Файл: Рынок ценных бумаг (Историко- правовая основа развития рынка ценных бумаг в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-внебиржевой.

5. По видам сделок:

- кассовый рынок;

- срочный рынок.

6. По способу торговли:

- традиционный;

- компьютеризированный.

Так же можно выделить виды ценных бумаг: рынки акций, векселей, облигаций и тому подобное.

Ценные бумаги сегодня являются одним из главных механизмов работоспособности рыночной экономики. По сути своей ценная бумага ― достаточно специфичный товар, способный приносить выгоду не только эмитентам, но и ее держателям.

На основании компиляции данных об изменении цен на ценные бумаги на российском фондовом рынке в течение 2004 – 2017 годов построим график колебания цен (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика цен на ценные бумаги на российском фондовом рынке в 2004 - 2017 гг.

На данном рисунке можно увидеть несколько сменяющихся циклов, падений и подъемов стоимости ценных бумаг на российском рынке.

Таким образом, рынок ценных бумаг шанс перераспределения денежных средств и развития экономики.

Фондовый рынок или рынок ценных бумаг в Российской Федерации играет важную роль в экономике. Затрагивает интересы всех предприятий, организаций и миллионов граждан.

Функции ценных бумаг можно разделить на 2 группы[29]:

1. Общерыночные функции делятся на:

- коммерческие – получение прибыли;

- ценовые - создание рыночных цен на ценные бумаги;

- информационная – биржа ценных бумаг доводит до участников рынка информацию об местах торговли и ее участниках;

2. Специфические функции – это перераспределение капиталов и денежных средства. Развитие рынка ценных бумаг в России очень медленное из-за не планомерного развития отдельных его компонентов, что формирует огромное количество проблем для создания целостной структуры рынка.

Задачи рынка состоят в: привлечении инвестиций на российские предприятия, обеспечении межотраслевого перенаправления инвестиционных средств, а также организации условий для активизирования накоплений и дальнейшего их инвестирования[30].

Основными участниками рынка ценных бумаг будут эмитенты – те, кто выпускает ценные бумаги, и инвесторы – те, кто покупает ценные бумаги.

Как эмитентами, так и инвесторами в общем случае могут быть все участники экономических отношений – юридические и физические лица и государство.

Конечно, в каждом конкретном случае выпуска или покупки определенной ценной бумаги законом могут быть установлены различные ограничения (запреты) для каких-либо видов экономических агентов выступать в качестве эмитента или в качестве инвестора, но, тем не менее, каждый из экономических агентов при определенных условиях может стать эмитентом или инвестором на рынке ценных бумаг.


Поскольку современный уровень развития экономических отношений с его высокой степенью разделения труда невозможен без наличия посреднических услуг, то и на рынке ценных бумаг посредники также необходимы.

Причем, в первую очередь, в посредниках заинтересованы именно инвесторы. Сложно представить себе современного инвестора, вкладывающегося, например, в акции и не использующего хотя бы знания динамики курса этих акций за определенный исторический период.

Такие информационные услуги предоставляются именно посредниками: биржами, инвестиционными компаниями, брокерскими фирмами, тех предприятий, акции которых он планирует купить[31].

Такая информация в настоящее время размещается в сети интернет на сайтах самих предприятий-эмитентов или на специальных серверах раскрытия информации.

Так как добровольно подобную информацию о себе предприятия раскрывают крайне неохотно, то раскрытие информации сделано обязательным по требованию соответствующих законов.

Таким образом, субъектами рынка ценных бумаг являются:

- эмитенты как лица, поставляющие на рынок основной товар – ценные бумаги;

- инвесторы как потребители основного товара;

- посредники как лица, облегчающие взаимоотношения основных участников рынка;

- регуляторы рынка как инструмент его наиболее эффективного функционирования.

Систематическая посредническая деятельность на рынке ценных бумаг называется профессиональной деятельностью и по действующему законодательству РФ подлежит обязательному лицензированию.

Лицензия выдается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченного им органа на основании генеральной лицензии, после чего эти органы, выдавшие лицензию, осуществляют контроль над деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принимают решение об отзыве лицензии, если имелись нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Деятельность участников лицензируется тремя видами лицензий - это  лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензией фондовой биржи и лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг[32].

Участники рынка, имеющие лицензию на осуществление какого-либо вида профессиональной деятельности, называются профессиональными участниками рынка ценных бумаг (профучастниками).

 Качество регулирования рынка ценных бумаг оказывает определенное влияние на состояние самого рынка и уровень доверия инвесторов к его институтам. Обладая властными полномочиями, государство должно применять их с учетом специфики финансового рынка, который не терпит прямого администрирования, но нуждается в осмысленном регулировании.


Государственное регулирование организаций и нормального функционирования рынка ценных бумаг, необходимо для того, чтобы создать эффективную систему гарантий прав своим гражданам, а также защите конкуренции, предоставление государственной публичных интересов, и это должно быть выполнено в строгих рамках, предписанных в соответствии с законом.

Статья 38 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» определяет, государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем: «государственной регистрации выпусков (дополнительного выпуска) ценных бумаг и проспектов эмиссий ценных бумаг и мониторинга соблюдения эмитентами условий и обязательств, содержащихся в нем, лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг; создание системы защиты правообладателей и обеспечению их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; устанавливающий обязательные требования к деятельности профессиональных участников рынок ценных бумаг и ее стандартов; запрещение и пресечение деятельности лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью на рынке ценных бумаг без лицензии»[33].

В структуру рынка ценных бумаг помимо субъектов рынка, органов государственного регулирования и надзора входят также банковские ссуды, банковские депозиты и другие направления вложения свободных капиталов (рисунок 2).

Рисунок 2. Структура рынка ценных бумаг

Роль ценных бумаг состоит в основном в привлечении свободных денежных средств в целях удовлетворения потребностей государства и предприятий.

В связи с тем фактом, что воздействие на рост экономики принадлежит дополнительным инвестициям, привлеченный капитал может способствовать выходу России из сложившегося экономического кризиса, улучшения деятельности на микро- и макроуровнях, а также способствовать осуществлению структурных сдвигов в национальной экономике.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, на сегодняшний день, рынок ценных бумаг является важным источником финансирования для рыночной экономики, на уровне страны, которые в свою очередь использует эффективные рабочие механизмы.

Рынок ценных бумаг обеспечивает движение, распределение, перераспределение и накопление временно свободных средств и их направление в форме инвестиций на расширение объема промышленного производства, торговли и услуг, а также рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью финансового рынка, связанный с накопление централизации, концентрации, увеличение и перераспределение капитала на основе ценных бумаг.


Создание государством благоприятных условий необходимо для нормального функционирования современного рынка ценных бумаг и развития экономики, как инвестиции и экономического роста, а также универсального механизма передачи капитала.

2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

2.1. Проблемы национального фондового рынка

Фондовый рынок или рынок ценных бумаг России на протяжении последнего десятилетия развивается в условиях глобализации, роста интернационализации рынков ценных бумаг, увеличения объема трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции мировых финансовых центров.

Становление эффективных институциональных структур российского рынка ценных бумаг – важная задача, выполнение которой, способствует развитию реального сектора экономики, и как результат росту благосостояния граждан Российской Федерации[34].

Российский рынок ценных бумаг на нынешнем этапе можно охарактеризовать как типичный крупный развивающийся рынок, которому присущи следующие черты:

с одной стороны, высокие темпы позитивных количественных и качественных изменений, то есть его перспективность, а с другой – наличие многочисленных проблем, носящих комплексный характер и препятствующих его более эффективному развитию.

Представители фондового рынка РФ – Московская и Санкт-Петербургская биржи. В соответствии с «Индексом глобальных финансовых центров 20» («Global Financial Centres Index 20»), который ранжирует финансовые рынки по их конкурентоспособности, они занимают 84 и 85 места соответственно из 87[35].

Этот факт говорит о колоссальных проблемах, с которыми сталкивается экономика России с финансовой точки зрения. Этот вывод можно сделать исходя не только из сравнения с развитыми биржами как в США или Британии, но даже со странами БРИКС – Шанхай имеет 16-е место, Сан- Паулу 51-е – все финансовые центры развивающихся стран впереди по данному показателю.

Необходимо раскрыть причины, из-за которых сформировалась данная ситуация.


Во-первых, низкая заинтересованность населения в инвестировании.

Россияне предпочитают банковский сектор вопреки финансовому, что является относительно старым способом сохранения и преумножения капитала.

Таким образом, аккумулирование денежных средств с их последующим инвестированием в развитие проектов осуществляется банковским сектором, что, с точки зрения макроэкономического анализа, может значительно снизить его ликвидность и стабильность – не самое перспективное влияние на экономику.

С точки зрения количества инвесторов также наблюдается негативная тенденция. В странах БРИКС население, инвестирующее на фондовом рынке составляет 7-10% (а в развитых доходит и до 50%), однако в России состояние хуже – менее 1% населения вкладывают деньг и в ценные бумаги. Конечно, немалое влияние оказывает и диспропорция в доходах населения – большинство российских инвесторов представляют собой узкий круг людей, обладающих огромными суммами денежных средств.

Но этот фактор не перекрывает низкую статистику инвестирования населением, имеющим мизерные доходы[36].

Во-вторых, низкий уровень финансовой грамотности, дополняющий предыдущий аргумент.

По данным РОЦИТ, 67% пользователей Рунета не уверены в своей финансовой грамотности[37].

Остальная часть населения тем более не имеет необходимого фундаментального уровня. Это означает, что россияне попросту не знают, что делать со своими деньгами, не воспринимают их как инструмент увеличения финансовой стабильности, осуществляют неэффективное использование имеющихся ресурсов.

В-третьих, минус рынка ценных бумаг – инфраструктурные проблемы, выраженные в неразвитой институциональной обеспеченности, а также наличии недостатков в нормативно- правовом регулировании. Связано это прежде всего с тем, что российский рынок существует относительно недавно – с 1992 года, да и развивается он не закономерно, а путем копирования западных механизмов.

В-четвертых, явление, негативно влияющее на состояние фондового рынка – высокая коррелированность с политической ситуацией. Ее результат – сильное воздействие репутационных издержек, иначе говоря – биржи и обращающиеся на них инструменты воспринимаются не по количественным и качественным показателям, а имеют субъективную окраску. То, как воспринимаются действия России на внешнеполитической арене, имеет прямое влияние на интерес к российским компаниям: спорные действия правительства могут вызвать негативную реакцию других стран и, как следствие, меры наказания (например – финансовые санкции).