счет уменьшенных расходов на содержание административно-управленческого персонала, использования «массированных резервов» концентрированного ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К примеру, если внезапно возрастет спрос на какой-либо товар, его гораздо легче удовлетворить путем транспорта необходимых товаров с соседнего завода неподалеку, чем использовать местный завод за границей его мощности. Крупной фирме требуется меньше ресурсов на случай стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств.


Наблюдается три вида эффектов от концентрации производства:

Положительный эффект возникает, когда скорость роста издержек ниже роста темпа производства. Он складывается из нескольких факторов:

  • Крупная фирма экономит на финансах: для крупных фирм в банке доступны кредиты под меньший процент, чем для мелких фирм.
  • Крупная фирма может экономить на капитале: для фирм таких масштабов оборудование закупается в большом количестве по меньшей цене, чем для маленьких фирм.
  • Крупной фирме доступна экономия на рекламе: с ростом чиста клиентов и объемов производства, по статистике, расходы на рекламу не увеличиваются, и даже могут, наоборот, упасть, так как «дела фирмы» говорят сами за себя.
  • Крупные фирмы имеют возможность собирать отходы производства и производить с их использованием дополнительную продукцию, получая при этом увеличенный доход.
  • Фирма получает экономию на масштабе производства — с ростом объёмов производства растут издержки, но гораздо медленнее. Поэтому за счёт экономии на постоянных издержках крупные фирмы могут сокращать издержки в расчёте на производство единицы продукции.
  • экономия на специализации — специализированный труд всегда более высокопроизводительный, чем не квалифицированный. Поэтому крупные фирмы за счёт роста объёмов производства экономят на издержках.
  • Когда темп роста издержек возрастает быстрее, чем темп роста производства, возникает отрицательный эффект от роста масштабов производства.
  • На появление отрицательного эффекта от роста масштабов производства влияют следующие факторы:
  • В крупных предприятиях возникают проблемы с управлением подчиненными: решения управленческого состава запаздывают, видоизменяются или не выполняются вообще, из-за чего сильно падает управленческая эффективность.
  • В крупных фирмах гораздо сложнее выглядят производственные отношения, на них действуют профсоюзы, которые вносят помехи в деятельность администрации предприятия.
  • В крупных фирмах возрастают издержки на сбыт продукции, они вынуждены производить свою продукцию в других регионах и странах. Для успешной продажи продукции они создают дилерскую сеть, филиалы, цеха, склады и т.д., что приводит к дополнительным расходам.

Концентрация производства не является единственным путем развития предприятий. Для каждой конкретной отрасли необходимо искать свое, экономически целесообразное сочетание крупных, средних и малых предприятий.


Норма рыночной концентрации характеризует долю экономической активности и степень контроля рынка крупными фирмами. Альтернативными методами измерения рыночной концентрации являются следующие.

1. Размер чистых прибылей, получаемых фирмами и отраслями. Предполагается, что уровень нормы прибыли или масса прибыли в отрасли находится в прямой зависимости от степени рыночной концентрации. Чем больше концентрация, тем больше норма и масса прибыли. Однако этот метод имеет существенные недостатки. Статистика прибылей ненадежна. Фирмы могут завысить издержки, применять разные схемы амортизации и списания убытков. Поэтому выявление степени концентрации по этому методу затруднено.

2. Показателем степени рыночной концентрации или интенсивности конкуренции считается число фирм в отрасли при прочих равных условиях (одинаковой степени дифференциации продукта и высоты барьеров для вступления в отрасль). Чем больше фирм в отрасли, тем меньше рыночная концентрация и больше интенсивность конкуренции. Однако число фирм не является совершенным показателем. Можно предвидеть ситуацию, когда существует 100 фирм и на каждую приходится 1% продукции. Другой вариант: из 100 фирм на 4 приходится 80% производства, а на оставшиеся 96 - только 20%.

3. Наиболее надежным показателем считается коэффициент рыночной концентрации, определяемый как процент продаж (выпуска продукции, занятости, стоимости, добавленной обработки), приходящийся на определенное количество фирм (обычно 4, 8, 20, 50 фирм).

Для расчета коэффициента составляется таблица концентрации, где все крупные фирмы отрасли представлены по ранжиру (Таблица 2.)

Таблица 2.

Таблица концентрации.

Группа фирм

Доля продаж в отрасли, %

Крупнейшие 4

40

Крупнейшие 8

65

Крупнейшие 20

90

Крупнейшие 50

99

Распределение объема продаж, представленное на таблице 2, свидетельствует об олигополистическом характере структуры рынка.

4. Чем значительнее доля фирмы на рынке, тем больше ее монополистическая власть. Концентрация объема продаж характеризуется индексом Херфиндаля. Последний измеряет долю продаж каждой фирмы, затем суммирует эти доли, возведенные в квадрат:

H = S1 + S2 + ... + Sn,

где Н - индекс Херфиндаля, S - доли рынка, приходящиеся на фирмы, возведенные в квадрат. Если доля рынка одной фирмы равна 100% , то индекс составит 10 000. На рынке, где объем продаж разделен поровну между 100 фирм, индекс будет равен 100% (объем продаж отдельной фирмы -1% , суммирование объемов продаж фирм дает 100%). Рынком с высоким уровнем концентрации продаж считается рынок, где индекс Херфиндаля равен 1800 и более процентов. Этот показатель означает, что на одну фирму приходится 40-50% продаж.