Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Генезис менеджмента, как науки, развитие школ управления
1.1. Этапы становления менеджмента
1.2. Взаимосвязь функций менеджмента
2. Планирование, организация, координация как основные функции менеджмента
3. Особенности применения функций мотивации и контроля в менеджменте
Другой подход к определению понятия «контроль» состоит в понимании его как вида деятельности, направленной на наблюдение и проверку соответствия функционирования объекта управленческим решениям в виде законов, планов, норм, стандартов, правил, приказов, выявлении последствий воздействия на объект субъекта, отклонений от выдвинутых управленческими решениями требований, от принципов организации и регулирования, принятых субъектом управления.
Исследователь В.А. Хмельницкий определил контроль в виде «системы наблюдения за процессом функционирования объекта управления и проверки его фактического состояния для оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и их результатов, выявления обусловленных этими решениями изменений, устранения негативных явлений, а в случае необходимости – информирования о них компетентных лиц»[25].
Единая терминология относительно понятия «внутренний контроль» в настоящее отсутствует. Различные авторы интерпретируют его сущность по-разному.
Внутренний контроль в большинстве источников определен как процесс. Так, С.И. Жминько определяет внутренний контроль как «процесс, который направлен на достижение целей компании и представляет собой результат действий руководства в планировании, организации, мониторинге деятельности компании в целом и отдельных ее подразделений»[26]. Но с позиций бухгалтерского понимания, он предлагает иное определение: внутренний контроль состоит в структуре, политике, правилах, процедуре, направленных на обеспечение сохранности активов компании и надежности бухгалтерского учета, обеспечивающих достаточную уверенность:
- в должной авторизации транзакций;
- в своевременном и точном отражении транзакции в отчетности согласно стандартам учета;
- в осуществлении доступа к активам компании на основе надлежащей авторизации;
- в периодической сверке физического наличия активов с бухгалтерскими записями.
В Словаре-справочнике финансового менеджера дано такое определение: «Внутренний финансовый контроль (internal financi control) - организуемый предприятием процесс проверки исполнения и обеспечения реализации всех управленческих решений области финансовой деятельности с целью реализации финансовой стратегии и предупреждения кризисных ситуаций, приводящих к его банкротству»[27].
Другой подход определяет внутренний контроль как систему.
В.Д. Андреев внутренний контроль определяет, как «систему контрольных процедур, план организации и методы управления объектом для эффективного проведения бизнеса, защиты активов, предотвращения ошибок, аккуратности учетных проводок и своевременного представления финансовой информации»[28].
Исследователи В.П. Суйц и А.Д. Шеремет определили внутренний контроль как «систему предотвращения, выявления и своевременного корректирования существенных ошибок при обработке информации»[29].
Следует согласиться с Е.П. Щербаковой в том, что «внутренний контроль представляет собой форму постоянной обратной связи, используя которую менеджер обладает возможностью получать необходимую информацию о реальном состоянии объекта реализации управленческих решений»[30].
И.А. Белобжецким под внутренним контролем понимает «бухгалтерский внутрихозяйственный контроль как одна из функций управления, выполняемых бухгалтерией организации. представляет собой систему наблюдения и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его внутрипроизводственных и других структурных подразделений с целью объективной оценки экономической обоснованности, финансовой результативности и законности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, а также с целью выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных хозяйственных ситуаций и сигнализации о них собственникам, администрации, структурным подразделениям»[31].
Изложенное свидетельствует о дискуссионном и неоднозначном понимании этого вида контроля.
Изложенное выше позволяет утверждать, что контроль представляет одну из взаимозависимых и взаимосвязанных составных частей процесса управления, выполняющую роль элемента обратной связи, поскольку его результаты используются для корректировки решений и планов, принятых ранее.
Своим происхождением слово «контроль» обязано латинскому выражению «contrarotulus», которое послужило основой французского словосочетания «contrerole», означающего сопоставление с установленным заранее, должным[32]. Однако анализ различных определений в российской и зарубежной научной литературе позволил выявить, что термин «контроль» может быть интерпретирован исходя из нескольких подходов.
Важно иметь в виду, что характерная особенность контроля как функции управления состоит в его непрерывности, поскольку осуществляют его как на всех стадиях, так и в течение общего времени практической реализации конкретного управленческого решения.
Исходя из времени проведения контроля, последний следует подразделять на:
- предварительный, т.е. контроль, который проводится до принятия конкретного управленческого решения, а также совершения хозяйственных операций. Такой контроль носит упреждающий и профилактический характер. Объекты данного вида контроля – это внутрихозяйственные планы, а также бизнес-планы и проектно-сметная документация, также документы, необходимые для выдачи денежных средств и на отпуск продукции, т.д.;
- текущий (оперативный), организуемый в ходе различных хозяйственных операций; по сравнению с предварительным он обладает максимальной оперативностью, разнообразием субъектов;
- последующий, осуществляемый по совершению хозяйственных операций, количество объектов при этом определяют проверяющие, исходя из различных факторов, таких как задачи и цели проверки, финансовые затраты и пр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя данное исследование целесообразно сделать вывод, что менеджмент является одной из важнейших экономических наук, благодаря которой, можно умело управлять компанией, организациями. Можно выйти и на международный рынок и диктовать свои правила, лишь следуя основным принципам управления данной дисциплины.
Современный менеджмент в России является не только прикладным, но и мировоззренческим феноменом, вписанным в контекст современности, а философия менеджмента в свою очередь создает общее концептуальное и междисциплинарное основание, обеспечивающие целостное восприятие и понимание сущности менеджмента.
Организационно структуры субъектов хозяйствования подразделены на органы управления и объекты управления. Результат управления состоит в управленческих решениях, обеспечивающих достижение поставленных задач.
Следует отметить, что функции управления подразумевают, прежде всего проведение:
- процедуры планирования;
- процедуры организация и регулирования;
- процедуры контроля.
Планирование заключается в формировании порядка действий, состоящем в постановке цели, разработке путей ее достижения и выборе наилучших способов.
Под учетом следует понимать упорядоченную систему, направленную на выбор, регистрацию и обобщение информации об имуществе, а также обязательствах организации, имеющих денежное выражение и движении денежных средств посредством сплошного, непрерывного документального отражения всех операций, имеющих хозяйственный характер.
В свою очередь, контроль – это система наблюдений, а также проверки системы соответствия функционирования конкретного объекта управления поставленным управленческим решениям, а также выявления результатов, свидетельствующих о воздействии управления на управляемый объект.
Основная цель такой функции управления, как анализ хозяйственной деятельности, состоит в изучении и оценке использования всех хозяйственных ресурсов и результата работы организации для повышения ее эффективности.
Таким образом, представляется необходимым сделать следующие выводы.
1. В эпоху глобализации основой создания системы менеджмента для вывода любой страны из кризиса и развития является исследование новых мировых концепций, тенденций и парадигм.
2. Несмотря на то, что в разных странах приняты разные философские концепции менеджмента (связанные с различиями сочетаний прав и интересов личности, группы и общества), способы реализации менеджмента (в зависимости от того, чьим правам и интересам отдается приоритет) подразделяются на четыре основные модели. Сюда входят философии менеджмента первого варианта - с приоритетом прав личности, второго варианта - с приоритетом прав группы, третьего варианта - с приоритетом прав общества и четвертого варианта - с приоритетом уважения общественных прав и интересов.
3. Российская же философия менеджмента испытывает зависимость версий философии от формы собственности, региональных или отраслевых особенностей, величины организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Абилова, Е.В. Теория менеджмента / Е. В. Абилова, О. Д. Рубаева. – Челябинск: Челябинская гос. агроинженерная акад., 2014 - 219 с.
- Андреев В.Д. Организация и оценка внутреннего контроля хозяйствующих субъектов / В. Д. Андреев. – Сочи: СГУ, 2016 – 145 с.
- Ануфриева И.Ю. Управление персоналом / И. Ю. Ануфриева; М-во образования и науки РФ, Алтайский гос. ун-т. – Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2014 – 97 с.
- Балашов В.В. Человеческий капитал и модели управления в системе высшей школы: монография / В. В. Балашов и др. – Москва: ГУУ, 2013 - 222 с.
- Балашов А.П. Теория менеджмента / А. П. Балашов. – Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014 - 351 с.
- Баринов В.А. Теория менеджмента / В. А. Баринов. – Москва: ИНФРА-М, 2014 - 204 с.
- Белобжецкий И.А. Ревизия и контроль в промышленности. – М.: Финансы и статистика, 1987 – 450 с.
- Бланк И.А. Словарь-справочник финансового менеджера. – К.: Ника-Центр, 1998. – 480 с.
- Блинов, А.О. Теория менеджмента / А. О. Блинов, Н.В. Угрюмов. – Москва: Дашков и Ко, 2014 - 299 с.
- Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия / Н. Д. Бровкина; под ред. М. В. Мельник. – Москва: ИНФРА-М, 2009 – 344 с.
- Гусева Н.М. Внутренний контроль и аудит в государственных (муниципальных) учреждениях / Н. М. Гусева. – Москва: Московский ин-т предпринимательства и права, 2015 - 288 с.
- Евтихов О.В. Управление персоналом организации / О. В. Евтихов. – Москва: Инфра-М, 2014 – 298 с.
- Жминько С.И. Внутренний аудит / С.И. Жминько, О.И. Швырева, М.Ф. Сафонова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 318 с.
- Охорзин В.А. Теория управления / В. А. Охорзин, К. В. Сафонов. – Санкт-Петербург [и др.]: Лань, 2014 - 223 с.
- Проданова Н.А. Внутренний контроль и аудит в системе эффективного управления организацией / Проданова Н. А. и др. – Москва: Изд-во «АУДИТОР», 2017 - 263 с.
- Сайфуллина Р.Р. Внутренний контроль на предприятиях малого бизнеса / Р. Р. Сайфуллина, О. А. Амирова. – Челябинск: [б. и.], 2016 - 28 с.
- Файоль А. Общее и промышленное управление [Пер. с фр.] / Анри Файоль. – М.: Журн. «Контроллинг», 1992 – 111 с.
- Хмельницкий В.А., Контроль и аудит. – Мн.: Современная школа, 2006. – 240 с.
- Цветков А.Н. Современный менеджмент: проблемы и перспективы / А. Н. Цветков. – Санкт-Петербург: СПбГЭУ: Культ-информ-пресс, 2015 - 469 с.
- Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. – М.: 2006. – 448 с.
- Щербакова Е.П. Методологические аспекты организации и функционирования внутреннего аудита в коммерческих организациях / Е. П. Щербакова. Ростов-на-Дону: АзовПечать, 2011 - 218 с.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Функции менеджмента
-
Ануфриева И.Ю. Управление персоналом. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2014 – С. 21-22. ↑
-
Евтихов О.В. Управление персоналом организации. Москва: Инфра-М, 2014 – С. 21-22. ↑
-
Балашов В.В. Человеческий капитал и модели управления в системе высшей школы. Москва: ГУУ, 2013 – С. 41. ↑
-
Ануфриева И.Ю. Управление персоналом. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2014 – С. 25. ↑
-
Евтихов О.В. Управление персоналом организации. Москва: Инфра-М, 2014 – С. 27. ↑
-
Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия. Москва: ИНФРА-М, 2009 – С. 32. ↑
-
Ануфриева И.Ю. Управление персоналом. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2014 – С. 27-28. ↑
-
Балашов В.В. Человеческий капитал и модели управления в системе высшей школы. Москва: ГУУ, 2013 – С. 43-44. ↑
-
Гусева Н.М. Внутренний контроль и аудит в государственных (муниципальных) учреждениях. Москва: Московский ин-т предпринимательства и права, 2015 – С. 85. ↑
-
Ануфриева И.Ю. Управление персоналом. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2014 – С. 31. ↑
-
Балашов В.В. Человеческий капитал и модели управления в системе высшей школы. Москва: ГУУ, 2013 – С. 46. ↑
-
Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: Журн. «Контроллинг», 1992 – С. 7. ↑
-
Охорзин В.А. Теория управления. СПб.; [и др.]: Лань, 2014 – С. 118. ↑
-
Ануфриева И.Ю. Управление персоналом. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2014 – С. 37-38. ↑
-
Евтихов О.В. Управление персоналом организации. Москва: Инфра-М, 2014 – С. 33. ↑
-
Сайфуллина Р.Р. Внутренний контроль на предприятиях малого бизнеса. Челябинск: [б. и.], 2016 – С. 9-10. ↑
-
Охорзин В.А. Теория управления. СПб.; [и др.]: Лань, 2014 – С. 119. ↑
-
Цветков, А.Н. Современный менеджмент: проблемы и перспективы. СПб.: СПбГЭУ: Культ-информ-пресс, 2015 - С. 42. ↑
-
Абилова, Е.В. Теория менеджмента. Челябинск: Челябинская гос. агроинженерная акад., 2014 - С. 111-112. ↑
-
Цветков, А.Н. Современный менеджмент: проблемы и перспективы. СПб.: СПбГЭУ: Культ-информ-пресс, 2015 - С. 43. ↑
-
Балашов, А.П. Теория менеджмента. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014 - С, 63-64. ↑
-
Балашов, А.П. Теория менеджмента. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014 - С. 65-66. ↑
-
Баринов, В.А. Теория менеджмента. М.: ИНФРА-М, 2014 - С. 109. ↑
-
Абилова, Е.В. Теория менеджмента. Челябинск: Челябинская гос. агроинженерная акад., 2014 - С. 113. ↑
-
Хмельницкий В.А. Контроль и аудит. Мн.: Современная школа, 2006. – С. 111. ↑
-
Жминько С.И. Внутренний аудит. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 66-67. ↑
-
Бланк И.А. Словарь-справочник финансового менеджера. К.: Ника-Центр, 1998. – С. 118. ↑
-
Андреев В.Д. Организация и оценка внутреннего контроля хозяйствующих субъектов. Сочи: СГУ, 2016 – С. 36-37. ↑
-
Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. М.: 2006. – С. 147. ↑
-
Щербакова Е.П. Методологические аспекты организации и функционирования внутреннего аудита в коммерческих организациях. Ростов-на-Дону: АзовПечать, 2011 – С. 68-69. ↑
-
Белобжецкий И.А. Ревизия и контроль в промышленности. М.: Финансы и статистика, 1987 – С. 74. ↑
-
Проданова Н.А. Внутренний контроль и аудит в системе эффективного управления организацией. М.: Изд-во «АУДИТОР», 2017 – С. 111. ↑