Файл: Защита права собственности (Понятие собственности и права собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, мы делаем вывод, что право собственности наиболее тесно связано с фактическим владением, то есть фактическим господством над вещью. В современной отечественной доктрине владению придают именно смысл обладания, а собственности «владения по закону» или «владению в силу титула», как будто владелец может владеть не своей вещью, но в таком случае это уже будет не владелец, а держатель или даже захватчик и данный случай будет выходить из сферы гражданского права в сферу уголовного.

Опять же, как уже отмечалось выше, нельзя сказать, что пользователь вещи, по договору, владеет данной вещью, так как он владеет в силу договора, то есть обязательственного права, а право собственности является вещным правом. В римском праве существовала преюдиция относительно фактического владельца, то есть фактический владелец считался и собственником по титулу, пока не было доказано обратное. Поэтому-то, даже вор мог воспользоваться иском относительно защиты владения. Ведь, действительно относительно большинства движимых вещей у нас не имеется или не сохранился на них титул, далеко не на каждую вещь у нас имеется чек, однако при этом нас нельзя назвать не собственником. Однако стоит заметить, что подтверждение владения, при отсутствие титула, осуществляется в ходе владельческой защиты и владельца без титула вещи тоже следует считать собственником, если кем-либо не будет доказано обратное.

В отечественной доктрине владению придавался более фактический характер, чем юридический. Профессор Генкин Д. М. отмечал: «Владение ― это фактическое господство лица над вещью», «по советскому праву владение не является особым имеющим самостоятельное значение институтом».

Но с этим связана сама специфика вещного права в связи с чем, так как нельзя придать владению правовой характер, то следует ему придать характер преюдиции. Для примера рассмотрим, что под владением понимает один из прогресивнейших иностранных гражданских кодексов ― Гражданское Уложение Германии (BGB). Согласно § 854 BGB[9] «Владение вещью приобретается достижением фактического господства (tatsächlichen Gewalt) над вещью», то свидетельствует о том, что владению по германскому гражданскому закону тоже свойственен фактический, а не правовой характер.

Таким образом, мы видим, что германское гражданское законодательство замыкает право собственности на полном распоряжении вещью, то есть распоряжение делается ключевым понятием содержания права собственности. Такое понимание, по-видимому, происходит из римской формулы, ещѐ сказанной Ульпианом, что «никто не может передать другому больше права, чем имеет сам. (Nemo plus iuris ad alium transferre potest, quam ipse haberet)» (D. 50, 17, 54)[10]. Следовательно, германское гражданское законодательство вещного права осталось верно римским традициям.


Таким образом, на основе вышеприведѐнного анализа мы считаем, что в дальнейшем понятие владения и собственности следует объединить, под «фактическим владением» следует понимать удержание вещи, а распоряжение вещью, является ключевым правомочием права собственности.

Глава 2. Защита права собственности

2.1. Особенности гражданско - правовой защиты права частной собственности

Среди вещных прав особое место занимает право частной собственности. Признание титула собственника предполагает, с одной стороны, реализацию соответствующих правомочий, а, с другой – защиту права частной собственности. Право частной собственности, а также система охраны и его защиты, развивается по мере развития законодательства. Вместе с тем защита права частной собственности в науке гражданского права занимает особое место, имеет особое практическое значение, поскольку является основой стабильного и эффективного развития современного общества.

Традиционно право на защиту рассматривают в его материально-правовом значении. Грибанов В.П. отмечал, что под защитой гражданских прав в материально-правовом смысле следует понимать возможность применения в отношении правонарушителя мер принудительного воздействия.

Понятие защиты права собственности в материально-правовом смысле несколько шире понятия защиты субъективного права, предложенного В.П. Грибановым. Во-первых, помимо возможности применения в отношении правонарушителя мер принудительного воздействия, защита права собственности представляет собой возможность собственными правомерными действиями обеспечивать беспрепятственное осуществление указанного права его субъектом, а во-вторых, осуществление защиты возможно не только после совершения посягательства, но и в превентивных целях[11].

Некоторые ученые указывают, что любое ущемление субъективного права влечет возникновение нового материального права, исключительным предназначением которого является устранение помех в осуществлении нарушенного права. Так, ряд исследователей считает, что право на защиту не есть свойство самого субъективного права, а есть самостоятельное право, хотя и тесно связанное с субъективным правом[12].


Итак, субъективное право образует два вида возможностей: определять собственное поведение и требовать соответствующего поведения от обязанных лиц. При этом акцентируется внимание на единстве этих двух сторон, но не на противопоставлении с точки зрения приоритета одной из них[13].

Необходимо отметить, что теория государства и права включает в содержание субъективного права возможность прикладывать определенные усилия для достижения позитивного интереса, используя при этом правомерные средства и методы, требовать от других участников соответствующих активных действий, направленных на удовлетворение собственного позитивного интереса; осуществлять защиту нарушенного права путем обращения к уполномоченным органам[14].

К процессуально-правовым возможностям относится возможность управомоченного обратиться к органам государственной власти и местного самоуправления либо общественным объединениям с требованием понуждения обязанного лица к определенному поведению[15].

В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что защита права самостоятельным субъективным правом не является, а относится к содержанию права собственности. Такая защита обеспечивается не только в форме юрисдикционной деятельности соответствующих органов, но и действиями самих заинтересованных лиц в правоотношении, то есть действиями управомоченного или обязанного лица. Таким образом, под защитой права собственности следует понимать предоставленную в рамках права собственности возможность самостоятельно либо посредством применения мер государственно-принудительного воздействия обеспечить беспрепятственное осуществление правомочий собственником.

Важным является вопрос о соотношении понятий «охрана собственности» и «защита собственности». Некоторые ученые утверждают, что содержание понятий «охрана» и «защита права собственности» совпадает[16]. Представляется, что по данному вопросу следует согласиться с мнением, что «охрана» и «защита» представляют собой различные юридические категории. Об этом, в частности, свидетельствует, что понятие «охрана права собственности» используется Конституцией Российской Федерации (п. 1 ст. 35)[17], тогда как в ГК РФ применительно к праву собственности используется термин «защита», что вполне логично, поскольку Конституция Российской Федерации призвана установить основные принципы правового регулирования общественных отношений.


Напротив, посредством норм отраслевого законодательства, то есть ГК РФ, реализуются основные гарантии, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Вместе с тем существует традиционное мнение, что право собственности охраняется Конституцией Российской Федерации и отраслевым законодательством как естественное и неотчуждаемое право, одна из экономических основ конституционного строя[18]. Для обеспечения охраны субъективного права собственности государство использует комплекс мер и способов, позволяющих создать условия для эффективного обеспечения данного права. Поскольку охрана представляет собой весьма обширный комплекс мер и способов, следует отметить, что охрана права собственности более общее понятие по отношению к защите права собственности[19].

Таким образом, под гражданско-правовой защитой права собственности и других вещных прав понимается совокупность предусмотренных гражданским законодательством средств, применяемых в связи с совершенными против этих прав нарушениями, и направленных на восстановление или защиту имущественных интересов их обладателей. Указанные средства неоднородны по своей юридической природе и подразделяются на несколько относительно самостоятельных групп.

Прежде всего, необходимо выделить вещно-правовые средства защиты права собственности, характеризующиеся тем, что они направлены непосредственно на защиту права собственности как абсолютного субъективного права, не связаны с какими-либо конкретными обязательствами и имеют целью либо восстановить владение, пользование и распоряжение собственника принадлежащей ему вещью, либо устранить препятствия или сомнения в осуществлении этих правомочий.

Соответственно к вещно-правовым искам относятся иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения, иск об устранении нарушений, не соединенных с лишением владения, иск о признании права собственности, а так же иск неосновательного обогащения (кондикционный иск). Вторую группу гражданско-правовых средств защиты права собственности образуют обязательственно-правовые средства. К ним относятся, например, иск о возмещении причиненного собственнику вреда, иск о возврате неосновательно приобретенного или сбереженного имущества, иск о возврате вещей, предоставленных в пользование по договору и т.д. Для всех них характерно то, что составляющее их притязание вытекает не из права собственности как такового, а основывается на других правовых институтах и соответствующих этим институтам субъективных правах.


Третью группу гражданско-правовых средств защиты права собственности составляют те из них, которые не относятся ни к вещно-правовым, ни к обязательственно-правовым средствам, но вытекают из различных институтов гражданского права. Таковы, например, правила о защите имущественных прав собственника, признанного в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленного умершим, в случае его явки (ст.ст. 43, 46 ГК РФ), о защите интересов сторон в случае признания сделки недействительной ( ст.ст. 167–180 ГК РФ), об ответственности залогодержателя (ст. 344 ГК РФ) и т.д.

В четвертую группу следует выделить те гражданско-правовые средства, которые направлены на защиту интересов собственника при прекращении права собственности по основаниям, предусмотренным в Законе. К ним, в частности, относятся гарантии, установленные государством на случай обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан. Среди гражданско-правовых средств защиты права собственности особое место занимают иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения – виндикационные иски. Наряду с истребованием имущества из чужого незаконного владения собственник (титульный владелец) в соответствии со ст. 304 ГК РФ может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Такое право обеспечивается ему с помощью негаторного иска.

Негаторный иск есть внедоговорное требование владеющего вещью собственника к третьему лицу об устранении препятствий в осуществлении правомочий пользования и распоряжения имуществом. Негаторный иск, как и виндикационное требование, относится к числу вещноправовых средств защиты права собственности. Он предъявляется лишь тогда, когда собственник и третье лицо не состоят между собой в обязательственных или иных относительных отношениях по поводу спорной вещи, и когда совершенное правонарушение не привело к прекращению субъективного права собственности.

Правом на негаторный иск обладают собственник, а также титульный владелец (ст. 305 ГК РФ), которые владеют вещью, но лишены возможности пользоваться или распоряжаться ею. В качестве ответчика выступает лицо, которое своим противоправным поведением создает препятствия, мешающие нормальному осуществлению права собственности.

Предметом негаторного иска является требование истца об устранении нарушений, не соединенных с лишением владения. Чаще всего третьи лица своим противоправным действием или бездействием создают собственнику препятствия в осуществлении правомочия пользования. Например, пользование строением может быть затруднено неправомерным огораживанием земельного участка, ростом дерева, посаженного в непосредственной близости от строения и т.д.