Файл: Авторское право (Международно-правовые аспекты защиты объектов авторского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современном мире интеллектуальные авторские права нарушаются довольно часто и поэтому нуждаются защите. Чаще всего авторские прав защищаются способами, которые предусматриваются гражданским законодательством. Традиционно защита авторских прав проходит в судебных органах. Проблема совершенствования законодательства в сфере защиты авторских прав — одна из актуальных проблем, стоящих перед современным российским законодательством. Обусловлена она тем, что в связи с резким развитием информационных и коммуникационных технологий у недобросовестных пользователей появляется возможность размещать фрагменты чужих произведений на своих сайтах без ссылки на автора и источник заимствования, без раскрытия информации о владельцах сайта.

Цель работы – исследование понятия авторского права.

Задачи работы:

  1. Изучение особенностей функционирования авторского права в России и за рубежом;
  2. Исследование способов нарушения авторского права и методов разрешения конфликтов;
  3. Изучение особенностей защиты авторского права в сети интернет.

В социальном плане авторское право является весьма конфликтной сферой права. На этом институте сфокусированы противоположные интересы авторов произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, кино и компьютерных программ, обычных граждан, ежедневно использующих эти продукты, и компаний, зарабатывающих на творчестве. Авторско-правовым регулированием затрагиваются интересы общественные – интересы культуры, просвещения, доступа к информации, так как наличие права на конкретное произведение означает ограничение возможностей свободного использования последнего.

Глава 1. Теоретические понятия авторского права

1.1 Международно-правовые аспекты защиты объектов авторского права

Изучение теоретических и практических вопросов международной охраны интеллектуальной собственности имеет очень важную роль. В современном мире экономического развития общества, постепенно происходит движение от материального производства к обработке информации. Усиливается борьба стран за лидирующие позиции в создании и экспорте продукта интеллектуальной деятельности. Интернационализация предпринимательской деятельности, высокая конкуренция на мировом рынке, легкий доступ к информационным ресурсам, заставляют оценивать жизнеспособность и реальную ценность этих объектов с учетом возможности их коммерциализации на международном уровне.


В современный период особого внимания заслуживает такой международный документ как Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее – Соглашение ТРИПС), который изменил подход к проблемам защиты интеллектуальной собственности в мире. Соглашение ТРИПС является составной частью Соглашения COT (ВТО), которая вступила в силу с 1 января 1995 Государства – участники Соглашения ТРИПС, обязаны соблюдать ее положения и применять режим, предусмотренный ею к лицам других государств - участников, которых в Соглашении принято называть «граждане». Этим термином обозначаются физические и юридические лица.

Основным принципом настоящего Соглашения является также принцип национального режима и принцип наибольшего благоприятствования, который устанавливает, что любые преимущества, льготы, привилегии или иммунитет, предоставляемые страной – членом Соглашения гражданам любой другой страны (независимо от членства), предоставляются безотлагательно и безусловно гражданам всех стран - членов возможными отдельными исключениями. Хотя Соглашение ТРИПС предоставляет минимальные материально - правовые гарантии соблюдения прав авторов и других правообладателей, существенные различия законодательства в государствах - членах ЕС не позволяют субъектам прав интеллектуальной собственности пользоваться одинаковым уровнем охраны на территории всего сообщества. Прежде всего, это касается процедур прекращения деятельности, связанной с пиратством или контрафакцией. В качестве одной из примечательных особенностей законодательства ЕС можно выделить процесс сближения национальных систем правового регулирования. Общие тенденции развития правового регулирования в этой области особенно заметны на примере директив ЕС. К основным нормативно - правовым документам Европейского сообщества в области охраны авторского права следует отнести: Директиву европейского парламента и Совета ЕС от 14 мая 1991 года о правовой охране компьютерных программ [4] Директиву Европейского парламента и Совета ЕС от 11 марта 1996 года о правовой охране баз данных, Директиву Европейского парламента Совета ЕС от 27 сентября 2001 года о праве следования в пользу авторов оригинального произведения искусств. В апреле 2004 года была принята последняя директива Европейского парламента и Совета ЕС об обеспечении соблюдения прав интеллектуальной собственности.

Законодательное регулирование данной сферы и судебная защита прав нарушенных посредством использования Интернета, усложняется их анонимностью и технической сложностью, что и создает возможности для избежания ответственности за нарушение авторского права. Дискуссионным вопросом остается проблема защиты авторского права в сети Интернет в сфере мировой музыкальной индустрии права и музыкального пиратства в сети Интернет. Этот вопрос актуален и для отечественного музыкального шоу - бизнеса. Свободное использование в сети Интернет звукозаписей в формате МРЗ и других подобных форматах существенно уменьшает доходы компаний звукозаписи, ведь потребители часто предпочитают бесплатному получению желаемой звукозаписи из сети Интернет перед покупкой целого альбома музыкальных произведений, где их, как правило, интересует одно или несколько произведений. Исследование охраны авторского и смежных прав на музыкальные произведения, исполнения и фонограммы в сети Интернет предполагает необходимость определения объективной формы выражения этих объектов. Впрочем, для целей авторско - правовой охраны важнее сам процесс предоставления произведения (объекта смежных прав) цифровой формы (оцифровки).


По утверждению французского исследователя А. Керевера, оцифровкой является выраженный электронными средствами перевод на бинарном языке, использует двоичные знаки 0 и l, любого оповещения в форме текстов, слов, звуков, статических или движущихся изображений. Эти оцифрованные оповещения хранятся в памяти компьютеров, передают в любое другое место, а потом превращаются в формы, доступные для восприятия человека.

Поэтому сразу возникает вопрос другие квалификации процесса оцифровки с позиций авторского права, и прежде всего, можно ли перевод произведения или объекта смежных прав в цифровую форму относить к субправомочности переработки, ведь попутно меняется объективная форма выражения произведения (объекта смежных прав). По данному вопросу разворачиваются большие дискуссии. Современные исследователи преимущественно рассматривают перевод объекта авторского права (смежных прав) в цифровую форму как воспроизведение (А. Пастухов, B.C. Дробязко и Р. Дробязко, А.П. Сергеев, Д. Липцик). В.А. Калятин выделяет даже отдельный вид воспроизведения – «цифровое воспроизведение», что, в отличие от «аналогового воспроизведения», «резко увеличивает возможности воспроизведения произведения». Поэтому «не случайно во многих публикациях сегодня перевод произведения в цифровую форму рассматривается как самостоятельное действие». Акты международного частного авторского права, разработанные, в частности, на базе «Зеленого документа», связали оцифровки скорее с воспроизведением, чем с переработкой.

В частности, об этом говорится в согласованных заявлениях по ст. 1 (4) Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности об авторском праве ст. 16 и ст. 7, 11 и 16 Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам. С тех же позиций выходит отечественный Закон. Однако исчерпывающего ответа на вопрос определения авторской субправомочности по оцифровке до сих пор не получено, поскольку не исключается возможность параллельного отнесения процесса оцифровки как к воспроизводству, так и к переработке.

Таким образом, права охрана авторского права, прежде всего, является одним из способов стимулирования творческой деятельности, обогащения и распространения национального культурного наследия. Согласно Бернской конвенции, чем выше смежных уровень охраны авторского права, тем больше стимул для авторов, а чем больше количество интеллектуальных произведений в стране, тем выше авторитет этой страны. Вполне объективно можно судить о том, что каждый участник интеллектуальной деятельности, кроме получения вознаграждения (за продукт своей деятельности), хочет быть полностью защищенным от посягательств на его авторские права. Поэтому каждое государство устанавливает нормы авторского права в соответствии с целями, которые он ставит перед собой в этой сфере. Однако, несмотря на различия, существующие между законодательствами разных стран, это не исключает возможности сотрудничества между ними и взаимной охраны авторских прав их граждан.


1.2 Особенности функционирования авторского права в Российской Федерации

Для создания благоприятных условий для наращивания интеллектуального потенциала, Конституция РФ говорит о свободах литературного, научного, технического и других видов творчества [5]. Стоит отметить, что правовой режим различных результатов умственного труда в общем не зависит от национальной и территориальной принадлежности человека, то правовое регулирование интеллектуальной собственности относится к ведению РФ. Законодательство РФ в таком случае закрепляет некую презумпцию творчества, в частности и ее основные принципы, которые прописаны в гражданском кодексе РФ [2]. В нем говорится, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения считается автором, если не доказано иное. В случае незаконного копирования результата интеллектуальной деятельности, судебные органы могут назначить экспертизу, результаты которой могут предоставить следующие заключения либо о полном, либо о частичном заимствовании его у другого автора. В случае частичного заимствования произведение не признается объектом авторского права, поэтому будут приняты меры по защите истинного автора [2].

Авторское право Российской Федерации на распространяется на идеи, концепции, принципы и методы, процессы, системы, способы решения технических и иных задач, открытия, языки программирования [2]. Произведения, которые охраняются авторским правом не обладают новизной, они неповторимы и обладают уникальными свойствами. Именно по таким причинам для возникновения и осуществления авторских прав не нужна регистрация произведения.

Гражданский кодекс РФ закрепляет основные личные неимущественные права автора: право авторства, право на имя и иные права. Право авторства – это право, основанное на законе, дающее основания считать себя автором (создателем) результата творческой деятельности. Право на имя – право обнародовать произведение под собственным или вымышленным именем или анонимно. Такие права, согласно гражданскому кодексу, не могут отчуждаться или передаваться каким-либо путем, а любой отказ от прав считается ничтожным.

Так как авторские права не обладают материальных характером, они охраняются без ограничения срока. После смерти автора от его имени могут осуществлять действия любые заинтересованные лица.


Существует понятие соавторства – создание результат интеллектуальной деятельности в совместном творческом труде двух и более лиц. После такого создания, права принадлежат всем причастным авторам совместно. Порядок совместного создания принимается по соглашению сторон – и при раздельном и нераздельном соавторстве [28, c. 103-105].

Стоит подробнее остановиться на содержании исключительного интеллектуального права, чтобы более многогранно исследовать понятие авторского права, ведь право интеллектуальной собственности – это совокупность авторских, смежных и патентных прав.

Исключительное право воспринимается как принадлежность объекта (результата творческой деятельности) на которое возникает право только одному субъекту. Также само понятие исключительности говорит о том, что перед нам явление не похожее на другие, а с другой стороны говорит о высоком уровне качества явления – неважно положительного или отрицательного [12]. В содержание исключительного права входят правомочия правообладателя на собственные действия с охраняемым объектом: правомочия на распоряжение и запрет распоряжения им третьим лицам.

Конечно, правообладатель имеет право пользоваться объектом интеллектуальной деятельности любыми способами, которые не противоречат законодательству: в предпринимательской или иной деятельности. Имеет право: производить отчуждение исключительного права по договору третьему лицу, также предоставлять право использовать результат интеллектуальной деятельности по договору неограниченному количеству лиц [27, c. 54-57]. Также правообладатель имеет право запрещать по своему усмотрению пользоваться объектами интеллектуальной деятельности. третьи лица не имеют права использовать объект интеллектуальной деятельности без согласия под страхом имущественной ответственности. Исключения предусматриваются только на законодательном уровне.

В условиях рыночной экономики существует необходимость отчуждения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в квази-товарно-денежной форме. Такая форма отличается от простой товарно-денежной формы тем, что цена на исключительное право определяется отношением спроса и предложения на обладание таким право [28].

Авторское право и смежные права авторов – это в общем совокупности норм гражданского права, что регулируют отношения по охране произведений науки, искусства и литературы, а также фонограмм и исполнений.

Авторское права в объективном отношении – это совокупность норм гражданского права, которые регулируют отношения в признании авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, а также устанавливаю режим их пользования, наделяют автора правами в отношении имущества, защите прав авторов и других правообладателей.