Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Генезис менеджмента, как науки, развитие школ управления
1.1. Этапы становления менеджмента
1.2. Взаимосвязь функций менеджмента
2. Планирование, организация, координация как основные функции менеджмента
3. Особенности применения функций мотивации и контроля в менеджменте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Процессный подход был в первый раз предложен представителями школы административного управления. В этой школе появились первые разработки концепции функций менеджмента.
Управление рассматривается как процесс, направленный на достижение целей организации. Этот процесс являет собой серию непрерывных взаимозависимых действий. Эти действия, каждое из которых является сама по себе процессом, очень важны для успеха организаций. Они получили название управленческих функций. Слово «функция» латинского происхождения и означает выполнение, деятельность, обязанность. Процесс управления является общей суммой всех функций. В состав управленческой функции входят два элемента: она определяет сначала, что делается в системе, а затем отвечает на вопрос, как делать.
С развитием менеджмента другие авторы разработали другие перечни управленческих функций. Обзор современной литературы позволяет обнаружить существующие функции - планирование, организация, распорядительность, мотивация, управление, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала и некоторые другие.
Выделим общие, универсальные функции управления, которые выражают содержание процесса управления в любой организации и не зависят от специфики объекта управления. К этой группе функций могут быть отнесены следующие: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Эти первобытные функции объединены процессами коммуникации и принятия решений.
Состояние разработанности изучаемой проблемы. Исследованием проблем классификации функций менеджмента занимались такие ученные, как Е.В. Абилова, И.Ю. Ануфриева, В.В. Балашов, В.А. Баринов,
О.В. Евтихов, В.А. Охорзин, Р.Р. Сайфуллина, А. Файоль, А.Н. Цветков,
Е.П. Щербакова и др.
Объектом исследования является комплекс управленческих отношений, которые реализуются при классификации функций менеджмента.
Предметом исследования являются труды российских и зарубежных ученных-управленцев, касающиеся особенностей классификации функций менеджмента.
Целью исследования является рассмотрение особенностей классификации функций менеджмента.
Исходя из поставленной цели, в исследовании были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать генезис менеджмента, как науки, развитие школ управления;
2) характеризовать планирование, организацию, координацию как основные функции менеджмента;
3) определить особенности применения функций мотивации и контроля в менеджменте.
Методическую основу исследования составили такие современные методы как познание, структурный функциональный анализ и синтез, сравнительный метод, метод моделирования, методы системного и комплексного решения задач.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованных источников.
1. Генезис менеджмента, как науки, развитие школ управления
1.1. Этапы становления менеджмента
История менеджмента рассматривается в тесной связи с эволюцией социально-экономических условий развития мирового сообщества. Возникновение менеджмента как вида управленческой деятельности было обусловлено следующими причинами:
- разделение труда;
- технологическое усложнение процесса производства;
- усложнение структуры производства.
Принято выделять пять основных этапов развития менеджмента (Приложение 1)[1]:
1. Промышленный переворот (с 20-30-х по 80-90-е гг. XIX в.) -менеджмент связывают с особенностями социальной организацией предприятий и особенностями конкуренции.
2. Эпоха массового производства (первые три десятилетия XX в.) -менеджмент направлен на максимальную капитализацию.
3. Эпоха массового сбыта (30-50-е гг. XX в.) - менеджмент приобретает черты социализации.
4. Постиндустриальное общество (60-90-у гг. XX в.) - менеджмент применяет концепцию внимания на негативные явления, как загрязнение окружающей среды, обман потребителя через некорректную рекламу, манипуляция общественным мнением.
5. Постэкономическая эпоха (с начала XXI в.) - менеджмент ориентируется на неэкономические и нематериальные ценности, забота о здоровой экологии.
За все этапы развития менеджмента, можно выделить следующие школы управления (Приложение 2)[2].
1. Школа научного управления (1885 - 1920 года). Работы Тейлора, Гилберт, Г. Ганта. Использование научного метода для выявления:
- наилучших методик исполнения задач;
- отбора тружеников и обеспечение их обучения;
- снабжение тружеников ресурсами.
2. Классическая или административная школа управления (1920 - 1950). Основатели: А. Файоль, Л. Урвик, А. Слоун. Совершают главный упор на:
- формирование принципов управления;
- отображение функций управлений;
- планирование и организацию;
- систематизированный подход.
3. Школа человечьих отношений (1930-1950). Основоположники: М. П. Фоллет, Э. Мэйо. Научные труды были ориентированы на поднятие эффективности работы фирмы за счет лучшего применения человечьих ресурсов.
4. Школа поведенческих наук (1950 - 1960). Основоположники: К. Арджерис, Р. Лайкер, Д. МакКгрегор, Ф. Герцберг. Активность основоположников предоставленной школы были ориентированы на исследование разных качеств:
- общественного взаимодействия;
- мотивации;
- нрава власти и престижа;
- организаций структуры;
- коммуникаций в организациях;
- лидерства и т.д.
Мотивами поступков людей являются разные потребности, какие только отчасти имеют все шансы существовать удовлетворены с поддержкой средств.
5. Школа науки управления или количественных способов (1950 - настоящее время). Основатель: Ф. Тейлор. Разработка и использование количественных моделей в содействие руководителям, принимающим решения в трудных обстановках.
Термин «менеджмент» происходит от английского «mаnаgеmеnt», что буквально переводится «руководство, управление». Но существуют и ряд других понятий менеджмента:
Менеджмент - это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель.
Менеджмент - это особый тип управления, сочетающий общие черты управления и специфические черты, определяемые конкретными условиями социально-экономического развития.
Так же менеджмент - это комплекс взаимосвязанных действий[3]:
- организация и управление (производством, коллективом);
- постановка и корректировка задач;
- разработка этапов работы;
- принятие решений, налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);
- регулирование процессов;
- сбор, обработка и анализ информации;
- подведение итогов работы.
Но менеджмент - не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т.е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха.
Должностное лицо профессионально осуществляющий управлением организацией в ряде различных условий экономики является менеджер. Термин менеджер употребляется:
- применительно к руководителям организации;
- применительно к организаторам конкретны типов работ, в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп.
Можно выделить основные виды профессиональной деятельности менеджера:
- деятельность по принятию решения;
- экономическое;
- организационное;
- социально-психологическое;
- методологическое;
- аналитическое.
Разделение управленческого труда можно рассматривать в функциональном, структурном, и технологическом аспекте.
К факторам успешной деятельности менеджера относится[4]:
1. Комплекс научных знаний, которые позволяют дать объективную оценку ситуации; провести анализ проблем с учетом факторов изменяющейся обстановки и тенденции развития.
2. Опыт управленческой деятельности, который позволяет экономить время, работать по проверенным методикам; соблюдать организационный порядок.
3. Искусство управления, которое позволяет выбирать способы эффективного воздействия на человека; воодушевлять на эффективную работу и ответственное отношение к делу.
Формирование личности менеджера относится:
1. Оценка и осознание своих способностей;
2. Развитие способностей;
3. Тренировка характера;
4. Освоение культур деятельности;
5. Осознание социальной ответственности;
6. Интеллектуальное развитие.
Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента.
С точки зрения структурного разделения труда менеджеров подразделяют по уровням и сферам деятельности.
Вертикальное разделение труда менеджеров по уровням позволяет выделить руководителей высшего, среднего и первичного уровней управления.
Задачи руководителей высшего уровня[5]:
- определение миссий и целей развития организации;
- разработка стратегии и направление развития основных систем организации;
- разработка инвестиционной политики;
- решение вопросов социального развития и управления персоналом.
Руководители среднего уровня контролируют и координируют работу менеджеров более низкого уровня. Руководители первичного уровня - это организационный уровень, состоящий из менеджеров младшего звена, которые отвечают за выделенные ресурсы, распределяют производственные задания, осуществляют контроль за работой подчиненных[6].
Технологическое разделение труда учитывает виды и сложность выполнения работ. При этом выделяют три категории рабочих: руководители, специалисты, технические исполнители.
Для достижения успеха нужно четко следовать принципам, которые определяют эффективность современного менеджмента. Принципы:
1. Принцип приоритетов: человеческие факторы; мотивация; профессионализм.
2. Принцип критических факторов: фактор времени; информационные технологии; корпоративность.
3. Принцип ориентации: миссия и стратегия; качество; креативность «Думай».
Простое следование принципам может и не дать желаемый результат, а даже наоборот, нанести колоссальный ущерб организации. Чтобы этого избежать нужно следовать основным целям и задачам современного менеджмента.
Цели менеджмента[7] (Приложение 3):
- приобретение (повышение) прибыли;
- поднятие эффективности хозяйствования;
- удовлетворение потребностей рынка;
- решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
- организация изготовления конкурентоспособных продуктов;
- улучшение производственного и управленческого действий;
- введение новейших наукоемких и ресурсосберегающих технологий;
- поднятие свойств продукции;
- понижение издержек на производство.
Менеджмент как вид деятельности человека реализуется определенной среде, использует накопленные в обществе знания, опирается на систему ценностей, традиций, принятых в обществе, а его культуру.
Все факторы инфраструктуры менеджмента можно разделить на три группы:
- менталитет, господствующий в обществе;
- уровень научного сознания (понимание проблем развития);
- общественная среда, в которой осуществляется управление.
Менталитет характеризуют ценности, традиции, культура, социально-психологическая атмосфера, правовое сознание, экономическая психология. От того каков менталитет общества, во многом зависит, какие методы и способы применяет руководитель для воздействия на своих подчиненных, как быстро и добросовестно выполняют работники указания руководителя, как строят отношения с коллегами и руководством и т.д.
Научное сознание характеризуется общим уровнем функционирования в обществе знаний в области экономики, менеджмента, социологии, психологии, информатики, а также отношения к социально-экономическим ситуациям и власти. Система знаний составляет потенциал, который использует менеджмент[8].
Общественная среда характеризуется условиями рынка, характером предпринимательства, образованием, системной государственного управления, структурой собственности, ресурсами. Общественная среда является тем фундаментом, на котором строится менеджмент.