Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Концепция управления персоналом организации
1.1 Личные факторы в управлении персоналом
1.2 Классификация стилей руководства
2. Влияние стиля руководства на социально-психологический климат коллектива организации
2.1 Социально-психологический климат коллектива как показатель развития организации
2.2 Структура социально-психологического климата
3.2 Исследование оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам
3.3 Анализ и обобщение данных исследования сотрудников ООО «АвтоСтройГрупп»
В ходе исследования сотрудниками ООО «АвтоСтройГрупп» была проведена оценка ими уровня демократизации управления по стилевым характеристикам непосредственного начальника отдела, а также оценка ими социально-психологического климата в своем отделе.
3.2 Исследование оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам
Инструкция: Пользуясь десятью парами характеристик-параметров, необходимо определить стиль управления своего непосредственного руководителя. Для каждого значения параметры по левому и правому столбцам определяются таким образом, чтобы сумма была равна единице. Например, по первому параметру доля значения характеристики в левом столбце определяется - 0,4, тогда доля значения характеристики в правом столбце равна - 0,6. В бланк ответов записывается только значение того выражения параметра, которое расположено слева.
Бланк методики - см. приложение 1
Обработка результатов. Все оценки параметров по левому столбцу складываются. Затем вычисляется среднегрупповой показатель по формуле:
;
где, УД - групповая оценка уровня демократизации стиля управления руководителя;
УДi - индивидуальная оценка уровня демократизации каждого из сотрудников соответствующего отдела;
N - количество сотрудников отдела
Полученная сумма соотносится со стандартной уровневой шкалой "0-10" (10, 9 - оптимальный уровень; 3,2,1,0 - недопустимый уровень).
Проведем непосредственно исследование социально-психологического климата коллектива.
Инструкция: Необходимо оценить, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по Вашему мнению, соответствует истине. Бланк методики - см. приложение 2.
Обработка результатов. Сложить оценки левой стороны - сумма А; сложить ответы правой стороны - сумма В; найти разницу С = А - В.
Рассчитывается среднегрупповая оценка социально-психологического климата по формуле:
где М - число членов группы.
Если С = равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный климат. С - более 25, то психологический климат благоприятен. Если С менее 25 - климат неустойчиво благоприятен.
3.3 Анализ и обобщение данных исследования сотрудников ООО «АвтоСтройГрупп»
Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования влияния стиля руководства уровень демократизации в коллективе ООО «АвтоСтройГрупп»
№ отдела |
Показатель оценки уровня демократизации управления (УДУ) |
Показатель уровня социально-психологического климата коллектива (УСПК) |
|
1 |
9,1 |
30,2 |
|
2 |
8,2 |
26,8 |
|
3 |
6,7 |
18,6 |
|
4 |
4,9 |
-5,3 |
|
5 |
8,3 |
24,1 |
|
6 |
3,2 |
-8,2 |
|
Прежде, чем изучать наличие корреляции между полученными показателями, необходимо выяснить соблюдается ли закон нормального распределения для наших выборок. Общепринятое в статистике мнение, что для выборок меньше 20 человек необходимо применять непараметрические методы анализа, нами было перепроверено.
Для этого были рассчитаны числовые характеристики распределения случайной величины (таблица 2).
Таблица 2. Числовые характеристики распределения случайной величины
Показатели |
Средняя |
Медиана |
Дисперсия |
Ст. откл. |
Ассимет. |
Эксцесс |
|
УДУ |
6,733333 |
7,45 |
5,2106667 |
2,28268847 |
-0,75711 |
-0,85692 |
|
УСПК |
14,36667 |
21,35 |
282,79467 |
16,8164998 |
-0,77021 |
-1,82994 |
|
Особое значение имеют показатели Асимметрии (As) и Эксцесса (Ex), так как по ним можно судить о наличии закона нормального распределения. Строго говоря, если характеристики As и Ex не равны 0, то мы не вправе применить для вычисления корреляции параметрический критерий Пирсона. На практике исследователь очень редко сталкивается с выполнением подобных условий, поэтому пользуются таблицами критических значений для асимметрии и эксцесса в зависимости от количества выборки (N). Если они превышают критические показатели с уровнем значимости р 0,01, то можно говорить о не соблюдении закона нормального распределения. Критические значения для асимметрии и эксцесса показаны в таблице 3.
Таблица 3. Критические значения для асимметрии и эксцесса
Кол-во элементов выборки N |
Уровни значимости |
Асимметрия |
Эксцесс |
|
6 |
р 0,05 |
0,0107 |
0,27 |
|
р 0,01 |
0,3183 |
0,261 |
||
Проанализировав подобным образом, результаты расчётов, оформленных в таблицах 3.2-3.3, приходим к вводу, то асимметрия и эксцесс, превышает критические значения. Следовательно, для изучения корреляции будет, применятся непараметрический критерий корреляции рангов Спирмена.
Строим расчетную группирововчную таблицу 4.
Таблица 4. Группировка произведенных расчётов
Отделы |
Показатель УДУ |
Показатель УСПК |
Ранги УДУ |
Ранги УСПК |
d |
d2 |
|
1 |
9,1 |
30,2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
|
2 |
8,2 |
26,8 |
3 |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
6,7 |
18,6 |
4 |
4 |
0 |
0 |
|
4 |
4,9 |
-5,3 |
5 |
5 |
0 |
0 |
|
5 |
8,3 |
24,1 |
2 |
3 |
-1 |
1 |
|
6 |
3,2 |
-8,2 |
6 |
6 |
0 |
0 |
|
Вычисляем сумму d2
Строим график корреляционного поля - см. приложение 3. Согласно полученному графику корреляционного поля можно говорить о взаимосвязи измеряемых показателей.
Вычисляем коэффициент корреляции рангов Спирмена rs по формуле:
где n - число пар.
.
Таким образом, существует очень высокая положительная взаимосвязь между уровнем демократизации управления и социально-психологическим климатом коллектива организации, что подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что выбор стиля руководства влияет на положительную динамику формирования уровня демократизации в социально-психологическом климате коллектива.
Заключение
В ходе теоретического анализа литературы нами были рассмотрены стили руководства, и было установлено, что каждый стиль имеет некоторые достоинства и недостатки. Авторитарный стиль - проявляется в крупных организациях. Используется иерархический аппарат. Отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными. Либеральный стиль - не вмешивающийся стиль руководства. Отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху. Демократический стиль - в отличие от авторитарного, предполагает предоставление подчинённым самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечении их таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений. Удовлетворенность работой рассматривается и как эмоциональное состояние, проистекающее из оценки своей работы или опыта работы. Сторонники авторитарного метода утверждают, что авторитарный стиль руководства более эффективен, так как подкрепляют единоличную власть руководителя и тем самым увеличивают его или ее возможности влиять на подчиненных, побуждая их к достижению целей организации. Сторонники демократичного стиля руководства считают, ориентированный на человека подход, если его правильно применять, всегда повышает степень удовлетворенности.
В процессе написания курсовой работы была широко освещена проблема влияния стиля руководства персонала на социально-психологический климат коллектива организации. На основе проведенного анализа важности выбора оптимального стиля руководства и проведенного психологического исследования коллектива организации ООО «АвтоСтройГрупп», нами сформулированы следующие выводы:
1. стиль руководства персоналом и социально-психологический климат коллектива организации являются интегративными показателями уровня развития организации и ведущим фактором ее развития;
2. одним из ведущих показателей стиля управления является уровень ее демократизации как фактор "здорового" руководства.
3. между стилем руководства и уровнем социально-психологического климата существует высокая положительная корреляция равная 0,9428.
Цель курсовой работы достигнута, так как раскрыта сущность понятия «стиль руководства», рассмотрены различные классификации и модели стилей руководства, определены преимущества и недостатки стилей управления и определено влияние момента выбора стиля руководства на стабильное существование организации как единого механизма. Как сказал американский психолог Крис Арджирис: «Самый лучший стиль руководства - ориентированный на реальность», поэтому эффективные руководители - это те, кто может вести себя по-разному - в зависимости от требований реальности.
Проведенное исследование показывает, что успех работы любого предприятия зависит от грамотно выбранного стиля руководства, то есть оптимального стиля для конкретной организации.
На основании вышеизложенных в курсовой работе примеров можно видеть, насколько важно правильно подобрать стиль руководства персоналом. Неправильное поведение руководителя может дестабилизировать обстановку на предприятии, помешать выполнению поставленной задачи, сделать невозможным создание профессионального сплочённого коллектива, может привести к состоянию конфликта или же, наоборот, к полному его отсутствию, что тоже не всегда хорошо.
Список использованной литературы
1. Аверченко Л.К. и др. Психология управления. Курс лекций. - М., 2007-325с.
2. Браков А.Е. Можно ли управлять предприятием вместе? / под. ред. И.П Фаминского и А.И. Наумова. - М., 2000.-420с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 2006.- 532с.
4. Дафт Р. Организации. - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2002. - 352 с.
5. Еропкин А.М. Организационное поведение. - М., 2008. - 431с.
6. Мильнер Б.З. Теория организации. Учебное пособие для вузов. - М., 2009.-227с.
7. Основы менеджмента: Справочное пособие / Под ред. В.В. Глухова. - СПб., 2005. - 629с.
8. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. Издание 5-е дополненное и переработанное. - М., 2006.-592с.
9. Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник для ссузов - М., 2005.-724с.
10. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Под ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - 480 с.
11. Розанова В.А. Психологические парадоксы в управлении. - М., 2007. - 720с.
12. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2000. - 350 с.
13. Смирнов Э.А. Основы теории организации - М., 2000.-420с.
14. Тейлор Фредерик, Уинслоу. Менеджмент - М.,2003.-782с.
15. Трасов С.Г. Основы применения математических методов в психологи. - СП. Из-во С. Петербург. ун-та, 2009. - 416с.
16. Удальцова М.В. Социология управления. - М., 2008.- 382 с.
Приложение 1
Бланк методики оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам
1. Ориентация руководителя на экспериментирование, здоровую конкуренцию идей и мнений. |
1. Осторожное отношение к рискованным действиям, склонность к спокойным отношениям в коллективе. |
|
2. Воздействие преимущественно через личный пример, поощрение. |
2. Побудительный характер воздействий через мотивационную сферу, приказы, распоряжения, наказания. |
|
3. Учет индивидуальных особенностей - и желаний членов коллектива, делегирование им тех функций, которые ведут к развитию личности. |
3. Делегирование подчиненным только тех полномочий, которые учитывают их функциональные особенности. |
|
4. Децентрализация власти и информационных потоков, предоставление свободы в выборе процедур деятельности, развитие различных форм самоуправления в коллективе. |
4. Централизация всей власти, всей информации на себя. Строгая регламентация обязанностей, сроков, процедур и контроль за ходом выполнения. |
|
5. Лояльное отношение к ошибкам. В первую очередь - поиск причин ошибок, невыполнения задания и путей их устранения. |
5. Непримиримое отношение к ошибкам, срывам, промахам. В первую очередь - наказание виновного. |
|
6. Контактное отношение с подчиненными, позиция руководителя внутри группы (мы). Общение неформальное, выходящие за рамки производственных вопросов. |
6. Позиция руководителя вне группы (я и они). Отношения с подчиненными дистанционное и только по поводу производственных вопросов. |
|
7. Производственные и социальные вопросы признаются равноценными. Но в решении производственных проблем главными являются социальные ценности. |
7. Основными являются производственные вопросы. |
|
8. Поощряется независимость мнения и критика в адрес руководителя. |
8. Поощряются исполнительские качества и дисциплинированность подчиненных. |
|
9. Конструктивные предложения подчиненных рассматриваются как посягательство на авторитет руководителя. |
Поощряются конструктивные предложения коллег по улучшению работы и соответствующее участие в их реализации. |
|
10. Решения принимаются единолично. |
10. Решения принимаются коллективно. |
|