Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Транспортная доставка заказов».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На данном этапе разработки проекта ИС необходимо также выбрать язык общения системы с конечным пользователем.

Диалог – это процесс обмена сообщениями между пользователем и ИС, при котором осуществляется постоянная смена ролей информатора и пользователя, принимающего информацию, причем смена ролей достаточно оперативна.

В процессе диалога возможно:

  • двустороннее управление на базе языка типа «запрос-ответ»,
  • одностороннее управление со стороны ИС с языком общения типа «меню», «заполнения шаблона», ответа по «подсказке»,
  • одностороннее управление со стороны пользователя с использованием языка директив (команд).

При использовании для общения языка «меню» в диалоговой системе должна присутствовать система планирования и управления диалогом, в функции, которой входит:

  • управление процессом диалога,
  • обеспечение интерфейса пользователя,
  • обеспечение выполнения сервисных или справочных функций,
  • анализ и обработка ошибочных ситуаций,
  • вызов обрабатывающих программ.

При разработке данного проекта система общения с пользователем организована таким образом, что основная часть диалога ведется на языке типа «меню», а заполнение форм входных документов – по «шаблону». Таким образом, происходит одностороннее управление процессом обработки данных со стороны ИС.

Структура сценария диалога в совокупности с деревом функций, которое отражает состав и иерархию функций системы, дает возможность определить состав кадров диалога, содержание каждого кадра и их соподчиненность.

Сценарий диалога предусматривает возможность обеспечения следующих функций управления ходом решения поставленных задач:

  • возможность работы с экранными формами входных документов,
  • формирование выходных документов,
  • корректировка вводимых данных,
  • просмотр введенной информации,
  • работа с таблицами нормативно-справочной информации,
  • протоколирование действий пользователя,
  • помощь на всех этапах работы.

Сценарий диалога состоит из двух логически связанных частей:

  1. Основные меню, относящиеся к головному, то есть те экраны меню, которые видит пользователь, прежде чем приступить к выполнению основных функций, согласно дереву функций. Основные меню предполагают обязательные действия пользователя при работе с ИС.
  2. Сервисные меню, которые становятся доступны конечному пользователю после того, как выдана на экран соответствующая форма документа. Сервисные меню предполагают возможные действия, одно из которых может являться необязательным к выполнению.

2.5. Характеристика базы данных.

База данных состоит из четырех таблиц:

  • товары;
  • водители;
  • транспорт;
  • заказы.

Описание таблиц приведено ниже.

Таблица 1.

Сведения о водителях

Имя поля

Тип данных

Длина поля

Длина одной записи

Число записей

Возможность индексирования

Код сотрудника

Счетчик

20

3

10

Да

Ключевое поле

ФИО сотрудника

Текстовый

50

50

10

Нет. Повторения невозможны

Стаж

числовой

20

8

10

Нет

Таблица 2.

Сведения о транспорте

Имя поля

Тип данных

Длина поля

Длина одной записи

Число записей

Возможность индексирования

Код транспорта

Счетчик

10

10

10

Да. Ключ. Поле

Название транспорта

Текстовый

30

30

10

Нет

Грузоподъемность

Текстовый

10

10

10

Нет

Таблица 3.

Таблица «Заказы»

Имя поля

Тип данных

Длина поля

Длина одной записи

Число записей

Возможность индексирования

Код заказа

Счетчик

10

10

12

Да. Ключевое поле

Код товара

Числовой

10

10

12

Да

Код сотрудника

Числовой

10

10

12

Да

Город

Числовой

30

30

12

Да

Дата доставки

Дата и время

12

Да

Количество

Текстовый

5

5

12

Нет

Выручка

Денежный

50

50

12

Нет

Таблица 4.

Таблица «Товары»

Имя поля

Тип данных

Длина поля

Длина одной записи

Число записей

Возможность индексирования

Код товара

Счетчик

10

10

12

Да. Ключ.

Наименование товара

Текстовый

30

30

12

Нет

Единица измерения

Текстовый

5

5

12

Нет

Розничная цена

Денежный

50

50

12

Нет


2.6. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей).

Схема программных модулей содержит программные модули различных классов:

  • выполняющие служебные функции;
  • управляющие модули, предназначенные для загрузки меню и передачи управления другому модулю;
  • модули, связанные с вводом, хранением, обработкой и выдачей информации.

Схема взаимосвязи программных модулей ИС представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Схема взаимосвязи программных модулей

2.7. Описание программных модулей.

Модуль главной формы приложения предоставляет пользователю интерфейс доступа ко всем основным функциям программы. Доступ ко всем функциям программы осуществляется через главное меню и панель кнопок быстрого доступа.

Подсистема редактирования справочников включает в себя ряд модулей, которые предназначены для просмотра и редактирования содержимого справочников. Отметим, что эти же формы используются и в других подсистемах. Так форма просмотра списка товаров, являющаяся частью подсистемы ведения справочников, вызывается из подсистемы учета движения товаров при оформлении операций прихода или расхода для выбора товаров, а также из подсистемы аналитических отчетов для выбора товара при задании условия построения отчета по какому-либо товару.

В подсистему ведения справочников входят следующие модули:

  • модуль просмотра списка товаров предназначен для просмотра списка номенклатуры, а также для выбора товара в какую-либо вызывающую форму;
  • модуль редактирования товара, вызываемый из модуля просмотра товаров, предназначен для редактирования данных всего товара. Этот же модуль вызывает модули связанных справочников, таких как значения свойств товаров, проекты, которые относятся к товару и аналоги товара. Таким образом, в этом модуле происходит основная работа по заданию всех данных товара;
  • модуль аналогов предназначен для просмотра и назначения аналогов товаров для товара;
  • модуль проектов предназначен для просмотра списка типовых проектов. В которых могут применяться товары, а также для выбора этих проектов в вызывающие формы;
  • модуль редактирования проекта предназначен для редактирования данных одного конкретного проекта и задания свойств проекта для этого проекта;
  • модуль свойств проекта предназначен для ведения списка свойств проекта;
  • модуль редактирования свойства проекта предназначен для редактирования данных одного конкретного свойства;
  • модуль клиентов предназначен для просмотра и редактирования списка клиентов, включая редактирование всех данных клиента, а также для выбора клиентов в вызывающую форму;
  • модуль производителей предназначен для просмотра и редактирования списка клиентов, включая редактирование всех данных клиента, а также для выбора клиентов в вызывающую форму;
  • модуль свойств товаров предназначен для просмотра списка свойств товаров;
  • модуль редактирования свойств товаров предназначен для редактирования данных одного конкретного свойства товаров и для задания всех возможных значений этого свойства;
  • модуль значений свойств предназначен для просмотра и редактирования значений свойств товаров;
  • модуль складов предназначен для просмотра списка складов и выбора складов в вызывающую форму;
  • модуль редактирования складов предназначен для редактирования данных конкретного склада.

Подсистема учета движения товаров содержит модули. Отвечающие за основной функционал программы: обеспечение движения товаров на складах и подсчет остатков товаров:

  • модуль журнала документов содержит список операций, которые записаны в таблицу операций базы данных;
  • модуль документа предназначен для редактирования одной операции, включая все ее компоненты. Этот модуль также как и модуль товаров вызывает многие другие формы для выбора значений;
  • модуль редактирования строки табличной части операции предназначена для редактирования данных одной строки документа.

Подсистема аналитической отчетности включает в себя следующие модули:

  • модуль составления отчета по остаткам товаров на складах;
  • модуль составления отчета по движениям товара по складам.

2.8. Контрольный пример реализации проекта и его описание.

Для проверки правильности и целостности работы разработанного приложения был сделан контрольный пример работы приложения. Данные для этого контрольного примера были подобраны таким образом, чтобы охватить все функции и подсистемы разработанного приложения, проверить все алгоритмы, заложенные в него.

Реализация контрольного примера состоит из трех этапов:

  • ввод тестовой информации в справочники;
  • ввод тестовых примеров движения товаров на складе;
  • получение отчетов, отражающих изменение количества товаров на складах и позволяющих сделать анализ движений.

После запуска базы данных на экране отобразиться начальная страница программы, показанная на рисунке 4.

Рисунок 4. Начальная страница программы

Слева расположена граница области переходов. Фильтр отображения данных установлен на «Все объекты Access».

Работа в единственной форме базы данных, показанная на рисунке 5, предоставляет возможность работы со справочниками:

  • транспорт;
  • товары;
  • водители;
  • заказы.

Просмотр запросов:

  • выручка от доставки;
  • дата доставки.

Просмотр отчетов:

  • заказы;
  • схема данных.

Рисунок 5. Форма базы данных

Работа в форме базы данных в справочнике «Транспорт» предусматривает добавление нового автомобиля, нажатием кнопки «Транспорт» и внесение изменений в уже созданную таблицу, рисунок 6.


Рисунок 6. Справочник «Транспорт»

Работа в форме базы данных в справочнике «Товары» предусматривает добавление нового товара, нажатием кнопки «Товары» и внесение изменений в уже созданную таблицу, рисунок 7.

Рисунок 7. Справочник «Товары»

Работа в форме базы данных в справочнике «Водители» предусматривает добавление нового водителя, нажатием кнопки «Водители» и внесение изменений в уже созданную таблицу, рисунок 8.

Рисунок 8. Справочник «Водители»

Работа в форме базы данных в справочнике «Заказы» предусматривает добавление нового заказа, нажатием кнопки «Заказы» и внесение изменений в уже созданную таблицу, рисунок 9.

Рисунок 9. Справочник «Заказы»

Работа в форме базы данных в запросах «Выручка от доставки» предусматривает просмотр сведений:

  • ФИО водителя;
  • название транспорта;
  • город, в который товар будет доставлен;
  • наименование товара;
  • выручка за товар.

Нажатием кнопки «Выручка от доставки» откроется запрос для его просмотра, рисунок 10.

Рисунок 10. Запрос «Выручка от доставки»

Работа в форме базы данных в запросах «Дата доставки» предусматривает просмотр сведений:

  • ФИО водителя;
  • город, в который товар будет доставлен;
  • дата доставки
  • наименование товара.

Нажатием кнопки «Дата доставки» откроется запрос для его просмотра, рисунок 11.

Рисунок 11. Запрос «Дата доставки»

Работа в форме базы данных в отчетах «Заказы» предусматривает просмотр сведений отчета. Нажатием кнопки «Заказы» откроется отчет для его просмотра. В отчете посчитается вся выручка за товар, рисунок 12.

Рисунок 12. Отчет «Заказы»

Работа в форме базы данных в отчетах «Схема данных» предусматривает просмотр сведений отчета. Нажатием кнопки «Схема данных» откроется отчет для его просмотра. В отчете показана связь между справочниками базы данных, рисунок 13.

Рисунок 13. Отчет «Схема данных»