Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Транспортная доставка заказов».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа ориентирована на работу с базами данных формата: MS Access. Соответственно на компьютере должна быть установлена данная СУБД. Если база MS Access функционирует на сервере, то необходимо обеспечить подключение компьютера к серверу. Для работы с базой данных Ms Access на удаленном компьютере требуется наличия открытого общего доступа к базе расположенной на удаленном компьютере, через протокол SMB.

Также необходимо дать удаленному пользователю, который подсоединяется к базе, права на чтение, запись, изменение данных на компьютере, который будет хранить базу данных. Также для доступа к данным используется системы работы с базами данных MS Access версии не ниже 2007 фирмы Microsoft.

1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению.

Для реализации поставленных задач можно использовать любую современную СУБД. Для удобного взаимодействия пользователя с системой необходимо будет тщательно продумать интерфейс системы – чтобы он был простой и в то же время функциональный.

Для оптимального функционирования базы данных необходимо будет правильно определить логические взаимосвязи между таблицами. Таким образом, на разработку самой базы данных и основы клиентского приложения может быть затрачено значительное время.

Точно определив, какие именно данные вам нужны, каким образом они будут храниться в памяти и какая должна быть система доступа к данным, вы тем самым решили только вопрос управления данными. Кроме этого нужен еще простой способ автоматизации решения предстоящих типовых задач. Даже если вы можете разработать достаточно сложные «прикладные» электронные таблицы, у вас все равно не будет средств отладки и управления работой таких приложений, позволяющих легко создать, скажем, полные формы для заказов или систему учета материально-производственных запасов. Напротив, СУБД специально проектируются для создания приложений. Они представляют вам необходимый инструментарий для управления данными и их обработки, а также дают возможность каталогизировать объекты приложения и управлять взаимосвязями между ними. При этом вместе с СУБД в вашем распоряжении оказывается язык программирования и средство отладки.

В свете вышесказанного для автоматизации решения ваших задач вам необходимы мощная реляционная СУБД и система разработки приложений. Практически все существующие СУБД имеют средства разработки приложений, которые могут быть использованы программистами или квалифицированными пользователями при создании процедур для автоматизации управления и обработки данных. К сожалению, многие системы разработки приложений для создания процедур требуют знания некоторого языка программирования, например Си или Xbase. Несмотря на всю их силу и богатство средств, для успешного их использования от вас требуется наличие определенной профессиональной подготовки и опыта работы с ними. К счастью, имеются средства, позволяющие легко проектировать и создавать приложения для работы с базами данных без знания языка программирования. Работа в Microsoft Access начинается с определения реляционных таблиц и их полей, которые будут содержать данные. Сразу после этого вы с помощью форм, отчетов и макросов сможете определять действия над этими данными.


Формы и отчеты можно использовать для задания форматов вывода данных на экран и дополнительных вычислений, что очень похоже на работу с электронными таблицами. Но в этом случае содержащиеся в формах и отчетах форматы и инструкции по проведению вычислений отделены от данных (находящихся в таблицах), так что вы имеете полную свободу действий в использовании данных, не меняя при этом сами данные – достаточно создать дополнительную форму или отчет, использующие те же самые данные. Если вам нужно автоматизировать некоторые действия, то для установления связей между определенными формами и отчетами или для выполнения определенных действий в качестве отклика на некоторое событие (например, изменение данных в некотором поле формы) можно без особого труда создать макросы. Если нам нужны более изощренные средства, например библиотечные утилиты Windows, вы можете написать процедуру на Access Basic. Ниже приведен перечень основных причин, по которым переход к использованию в работе Access представляется целесообразным.

Причина 1.

У вас имеется слишком много отдельных файлов или какие-то из файлов содержат большой объем информации, что затрудняет работу с данными. К тому же работать с такими объемами данных могут вам не позволить ограничения по памяти программы или системы.

Причина 2.

Вы используете данные различными способами: для информации по конкретным сделкам (например, счета-фактуры), для итогового анализа (например, по ежеквартальным объемам продаж), или вы используете эти данные для прогнозирования тех или иных ситуаций. Поэтому вы должны быть в состоянии рассматривать эти данные с разных сторон, что существенно затрудняет создание удовлетворяющей все ваши нужды единой структуры представления данных.

Причина 3.

Имеется необходимость в использовании одних и тех же данных разными специалистами. Например, их вводом, обновлением и анализом занимаются самые разные люди. Если в электронную таблицу или документ вносить изменения может только один человек, то с базой данных могут взаимодействовать в одно и то же время несколько пользователей, модифицируя содержимое одной и той же таблицы. При этом в базах данных гарантируется, что пользователи всегда работают с последними модификациями данных.

Причина 4.

Вы должны обеспечить защиту данных от несанкционированного доступа, контролировать их значения и поддерживать целостность базы данных – ведь к данным имеют доступ много пользователей, эти данные используются в работе вашей фирмы и взаимосвязаны (например, клиенты и заказы).


Microsoft Access, обладая всеми чертами классической СУБД, предоставляет и дополнительные возможности. Access – это не только мощная, гибкая и простая в использовании СУБД, но и система для разработки работающих с базами данных приложений. С помощью Access вы можете создать приложение, работающее в среде Windows и полностью соответствующее вашим потребностям по управлению данными. Используя запросы, вы можете выбирать и обрабатывать хранящуюся в таблицах информацию. Можно создавать формы для ввода, просмотра и обновления данных, а также использовать Access для создания как простых, так и сложных отчетов. Формы и отчеты «наследуют» свойства базовой таблицы или запроса, так что в большинстве случаев вы указываете форматы, условия на значения и некоторые другие характеристики данных только один раз. К числу наиболее мощных средств Access относятся средства разработки объектов – Мастера, которые вы можете использовать для создания таблиц, запросов различных типов форм и отчетов, просто выбрав с помощью мыши нужные опции. Чтобы полностью автоматизировать работу вашего приложения, с помощью макросов Access вы легко свяжете данные с формами и отчетами. Вы можете создать большинство приложений, не написав ни единой строки программы, но если этого недостаточно, то на этот случай Microsoft Access предоставляет мощный язык программирования – Microsoft Access Basic.

И наконец, все эти средства позволяют создавать приложения, работающие не только с базой данных Access, но и с другими наиболее распространенными базами данных. Ваше приложение может работать непосредственно с файлами dBASE, с базами данных Paradox, FFoxPro и любой базой данных, поддерживающей ODBC. Вы сможете также легко импортировать данные из текстовых файлов, документов текстовых процессоров и электронных таблиц (и экспортировать данные в них).

Microsoft Access имеет множество областей применения: на малом предприятии; в работе по контракту, когда вы разрабатываете прикладные программы по заказу или выступаете в роли консультанта; в больших корпорациях, когда вы выступаете в роли координатора производственных информационных систем и даже в сфере домашнего применения.

2 ГЛАВА. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Информационная модель и ее описание.

В результате проектирования была разработана информационная модель системы, которая представляет собой модель организации работы системы и схематично поясняет, на основании каких входных документов, а также нормативно-справочной информации происходит функционирование автоматизированной системы и получение выходных данных, т.е. процесс преобразования данных в информационной системе.


Информационная модель имеет три области.

Область 1 отражает процесс ввода и редактирования данных в справочниках, что относится к подсистеме ведения справочников разрабатываемой системы. Для просмотра списка каждого справочника и редактирования данных справочника существует отдельная экранная форма, которая позволяет оператору системы вводить данные в справочник, просматривать и редактировать существующие данные. В результате работы оператора справочники изменяются: в них добавляются новые данные, изменяются или удаляются существующие записи. При редактировании данных некоторых справочников используется информация из других, связанных справочников.

Область 2 описывает систему получения данных из базы данных.

В этой области пользователь получает такую информацию как:

  • имеющийся транспорт для транспортировки товара
  • имеющийся товар для продажи
  • работающие водители
  • выполненные или будущие заказы.

Область 3 информационной модели описывает подсистему получения отчетов. В этой области в экранной форме получения отчетов пользователь задает условия формирования отчетов.

Информационная модель приведена на рисунке 1.

Рисунок 1. Информационная модель

2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации.

К данному типу информации относиться информация, что поступает в систему постоянно на протяжении всей жизни программного продукта. Входная информация поступает от технолога – техпроцесс.

На основании данных документов и вводиться информация в систему. Вся входная информация должна быть достоверной, поэтому перед вводом информации в систему пользователь должен убедиться в правильности заполнения документа и его достоверности. Это необходимо, поскольку вся дальнейшая работа системы строиться именно на входной информации.

Входной информацией для БД являются следующие данные:

  • данные о товаре;
  • сведения о водителях;
  • сведения о заказах.

Нормативно-справочная информация – условно-постоянный компонент корпоративной информации, являющийся основой для унификации и нормализации данных, сопровождающих протекающие бизнес-процессы, а также регламентацию деятельности организации. Другими словами, нормативно-справочная информация – это информационный ресурс компании, формируемый внутри и получаемый, как правило, извне. Она содержит стандарты, требования, правила, положения и прочую информацию, нормирующую и систематизирующую деятельность компании.


В данной предметной области нормативно-справочной информацией является информация о товарах, об их стоимости и т.д.

Информация, хранящаяся в справочниках, обычно заполняется при внедрении программного продукта на предприятии и в дальнейшем не изменяется на протяжении всего жизненного цикла программного продукта. Это обусловлено тем, что информация, содержащаяся в справочниках, практически не изменяется.

Вся хранящаяся информация в справочниках практически не изменяется и почти не удаляется, возможно, только случаи добавления записей.

2.3. Характеристика результатной информации.

Результатная информация будет отображаться на мониторе компьютера, а так же при желании выводиться на печать. Результатная информация должна помочь оптической группе в выполнении прямых обязанностей.

Вся результатная информация должна быть в понятном для пользователя виде и проста для понимания. При дальнейшей модернизации возможно изменение уже существующей или добавление новой результатной информации.

Также результатной информацией может являться любая информация, содержащаяся в базе данных и которую возможно просмотреть. Данная информация может помочь при ведении бизнес-процессов организации или анализа достигнутых результатов.

Результатная информация выводиться в стандартном виде (документы стандартной формы).

Внешний вид формы приведен на рисунке 2.

Рисунок 2. Внешний вид формы

2.4. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога).

Для работы разработанного программного обеспечения необходимо, чтобы на вычислительной машине было установлено следующее ПО:

  • базовые операционные системы – лицензионная версия WINDOWS XP/7/8;
  • MS Office 2007/2010.

Дерево функций представляет собой иерархическую структуру действий, реализованных в ИС. Все действия (функции) программного продукта можно разделить на два основных подмножества:

  1. служебные функции – идентичны для всех автоматизированных систем управления предприятием на современном уровне развития аппаратных и программных средств. Функции этого вида призваны обеспечить безопасность ввода, обработки и хранения информации, облегчить работу с системой, сделать ее наиболее удобной и незатруднительной для конечного пользователя.
  2. основные функции управления и обработки данных – свойственны как информационным системам любой специализации, так и именно данной ИС. Они отражают особенности процесса обработки информации, получения результатов, ведения информационной базы проекта. Эти функции организованы в том порядке и в том составе, которые продиктованы условиями обработки и управления данными в конкретной предметной области.