Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы (Анализ теоретических данных).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Процесс слияний и поглощений (централизация капитала)

Централизация капитала представляет собой объединение нескольких капиталов или поглощение одного капитала другим. Он показывает организационные возможности роста капитала в процессе добровольного или принудительного слияния компаний, присоединения мелких компаний к крупным, поглощения крупными компаниями мелких фирм.

Масштабы производства могут изменяться несколькими путями: возможна интеграция предприятий, диверсификация и конгломерация.

Интеграция – это управленческая деятельность, направленная на объединение или сближение предприятий, благодаря которой достигается синергический эффект в работе данных фирм и появляется совместная деятельность. Этот процесс связан с отказом предприятий частично или полностью от своей финансово-хозяйственной самостоятельности в пользу другого предприятия или вновь создаваемого общего органа управления. Интеграция предприятий реализуется в форме создания объединений.

Благодаря интеграции организаций появляется возможность создания новых, более конкурентоспособных участников рынка.

Интеграция может представлять собой союз технологически однородных производств – в таком случае будет иметь место горизонтальная интеграция. Также это могут быть производства, которые вместе формируют единую технологическую цепь, начиная от добычи сырья и заканчивая производством итогового продукта – это называется вертикальной интеграцией. Горизонтальная интеграция дает экономический эффект благодаря созданию совместных сбытовых и ремонтных служб, объединению усилий по рекламе и т.д. Вертикальная интеграция, помимо этого, дает экономию от сокращения расходов на ведение рыночных операций, обеспечивает надежность сбыта и поставок.

Так же выделяют умеренную и жесткую интеграцию.

Жесткая интеграция понимает под собой объединение всех видов деятельности и процессов, а также централизацию аппарата управления и контроля за предприятием в рамках единой компании. Этого можно достигнуть путем реорганизации фирмы в форме слияния и присоединения.

К умеренной интеграции относят процессы объединения предприятий, которые осуществляются путем приобретения корпоративного контроля. Использование данного механизм, в узком смысле, предполагает получение собственниками права назначать руководителей организации, в более широком – возможности влиять на ее стратегию и характер действий, а также оценивать результаты последних. Иными словами, владельцы могут принимать управленческие решения и осуществлять контроль.


Диверсификация - это ситуация, в которой происходит объединение технологически разнородных предприятий. Диверсифицированные фирмы являются многоотраслевыми.

Примером может служить известная китайская корпорация Xiaomi, принадлежащая миллиардеру Лэю Цзюню. Основной деятельностью фирмы долгое время было создание программного обеспечения для мобильных устройств, но недавно они стали заниматься и производством смартфонов. Все это является примером диверсификации.

Самой диверсифицированной компанией мира считается «Дженерал электрик». Со времени основания в 1892 г. она была занята производством продуктов для выработки, передачи, распределения, контроля и использования электроэнергии. Она производит широкий ассортимент потребительских электротоваров, моторов, электрооборудования, локомотивов, реактивных двигателей для различных типов самолетов, силиконовых и режущих инструментов, медицинских диагностических аппаратов, а также оказывает строительные, ремонтные и финансовые услуги.

Наиболее ярким примером несвязанной диверсификации компании на современном рынке является английское предприятие «VirginGroup». Посчитать точное число направлений, по котором компания развивается, представляется затруднительным. В сферы его деятельности входит множество не связанных друг с другом вещей, таких как: кинопроизводство, банковские услуги и авиаперевозки. А начинала данная компания с продажи музыкальных кассет, пластинок и дисков.

Многоотраслевая компания получает выгоду от внутренней кооперации. Эффект, который возникает при этом можно назвать синергизмом или эффектом «2 + 2 = 5». Он заключается в том, что при объединении составных частей мы получаем больший результат, чем от простой суммации действия отдельных предприятий. Синергетический эффект обозначается при помощи переменных: возросшего объема прибыли, уменьшения издержек, сокращения потребности в капиталовложениях.

В рамках диверсификации производства выделяют несвязанный и связанный тип. Разделяют также на еще два направления: на вертикальную и горизонтальную диверсификацию.

Несвязанный тип диверсификации –имеется ввиду создание новой сферы, которая напрямую никак не связана с существующей спецификой деятельности. Хорошей иллюстрацией будет являться желание владельца сети кофеен заняться продажей автомобилей.

Основные преимущества несвязанной стратегии диверсификации состоят в том, что компания может найти и развить более прибыльный в будущем бизнес, а также снизить влияние сезонных спадов продаж основного бизнеса. Недостатками (или рисками) такой стратегии диверсификации является необходимость выделения значимых ресурсов на развитие нового направления бизнеса и инвестиций, которые могут не окупиться при плохой управленческой работе


Если предполагается создание новой сферы деятельности на базе уже существующего предприятия, то такое явление будет называться связанной диверсификацией. Например, предприятие, которое давно занимается переработкой нефти, решает открыть новую сеть бензоколонок.

Вертикальная диверсификация происходит, когда компания решает расширить производство за счет «шага» вперед или назад по производственной цепочке. Например, огромные корпорации по работе с металлами, во владении которых находятся также и обогатительные комбинаты, могут производить окатыш для собственных целей, а излишки сбывать конкурентам.

Горизонтальная диверсификация происходит, когда компания решает расширить ассортимент продукции с учетом типичности производственного цикла. Например, компания “Siemens” изначально производила телеграфное оборудование, но в процессе горизонтальной диверсификации у компании появилась линия бытовых электротоваров, осветительного оборудования, и так далее. После расширения производства новая услуга или продукт необязательно должны использовать старый бренд, с точки зрения маркетинга выгоднее выпускать продукцию под новым брендом.

Конгломерация означает объединение под единым финансовым контролем фирм, которые не имеют производственных связей и даже могут принадлежать не только к различным видам производства, но и к различным сферам экономики. Так, английская автомобильная компания «Роллс-Ройс» переключилась в основном на производство авиационных двигателей. Известность марки позволила ей существенно сэкономить на рекламе. Американские автомобильные компании «Форд» и «Дженерал моторе» вышли на рынок электронной и ракетной промышленности

Центральные офисы конгломератов ориентированы на осуществление финансового контроля и имеют немногочисленный штат. Формирование конгломератов происходит путем слияний и поглощений.

За счет выпуска акций и облигаций и их успешного обмена, то есть за счет манипуляций с ценными бумагами, конгломерат получает большие прибыли. Руководители конгломератов получают учредительские прибыли от этих операций. Для осуществления конгломератных слияний и поглощений необходимы соответствующие финансовые ресурсы и осведомленность о состоянии дел в фирмах, намеченных для поглощения. И то, и другое способны обеспечить лишь банки и финансовые компании. Последние составляют списки возможных кандидатов для поглощения, получая за информацию не только комиссионные, но и возможность прибыльного манипулирования с ценными бумагами поглощающих и поглощаемых фирм. Когда поглощающая компания начинает скупать акции поглощаемой, курс последних растет, и финансисты получают возможность продавать их с прибылью. Финансовые учреждения заинтересованы в содействии слияниям и поглощениям, так как ведение банковских операций, как правило, передается в руки банка, финансировавшего сделку.


Конгломератные слияния и поглощения ведут к увеличению экономической мощи фирм, расширяют их власть над сферой производства и обращения. Достижение этого финансовыми методами оказывается более экономичным по сравнению с другими методами. Приобретение пакета акций обходится дешевле, чем создание нового предприятия за счет внутренних капиталовложений. В добавление к производственным мощностям конгломерат получает торговые связи, торговую марку, технические знания. Если бы он начинал развитие с нуля, ему бы пришлось затратить больше средств и времени на строительство предприятия и завоевание рынка. При этом новые производственные мощности могут быть получены без затраты наличных денег - путем обмена акций или долговых обязательств.

У фирмы возникает больше возможности для привлечения заемных средств, когда происходит увеличение активов, находящихся в распоряжении конгломерата. Основой получения дополнительных кредитов может являться поглощение фирм, которые свободны от долговых обязательств.

Конгломераты в рыночной системе упорно стремятся ослабить неопределенность в рыночной системе, замещая конкуренцию на связи. Именно в конгломератах широкое распространение имеет система взаимности: поставщики товаров и услуг поглощаемой фирмы в порядке взаимности вынуждены покупать товары, производимые другими предприятиями конгломерата. В противном случае они рискуют потерять покупателя их товаров.[2]

В современных условиях разница между конгломератными и диверсифицированными компаниями стирается. Многие экономисты пишут о так называемой «деконгломеризации». Но тенденция к конгломеризации остается. Все больше фирм занимается не только производством, но и оказанием услуг (например, финансовыми операциями).

1.3 Формы проявления рыночной власти

Ценовая дискриминация – ситуация, в которой на совершенно одинаковые товары назначаются разные цены для разных покупателей. Для осуществления политики ценовой дискриминации фирме необходимо наличие рыночной власти. Более того, можно сказать, что именно наличие рыночной власти у фирмы будет являться фактором появления ценовой дискриминации, так как именно власть дает фирме возможность управлять потребителями.

Кроме уже отмеченного наличия рыночной власти, выделяют следующие условия осуществления практики ценовой дискриминации:


  • Фирма должна иметь возможность идентификации на рынке покупателей с разными ценовыми возможностями, либо сегментирования рынков с разной эластичностью спроса на свою продукцию.
  • У покупателей не должно быть возможностей для арбитража, иначе прибыль производителя будет уходить посреднику, который имеет возможность назначать более низкие цены покупателям с более высокими ценовыми предпочтениями.

Экономическая суть ценовой дискриминации состоит в том, что фирма присваивает себе потребительский излишек покупателя, добавляя его к своей экономической прибыли, наличие которой прямо говорит об обладании фирмой рыночной властью.

Существуют различные формы дискриминационной практики. Часто ее делят на 4 различные категории по Филипсу:

  • в пространстве
  • во времени
  • по доходу
  • по качеству

Выделяют 3 варианта пространственной дискриминации:

  1. назначение зональных цен, когда цена изменяется в зависимости от транспортных расходов;
  2. ценообразование по базисному пункту - цена основывается на объявленных ценах в базисных местах, плюс фрахт от этих мест;
  3. несистематическое использование пониженного фрахта в системе где обычно устанавливаются единые цены.

Основным элементом пространственной дискриминации служит единая цена или цена FOB (free on board) - цена поставщика без доставки.

Дискриминация по времени связана с временными колебаниями цен. При данном виде имеет место практика ценообразования в условиях неопределенности, когда производитель устанавливает цену, исходя из собственных ожиданий рыночной конъюнктуры и в дальнейшем корректирует цену по мере получения информации о снижении реакции рынка на проводимую ценовую политику.

Ценовая дискриминация, связанная с различием в доходах у потребителей, имеет несколько видов. Например, использование блочных тарифов со снижающими ставками в соответствии с уровнем потребления; применение практики связанных продаж и ограничение доступа к ресурсу без покупки сопутствующих товаров.

Ценовая дискриминация по качеству исходит из качественных характеристик товара и сложности правильной оценки ценности качественных характеристик товаров.

Хотелось бы отметить, что приведенные в обзоре Филипса разновидности ценовой дискриминации очень тесно пересекаются со смежными областями экономической науки, в частности с теориями дифференциации (горизонтальной и вертикальной), вертикальных ограничений, асимметрии информации и т.д. Данный факт наглядно подтверждает то, что рыночная власть фирмы является многогранным явлением, оказывающим влияние на все стороны деятельности фирмы.