Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение(Социально-экономическое содержание налогов с физических лиц).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 3
2) 2% в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
-3) 0,5% в прочих случаях.
Физические лица, уплачивают налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. В налоговом уведомлении указываются: сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
1.2.5 Земельный налог
Плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
- земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, по сведениям государственного кадастра недвижимости.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
- 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации);
- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Физические лица, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления осуществляется не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Анализ структуры и динамики налогов взимаемых с физических лиц в России
Анализ структуры и динамики налогов необходимо рассматривать в совокупности с бюджетом, в который уплачивается конкретный налог. Так физические лица уплачивают НДФЛ в федеральный бюджет, транспортный налог в региональный бюджет, налог на имущество физических лиц и земельный налог в местный бюджет.
Для получения более полной картины анализ будет производиться по консолидированному бюджету РФ за 2015-2016 гг. на основании данных отчетов Федерального казначейства (таблица 2.1).
Таблица 2.1 Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за 2015-2016 гг.
Виды налогов |
2015 год |
2016 год |
Темп роста, % |
||
Консолидированный бюджет РФ Млрд. рб. |
Доля в общем объеме % |
консолидированный бюджет РФ Млрд. рб. |
Доля в общем объеме % |
||
Всего налогов |
8 031,9 |
100 |
8 785,6 |
100 |
109 |
Из них: |
|||||
Налог на прибыль |
2 599,0 |
32,3 |
2 770,3 |
31,5 |
106 |
НДФЛ |
2 807,8 |
35 |
3 018,5 |
34,4 |
107 |
Акцизы |
1 068,4 |
13,2 |
1 356,0 |
15,4 |
126 |
Налог на имущество физических лиц |
30,3 |
0,4 |
36,1 |
0,4 |
119 |
Налог на имущество организаций |
712,6 |
8,9 |
764, 7 |
8,7 |
107 |
Транспортный налог с физ. лиц |
109,8 |
1,4 |
109,2 |
1,2 |
99 |
Транспортный налог с организаций |
30,2 |
0,4 |
29,9 |
0,3 |
99 |
Земельный налог с организаций |
148, 9 |
1,9 |
141,1 |
1,7 |
94 |
Земельный налог с физических лиц |
36,2 |
0,5 |
35,4 |
0,4 |
97 |
Остальные налоги |
488,7 |
6 |
524,4 |
6 |
107 |
По итогам 2016 г. налоговые доходы консолидированных бюджетов РФ сложились в сумме 8 785,6 млрд.руб. По сравнению с предшествующим годом доходы увеличились на 9%.
Большая часть налоговых поступлений приходиться на налог на доходы физических лиц 35% в общем объеме поступлений. По сравнению с 2015 годом поступления НДФЛ увеличились на 7%. При том, что его доля в общем объеме налоговых поступления сократилась и составила 31, 5% (32,3% в 2015 году). На увеличение налога на доходы физических лиц за 2015-2016гг., мог повлиять такой фактор как рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы.
Поступления налогов на имущество физических лиц увеличились на 19%. Доля их поступлений в 2015 и 2016 годах составила 0,4%.
Сократились поступления транспортного налога с физических лиц на 1%. Если в 2015 году на долю транспортного налога с физических лиц приходилось 1,4 % доходов, тио в 2016 году этот показатель оставил 1,2 %.
Также видим тенденцию к снижению поступлений земельного налога с физических лиц на 3%.
Для более наглядного представления структура и динамика поступления налогов представлена на рисунке 1, 2 и 3.
Рисунок 1. Доходы с налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2015 г.
Рисунок 2. Доходы с налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2015 г.
Рисунок 3. Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет РФ в 2015-2016 г
По данным таблицы 2.1. и рисунков 1,2 и 3 можно сказать, что существенной разницы по суммам налоговых поступлений за анализируемый период нет. Изменения в тенденции налоговых поступлений незначительны, в общей сумме доходов она положительна, хоть и наблюдается снижения доходов с некоторых видов налогов.
По предоставленным данным можно наблюдать, что лидирующее место в бюджете, по сравнению с другими видами налогов и сборов, занимает НДФЛ, который как и все остальные виды налогов, является рычагом экономического воздействия. Ведь именно с помощью НДФЛ обеспечиваются достаточные денежные поступления в различные уровни бюджета. Регулирование уровня доходов граждан должно происходить в соответствии со структурой личного потребления, иными словами данным видом налога можно как стимулировать наиболее рациональное использование собственного бюджета, так и перенаправить его на помощь категориям граждан, которые имеют минимальную социальную защищенность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:
- раскрыты общие положения налогообложения физических лиц в Российской Федерации;
- определены основные виды налогов взимаемых с физических лиц;
-проведен анализ доходов с налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ
Рассмотрев основные вопросы данной работы, раскрыв сущность и функции налогообложения физических лиц, можно сделать вывод, что налоги с населения - неотъемлемая часть функционирования экономики страны.
Налоги – это одна из основных функций доходов бюджета России. Экономическая суть налогов с физических лиц характеризуется денежными взаимоотношениями, складывающимися между государством и физическими лицами согласно перечислению средств в госбюджет.
Налоги относятся к числу ключевых инструментов государственной политики. Они затрагивают самые важные стороны жизни человека и общества, а сам процесс разработки налогового законодательства неразрывно связан с острыми противоречиями и компромиссами.
Свою сущность налоги показывают путем осуществления своих функций: фискальную, регулирующую, социальную и контрольную.
Наиболее последовательно реализуемой функцией является фискальная. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.
Налоги служат средством персональной взаимосвязи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отображают его участие в формирование общегосударственных доходов и управлению ими, дают почувствовать себя активным членом общества, предоставляют основание для контролирования за результативным применением государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, создаваемых налогоплательщиками.
Налог на доходы физических лиц - существенная составная часть налоговой системы Российской Федерации.
В центре любой налоговой системы стоит налогообложение личных доходов. Основным преимуществом НДФЛ для государства является то, что его платят практически все категории граждан, все трудоспособное население страны. НДФЛ – один из самых продуктивных и перспективных видов налога, потому что уклонение от его уплаты практически невозможно.