Файл: Рынок ценных бумаг (Понятие и экономическая сущность ценных бумаг).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
В законе Российской Федерации «О рынке ценных бумаг» определено, что основным государственным органом регулирования рынка ценных бумаг в России является Федеральная служба по финансовым рынкам, имеющая право наделять некоторыми функциями регулирования организации профессиональных участников рассматриваемого рынка посредством придания им статуса саморегулируемых организаций российского рынка ценных бумаг.
Цель государственного регулирования — обеспечить доверие инвесторов к рынку ценных бумаг, что является гарантией выполнения последними своих экономических функций и регулирования деятельности участников рынка, как соответствующих организаций, так и установления правил ведения ими любых операций на рынке ценных бумаг.
1.3 Виды ценных бумаг
В Гражданском кодексе Российской Федерации перечисляются конкретные виды документов, относящиеся к ценным бумагам [8]:
1) Государственная облигация и просто облигация — это один и тот же вид ценной бумаги с единственным различием, которое состоит в том, что государственную облигацию может выпустить только государство, а просто облигацию — любое юридическое лицо.
Облигация, выпускаемая государством, называется государственной. Если органами местного самоуправления — то муниципальной. Юридические лица тоже выпускают облигации: банки — банковские облигации, остальные организации — корпоративные. Физические лица облигаций не выпускают.
2) Банковская сберегательная книжка на предъявителя это разновидность банковского сертификата (так же, как с депозитные и сберегательные сертификаты).
Юридически (законодательно) разрешены к выпуску и обращению в РФ следующие восемь экономических видов ценных бумаг: акция, облигация, вексель, чек, банковский сертификат, коносамент, закладная и инвестиционный пай.
3) Акция - это ценная бумага, которая удостоверяет единичный вклад в уставный капитал коммерческого товарищества с последующими из этого правами для ее владельца.
4) Облигация - это ценная бумага, которая удостоверяет единичное долговое обязательство эмитента (государства или любого другого юридического лица) на возврат его номинальной стоимости в будущем на условиях, устраивающих его держателя.
5) Вексель - ценная бумага, которая удостоверяет письменное денежное обязательство должника о возврате долга, форма и обращение которого регулирует специальное законодательство — вексельное право;
- простой вексель - это ценная бумага, которая удостоверяет безусловное обязательство (обещание) должника уплатить указанную в нем сумму денег векселедержателю в будущем;
- переводной вексель — это ценная бумага, которая удостоверяет предложение должнику уплатить указанную в ней сумму денег обозначенному в ней лицу в будущем.
6) Чек - ценная бумага, которая удостоверяет письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в ней сумму денег в течение срока ее действия. Чек - это разновидность переводного векселя, выписываемый только банком.
7) Банковский сертификат — ценная бумага, которая представляет собой свободно обращающееся свидетельство о денежном вкладе (депозитном — для юридических лиц, сберегательном — для физических лиц) в банке с обязательством последнего о возврате этого вклада и процентов по нему в будущем.
8) Коносамент - ценная бумага, которая представляет собой документ стандартной формы, которая принята в международной практике, на перевозку груза, удостоверяющий его погрузку, перевозку и право на получение.
9) Закладная - это именная ценная бумага, которая удостоверяет права ее владельца в соответствии с договором об ипотеке (залоге недвижимости), на получение денежного обязательства или указанного в ней имущества.
10) Инвестиционный пай - именная ценная бумага, которая удостоверяет долю его владельца в праве собственности на имущество, которое составляет паевой инвестиционный фонд.
Российские ЦБ распределяются по основным из перечисленных характеристик следующим образом:
Таблица 4 - Сравнительные характеристики (классификация) российских ценных бумаг [4]
Вид ЦБ |
Срок существования |
Форма существования |
Форма владения |
Форма вложения средств |
Форма выпуска |
Вид эмитента |
Акция |
Бессрочная |
Любая |
Именная |
Долевая |
Эмиссионная |
Корпорация (банк) |
Облигация |
Срочная |
Любая |
Любая |
Долговая |
Эмиссионная |
Любой |
Вексель |
Срочная |
Документарная |
Любая |
Долговая |
Неэмиссионная |
Любой |
Банковский сертификат |
Срочная |
Документарная |
Любая |
Долговая |
Эмиссионная |
Корпорация |
Коносамент |
Срочная |
Документарная |
Любая |
Долговая |
Неэмиссионная |
Корпорация |
Закладная |
Срочная |
Документарная |
Именная |
Долговая |
Неэмиссионная |
Корпорация |
Эти виды ценных бумаг, характерные для стран с высокоразвитой рыночной экономикой, не исчерпываются, а потому можно прогнозировать, что в будущем количество видов ценных бумаг, разрешенных в РФ, будет увеличиваться.
2 Cостояние рынка ценных бумаг в России
2.1 Система управления рынком ценных бумаг
Система управления рынком ценных бумаг – это совокупность методов управления функционированием развитием фондового рынка. Цель - обеспечить устойчивость, эффективность и сбалансированность рынка.
В качестве цели регулирования рынка иногда называют защиту интересов инвесторов. Но такой подход к постановке цели является односторонним. Одним из элементов управляющей подсистемы выступает инвестор, который выполняя только ему присущую функцию, тесно связан с другими элементами системы управления, и обладает способностью интегрироваться и взаимодействовать с ними. Направленное воздействие на один из элементов может привести к нарушению устойчивости системы в целом, что противоречит общему правилу менеджмента: стремиться к устойчивости системы в целом. В процесс регулирования рынка входит выработка механизма регулирования, который включает рычаги управления, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Правовое обеспечение – это постановления, указы, законодательные акты. Нормативное обеспечение – это указания и разъяснения, правила, нормы, инструкции, утверждаемые организациями профессиональных участников рынка. Информационное обеспечение – это разного рода финансовая, экономическая, коммерческая информация.
Система управления рынком ценных бумаг строится в соответствии с его целями, стратегией и задачами, и включает две подсистемы: управляющую и управляемую. Первая подсистема выступает в роли субъекта, вторая – объекта управления. Управляющая подсистема включает [5]:
• Этику фондового рынка;
• Законодательную инфраструктуру;
• Традиции и обычаи.
• Государственные органы и организации;
Управляющая и управляемая подсистемы выполняют соответствующие функции. К функциям объекта управления относятся: обеспечение качества ценных бумаг, информационное обеспечение рынка, организация движения финансовых ресурсов. Субъект управления выполняет функции: прогнозирование, регулирование, организация и контроль процессов, происходящих на рынке, стимулирование, координация.
Система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных методов регулирования. В мировой практике различают две модели регулирования рынка ценных бумаг:
1. При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании.
2. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка. Такая система существует во Франции.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг включает в себя:
• Регламентацию основных процедур и государственный контроль;
• Разработку и реализацию специальных нормативных актов;
• Разработку стандартов.
Задачами государственного регулирования являются:
• Обеспечение безопасности рынка;
• Создание открытой системы информации;
• Реализация государственной политики развития рынка;
Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центробанк и ассоциации профессиональных участников. В России стихийно сложилась смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами.
Важную роль в управлении рынкам ценных бумаг предстоит сыграть объединениям профессиональных участников фондового рынка. Саморегулируемыми организациями являются ассоциации, союзы и сообщества профессиональных участников. Эффективность рыночной системы зависит от профессионального уровня рыночных агентов. Эти объединения не только защищают интересы участников рынка ценных бумаг, но и устанавливают жесткие правила на нем, обеспечивают контроль за соблюдением.
К положительным сторонам саморегулирования относятся [6]:
1) участники рынка заинтересованы в нормальном управлении, а государственные чиновники – нет;
2) экономия государственных средств, сокращение аппарата управления;
3) с помощью общественного регулирования проще ввести этические нормы поведения;
4) разработка стандартов поведения самими профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» саморегулируемым организациям дан статус структур, вырабатывающих четкие стандартные требования к своим членам. Основные правила деятельности саморегулируемых организаций включают требования к размеру капитала и этичного поведения членов, уровню кредитоспособности.
Оценивая состояние системы регулирования рынка ценных бумаг в России, в первую очередь следует отсутствие эффективного регулирования как со стороны самих субъектов рынка ценных бумаг, так и со стороны государства. Развитие рынка ценных бумаг сдерживается, прежде всего, неразвитостью функциональной подсистемы и технической инфраструктуры. Неэффективно действует система контроля за операциями. Одним из признаков низкого уровня развития фондового рынка является фактическая изолированность локальных рынков ценных бумаг в России. По мере расширения и усложнения масштабов рынка ценных бумаг возникает необходимость в передаче регионам части контрольных функций. Из-за отсутствия эффективных средств коммуникаций инвесторы не имеют доступа ко всем ценным бумагам, обращающимся на рынке. Формирующиеся на местах фондовые рынки должны быть связаны через центральную информационную систему. Без такой системы нельзя наладить свободное движение ценных бумаг, гарантировать безопасность работы и надежность операций на фондовым рынке. Сложность решения данной проблемы связана с огромными масштабами российского рынка, а также особенностями региональных рынков.
В широком смысле инфраструктура рынка ценных бумаг включает 4 взаимосвязанных блока:
• Телекоммуникационную систему;
• Информационную систему;
• Систему расчетов по заключенным сделкам;
• Систему торговли ценными бумагами;
Указом Президента РФ « О создании условий для проведения заемных операций на внутреннем и внешнем рынке капитала» от 12 ноября 1997 г., предусмотрено образование независимого федерального рейтингового агентства на базе агентства «Интерфакс». Задача этого агентства состоит в создании системы, обеспечивающей объективную и квалифицированную оценку экономического положения и платежеспособности субъектов РФ, а также предприятий и организаций, готовящихся к проведению заемных операций на внутреннем и внешнем рынке капитала. Правительство РФ будет использовать оценки агентства при подготовке решений о выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти субъектов РФ.