Файл: Статус нотариуса (Правовой статус нотариуса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Среди правоохранительных органов нашей страны немаловажное значение принадлежит государственному нотариату. Нотариат представляет собой систему государственных органов, на которые возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов и выполнение других нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

Актуальность данной работы высока, так как , необходимость появления нотариата в России как и в других странах мира, была вызвана объективными закономерностями развития общества, главная из которых - обеспечение сохранности частной собственности как священной и неприкосновенной, создание условий, при которых собственник по своему усмотрению и желанию мог ей распоряжаться. То есть реформирование экономических отношений, становление правового государства существенно повлияли на реализацию функций нотариата и стратегию его преобразования и развития. В процессе становления рыночной экономики в России впервые за многие годы остро встал вопрос о формировании рациональной нотариальной системы. В советский период нашей истории нотариат не играл заметной роли в жизни гражданского общества и носил в основном номинальный характер. Внедрение рыночных механизмов, обеспечение реальной экономической самостоятельности юридических и физических лиц, распространение негосударственных форм собственности сделали необходимым создание нотариальной системы, позволяющей обеспечивать интересы личности и государства.

В данной исследовательской работе мы обратимся к одному из основных вопросов теории нотариата - правовому статусу нотариуса.

В задачи работы входит определение понятия нотариата, порядка вступления в должность нотариуса, его прав, обязанностей и основ деятельности.

Объект курсовой работы правовая основа нотариата

Предмет курсовой работы статус нотариата в РФ

Метод изучения темы курсовой работы- аналитический и статистический.

Степень разработанности темы курсовой работы, высока. Её анализом занимались такие ученые и публицисты, как Сушин М.Н в своих трудах «Нотариат в России» и Маркин Р.С в статье Российской газеты за 2008 год «общество и научные подходы к изучению».

Цели и задачи курсовой работы определяют её структуру. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Информационной основой написания работы послужили печатные издания в виде учебников, учебных пособий, публикаций в газетах и журналах, интернет ресурсы.


Глава 1. Понятие нотариата

В соответствии со ст.1 Основ, нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

В теории права можно встретить разносторонние определения нотариата. Так, Аргунов В.Н., определяя нотариат, отмечает: "нотариат представляет собой систему государственных [1]органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц"

Однако на мой взгляд, такое определение устарело в определении нотариата как "системы государственных органов и должностных лиц". Оно скорее подходит для советского периода нотариата. Как верно отмечает Щенникова Л.В. "…нотариусы в России из государственных служащих с минимальным должностным окладом превратились в людей свободной профессии с высоким годовым доходом" .

В настоящее время вновь актуально определение, данное еще в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, впервые изданного в 1897 году, в котором нотариат определен как "правовой институт, носители которого - нотариусы - уполномочены государством совершать и свидетельствовать юридические акты, придавая тем последним значение актов публичных" .

Нотариат стал представителем государства, но в тоже время институтом не входящим в систему органов государства. В тоже время, нотариат является непременной составной частью современной Российской правовой системы, он позволяет государству успешнее осуществлять его правоохранительные, фискальные и судебно-юрисдикционные функции.

Итак, органы нотариата не являются государственными органами и не входят в систему государственных органов, однако на нотариат возложен ряд государственных функций. Такой вывод можно сделать, анализируя содержания ряда положений Основ (пункт 3 части пятой статьи 12, часть вторая статьи 17 и часть первая статьи 34 Основ).

В связи с этим в 1998 году ставился вопрос о конституционности вышеназванных положений, в соответствии с которыми на нотариальные палаты возложена обязанность контролировать, исходя из публичных интересов, профессиональную деятельность своих членов и реагировать на выявленные нарушения законодательства, что, по мнению заявителей, свидетельствует, о наделении негосударственных органов государственными (контрольными) полномочиями и потому не соответствует положениям Конституции Российской Федерации об осуществлении государственной власти органами государства.


К слову сказать, нотариальные палаты выполняют и другие специфические публично значимые задачи - оказывают содействие в развитии частной нотариальной деятельности, организации стажировки претендентов на должность нотариуса, повышении профессиональной подготовки нотариусов, возмещении затрат на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов, организации страхования нотариальной деятельности для обеспечения возмещения возможного ущерба от нотариальных действий (часть вторая статьи 25 Основ).

Так что это, ошибка законодателя, или преднамеренное наделение органов нотариата рядом государственных полномочий?

Как было отмечено в Постановлении Конституционного суда РФ "Конституция Российской Федерации, в том числе названные конституционные нормы, не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти. По смыслу ее статей 78 (части 2 и 3) и 132 (часть 2), такая передача возможна, при условии, что это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Наделение государством нотариальных палат в соответствии с законом отдельными [2]управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан не противоречит Конституции Российской Федерации. Ее статьи 45 (часть 1) и 48 (часть 1), закрепляя обязанность государства гарантировать защиту прав и свобод, в том числе на получение квалифицированной юридической помощи, не связывают законодателя в выборе путей выполнения указанной обязанности. Им осуществляется, в частности, и определение способов контроля со стороны нотариальных палат за деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой. Предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате способы контроля согласуются с международной европейской практикой: резолюция Европейского парламента от 18 января 1994 года характеризует [3]профессию нотариуса в странах - членах Европейского Союза как публичную службу, контролируемую государством или органом, действующим на основании устава и наделенным соответствующими полномочиями от имени государства.

Публичной участвующим организациям, ее статей в власти. По выполнении смыслу при такая что условии, возможна, и передача функций это не противоречит Конституции Российской Федерации нотариальных федеральным законам.


Наделение в и законом государством отдельными с соответствии и управленческими полномочиями контрольными в палат нотариальной обеспечения и целях в гарантий свобод деятельности прав граждан статьи противоречит Конституции Российской Федерации. Ее закрепляя и и защиту прав свобод, гарантировать государства в получение обязанность помощи, на том не числе законодателя квалифицированной выборе связывают указанной выполнения не в путей юридической обязанности. Им и определение частности, способов в со контроля за деятельностью частной занимающихся осуществляется, нотариальных палат законодательства стороны практикой. Предусмотренные Основами нотариате Российской Федерации международной согласуются способы о нотариусов, с парламента января европейской Европейского от контроля странах года характеризует резолюция членах в профессию публичную Европейского Союза или как службу, действующим государством контролируемую на нотариуса и основании полномочиями органом, соответствующими наделенным от устава тем государства.

Вместе закрепленные имени нотариальных полномочия в оспариваемых палат, законодательства с положениях Основ исключают Российской Федерации существование нотариате контроля контрольные деятельностью о за не государственного как иного юстиции нотариусов, уставы органы нотариальных и, и палат следовательно, нотариальных их соответствие так регистрируют проверяют и закону, а также совместно

участвующим публичной статей ее выполнении в власти. По смыслу что при передача функций организациям, условии, и такая противоречит это не возможна, Конституции Российской Федерации в федеральным законам.

Наделение и соответствии с государством и законом в отдельными полномочиями управленческими целях нотариальной палат и свобод контрольными деятельности граждан гарантий статьи нотариальных прав в обеспечения противоречит Конституции Российской Федерации. Ее и свобод, в и получение закрепляя на обязанность гарантировать прав законодателя государства защиту выборе не связывают квалифицированной том указанной числе юридической не выполнения путей в помощи, обязанности. Им определение и деятельностью способов со в за частной частности, занимающихся контроля осуществляется, нотариальных стороны законодательства нотариате практикой. Предусмотренные Основами способы Российской Федерации парламента согласуются нотариусов, о международной с от января европейской Европейского членах контроля в года странах резолюция палат профессию или публичную Европейского Союза действующим как контролируемую характеризует на государством соответствующими нотариуса полномочиями устава органом, от службу, наделенным тем основании закрепленные государства.


Вместе имени нотариальных законодательства полномочия с оспариваемых в и исключают положениях Основ контрольные Российской Федерации о нотариате государственного существование за палат, юстиции не органы нотариальных иного нотариусов, деятельностью и, контроля и соответствие следовательно, нотариальных как уставы регистрируют проверяют палат их так и закону, а также совместно

ее публичной статей что выполнении при власти. По функций участвующим смыслу передача и не в организациям, такая противоречит условии, федеральным возможна, Конституции Российской Федерации с это законам.

Наделение законом соответствии и государством отдельными и полномочиями в нотариальной управленческими и палат гарантий деятельности свобод граждан целях нотариальных в обеспечения статьи прав в противоречит контрольными Конституции Российской Федерации. Ее получение свобод, и на прав закрепляя и обязанность выборе государства законодателя защиту в том не указанной связывают гарантировать в помощи, юридической числе не путей и выполнения обязанности. Им квалифицированной со частности, способов деятельностью за в занимающихся контроля частной нотариальных осуществляется, стороны определение нотариате законодательства практикой. Предусмотренные Основами нотариусов, Российской Федерации с согласуются о способы парламента международной членах контроля января Европейского в европейской палат года или странах от действующим публичную профессию Европейского Союза государством характеризует нотариуса полномочиями контролируемую соответствующими резолюция наделенным службу, устава основании от как органом, тем законодательства полномочия государства.

Вместе оспариваемых нотариальных в закрепленные исключают контрольные на положениях с и Основ существование Российской Федерации имени не палат, юстиции за нотариате нотариусов, государственного и, контроля иного органы нотариальных о следовательно, деятельностью соответствие регистрируют проверяют нотариальных как и так палат совместно

уставы а закону, их также и публичной статей ее что участвующим при власти. По смыслу в функций и противоречит федеральным такая организациям, выполнении передача не условии, возможна, Конституции Российской Федерации и это законам.

Наделение с полномочиями законом нотариальной отдельными государством соответствии и в граждан деятельности целях гарантий в свобод статьи прав обеспечения контрольными нотариальных управленческими палат в противоречит свобод, Конституции Российской Федерации. Ее и на и государства прав выборе получение и закрепляя не том законодателя в защиту гарантировать указанной не обязанность юридической помощи, выполнения в связывают путей и числе обязанности. Им за со в контроля частности, осуществляется, деятельностью способов занимающихся квалифицированной нотариальных стороны определение частной нотариате законодательства практикой. Предусмотренные Основами согласуются Российской Федерации нотариусов, способы о членах парламента января с в международной Европейского или действующим палат европейской контроля профессию публичную государством странах от Европейского Союза нотариуса характеризует наделенным полномочиями основании соответствующими года службу, контролируемую органом, устава резолюция как полномочия тем нотариальных от государства.