Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ РЕФОРМЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
1.1. Мировые тенденции в электроэнергетике
1.2. Цели и задачи реформы электроэнергетики
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ
2.1. Целевая структура отрасли электроэнергетики и конкурентные рынки электроэнергии
ВВЕДЕНИЕ
Реформирование электроэнергетической отрасли России, свидетелями которого являются наши современники, обусловлено достаточно серьезными предпосылками. Важно отметить, что еще в 80-х годах прошлого века в электроэнергетике страны начали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии. Позже, в 90-е годы в период общеэкономического кризиса в России объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился.
К началу последней четверти 90-х годов прошлого столетия общая ситуация в отрасли характеризовалась следующими фактами:
- По технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах.
- Отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению.
- В отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, существовала высокая вероятность крупных аварий.
- Отсутствовала платежная дисциплина, были распространены неплатежи.
- Предприятия отрасли были информационно и финансово непрозрачными.
- Доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков.
Все это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы для повышения эффективности энергокомпаний и позволили существенно увеличить объем инвестиций в отрасли. В противном случае, при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества, российские предприятия проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.
Целью данной курсовой работы является изучение реформы электроэнергетики в России.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть мировые тенденции в электроэнергетике;
- изучить цеди и задачи электроэнергетической реформы;
- анализ целевой структуры отрасли электроэнергетики и конкурентные рынки электроэнергии;
- оценка проводимой реформы электроэнергетики в России.
Предметом исследования является реформа электроэнергетики.
Объектом исследования – реформа электроэнергетики в России.
Для решения задач, поставленных в работе, использованы теоретический метод анализа, исследования нормативно-правовых и др.
При подготовке работы использованы материалы законодательных и нормативных актов в сфере электроэнергетики, в также материалы научной и учебной литературы и периодических изданий.
1. СУЩНОСТЬ РЕФОРМЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
1.1. Мировые тенденции в электроэнергетике
В ходе реформы меняется структура отрасли: осуществляется разделение естественномонопольных функций (передача электроэнергии по магистральным ЛЭП, распределение электроэнергии по низковольтным ЛЭП и оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис), и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний (их принято называть «АО-энерго»), выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности[1].
Предполагается, что генерирующие, сбытовые и ремонтные компании в перспективе станут, преимущественно, частными и будут конкурировать друг с другом. В естественномонопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного контроля. Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.
Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими[2].
Так, магистральные сети переходят под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору. Активы генерации также объединяются в межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна («Гидро-ОГК») – на основе гидрогенерирующих активов страны. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.
Таким образом, в основе принятого варианта реформирования лежит принцип «горизонтального» разделения электроэнергетики, при котором на месте «классических» вертикально-интегрированных компаний – АО-энерго - образуются генерирующие, сбытовые, сетевые, сервисные и др. компании. При этом на начальной стадии авторами реформы рассматривался и альтернативный вариант «вертикального» разделения электроэнергетики, предусматривающий создание порядка восьми крупных вертикально-интегрированных компаний. Однако этот вариант так и остался на бумаге.
Несомненным остается тот факт, что результаты реформы для страны, ее экономические и социальные последствия еще не наступили, о них можно говорить лишь предположительно. Это обусловлено тем, что в электроэнергетике пока еще сохраняются механизмы государственного регулирования и РАО «ЕЭС России» как координатор и гарант проведения реформ просуществовало еще до середины 2008 г[3].
1.2. Цели и задачи реформы электроэнергетики
Объем инвестиций в основной капитал в электроэнергетике на начало 2000‑х годов не превышал 150 млрд руб. (в ценах 2000 года). На тот же период степень износа основных фондов в электрогенерации превысила 50 %18, а объемы инвестиционной программы РАО «ЕЭС России» позволили бы заменить и модернизировать лишь до 23 %19 генерирующих мощностей. На рисунке 1 показаны причины запуска реформы.
23,5% |
Отсутствие сформированной |
Технологическое отставание |
|||
стратегии развития отрасли |
от западных стран, где в |
||||
23,5% |
Изменение системы |
электроэнергетику была введена |
|||
рыночная модель управления и |
|||||
53% |
государственного управления |
функционирования |
|||
Либерализация экономики |
Технологическое отставание |
||||
страны |
российских компаний от |
||||
зарубежных |
|||||
Проблема неплатежей |
15,5% |
||
38,5% |
|||
Нехватка инвестиций |
|||
84,5% |
|||
61,5% |
|||
8% |
||||||
10,5% |
2,2% |
|||||
20,6% |
35,8% |
|||||
Отсутствие доступа на рынок |
Проблема надежности сетей |
6,6% |
||||
новых игроков |
11,2% |
|||||
24,1% |
18% |
Риск возникновения дефицита |
||||
Непрозрачное |
энергии |
|||||
функционирование |
80% |
|||||
55,3% |
Перебои в электроснабжении |
|||||
Необходимость создания |
в отдельных регионах |
|||||
свободного и эффективного |
||||||
рынка |
27,7% |
Физический износ |
||||
существующих мощностей |
||||||
Недостаток финансирования отрасли |
Инфраструктурные ограничения и риски |
Открытось и управляемость сектора |
||||||
Трансформация государства как политико- |
Технологические ограничения |
|||||||
экономической системы |
Рисунок 1. Причины запуска реформы
Реформа ставила следующие цели:
- обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы;
- повышение эффективности производства и потребления электроэнергии;
- обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения.
Достижению поставленных целей должно было способствовать решение стратегических задач:
- перевод национальной электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования:
- создание конкурентных рынков электроэнергии во всех регионах России, в которых организация таких рынков технически возможна;
- создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния организаций отрасли;
- стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;
- создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации новых мощностей по производству (генерации) и передаче электроэнергии;
- демонополизация рынка топлива и тепловых электростанций;
- реформирование системы государственного регулирования, управления и надзора в электроэнергетике;
- уточнение статуса, компетенции и порядка работы уполномоченного государственного органа.
- обеспечение надежного, экономически-эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе:
- поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии;
- создание системы поддержки малообеспеченных слоев населения;
- сохранение и развитие единой инфраструктуры электроэнергетики, включающей в себя магистральные сети и диспетчерское управление;
- создание нормативной правовой базы реформирования отрасли, регулирующей ее функционирование в новых экономических условиях[4].
Реформирование отрасли, направленное на достижение вышеобозначенных целей и задач, базировалось на определенных принципах:
- отнесение передачи, распределения электрической энергии и диспетчеризации к исключительным видам деятельности, осуществление которых возможно только на основании специальных разрешений (лицензий);
- демонополизация и развитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг;
- обеспечение всем производителям и потребителям электроэнергии равного доступа к инфраструктуре рынка;
- единство стандартов безопасности, технических норм и правил, действующих в электроэнергетической отрасли;
- обеспечение финансовой прозрачности рынков электроэнергии и деятельности организаций регулируемых секторов электроэнергетики;
- обеспечение прав инвесторов, кредиторов и акционеров при проведении структурных преобразований[5].