Файл: Реформа электроэнергетики в России..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Реформирование электроэнергетической отрасли России, свидетелями которого являются наши современники, обусловлено достаточно серьезными предпосылками. Важно отметить, что еще в 80-х годах прошлого века в электроэнергетике страны начали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии. Позже, в 90-е годы в период общеэкономического кризиса в России объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился.

К началу последней четверти 90-х годов прошлого столетия общая ситуация в отрасли характеризовалась следующими фактами:

  1. По технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах.
  2. Отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению.
  3. В отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, существовала высокая вероятность крупных аварий.
  4. Отсутствовала платежная дисциплина, были распространены неплатежи.
  5. Предприятия отрасли были информационно и финансово непрозрачными.
  6. Доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков.

Все это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы для повышения эффективности энергокомпаний и позволили существенно увеличить объем инвестиций в отрасли. В противном случае, при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества, российские предприятия проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.

Целью данной курсовой работы является изучение реформы электроэнергетики в России.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть мировые тенденции в электроэнергетике;
  • изучить цеди и задачи электроэнергетической реформы;
  • анализ целевой структуры отрасли электроэнергетики и конкурентные рынки электроэнергии;
  • оценка проводимой реформы электроэнергетики в России.

Предметом исследования является реформа электроэнергетики.

Объектом исследования – реформа электроэнергетики в России.

Для решения задач, поставленных в работе, использованы теоретический метод анализа, исследования нормативно-правовых и др.


При подготовке работы использованы материалы законодательных и нормативных актов в сфере электроэнергетики, в также материалы научной и учебной литературы и периодических изданий.

1. СУЩНОСТЬ РЕФОРМЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

1.1. Мировые тенденции в электроэнергетике

В ходе реформы меняется структура отрасли: осуществляется разделение естественномонопольных функций (передача электроэнергии по магистральным ЛЭП, распределение электроэнергии по низковольтным ЛЭП и оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис), и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний (их принято называть «АО-энерго»), выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности[1].

Предполагается, что генерирующие, сбытовые и ремонтные компании в перспективе станут, преимущественно, частными и будут конкурировать друг с другом. В естественномонопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного контроля. Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.

Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими[2].

Так, магистральные сети переходят под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору. Активы генерации также объединяются в межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна («Гидро-ОГК») – на основе гидрогенерирующих активов страны. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.


Таким образом, в основе принятого варианта реформирования лежит принцип «горизонтального» разделения электроэнергетики, при котором на месте «классических» вертикально-интегрированных компаний – АО-энерго - образуются генерирующие, сбытовые, сетевые, сервисные и др. компании. При этом на начальной стадии авторами реформы рассматривался и альтернативный вариант «вертикального» разделения электроэнергетики, предусматривающий создание порядка восьми крупных вертикально-интегрированных компаний. Однако этот вариант так и остался на бумаге.

Несомненным остается тот факт, что результаты реформы для страны, ее экономические и социальные последствия еще не наступили, о них можно говорить лишь предположительно. Это обусловлено тем, что в электроэнергетике пока еще сохраняются механизмы государственного регулирования и РАО «ЕЭС России» как координатор и гарант проведения реформ просуществовало еще до середины 2008 г[3].

1.2. Цели и задачи реформы электроэнергетики

Объем инвестиций в основной капитал в электроэнергетике на начало 2000‑х годов не превышал 150 млрд руб. (в ценах 2000 года). На тот же период степень износа основных фондов в электрогенерации превысила 50 %18, а объемы инвестиционной программы РАО «ЕЭС России» позволили бы заменить и модернизировать лишь до 23 %19 генерирующих мощностей. На рисунке 1 показаны причины запуска реформы.

23,5%

Отсутствие сформированной

Технологическое отставание

стратегии развития отрасли

от западных стран, где в

23,5%

Изменение системы

электроэнергетику была введена

рыночная модель управления и

53%

государственного управления

функционирования

Либерализация экономики

Технологическое отставание

страны

российских компаний от

зарубежных


Проблема неплатежей

15,5%

38,5%

Нехватка инвестиций

84,5%

61,5%

8%

10,5%

2,2%

20,6%

35,8%

Отсутствие доступа на рынок

Проблема надежности сетей

6,6%

новых игроков

11,2%

24,1%

18%

Риск возникновения дефицита

Непрозрачное

энергии

функционирование

80%

55,3%

Перебои в электроснабжении

Необходимость создания

в отдельных регионах

свободного и эффективного

рынка

27,7%

Физический износ

существующих мощностей

Недостаток финансирования отрасли

Инфраструктурные ограничения и риски

Открытось и управляемость сектора

Трансформация государства как политико-

Технологические ограничения

экономической системы

Рисунок 1. Причины запуска реформы

Реформа ставила следующие цели:

  • обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы;
  • повышение эффективности производства и потребления электроэнергии;
  • обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения.

Достижению поставленных целей должно было способствовать решение стратегических задач:


  • перевод национальной электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования:
  • создание конкурентных рынков электроэнергии во всех регионах России, в которых организация таких рынков технически возможна;
  • создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния организаций отрасли;
  • стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;
  • создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации новых мощностей по производству (генерации) и передаче электроэнергии;
  • демонополизация рынка топлива и тепловых электростанций;
  • реформирование системы государственного регулирования, управления и надзора в электроэнергетике;
  • уточнение статуса, компетенции и порядка работы уполномоченного государственного органа.
  • обеспечение надежного, экономически-эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе:
  • поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии;
  • создание системы поддержки малообеспеченных слоев населения;
  • сохранение и развитие единой инфраструктуры электроэнергетики, включающей в себя магистральные сети и диспетчерское управление;
  • создание нормативной правовой базы реформирования отрасли, регулирующей ее функционирование в новых экономических условиях[4].

Реформирование отрасли, направленное на достижение вышеобозначенных целей и задач, базировалось на определенных принципах:

  • отнесение передачи, распределения электрической энергии и диспетчеризации к исключительным видам деятельности, осуществление которых возможно только на основании специальных разрешений (лицензий);
  • демонополизация и развитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг;
  • обеспечение всем производителям и потребителям электроэнергии равного доступа к инфраструктуре рынка;
  • единство стандартов безопасности, технических норм и правил, действующих в электроэнергетической отрасли;
  • обеспечение финансовой прозрачности рынков электроэнергии и деятельности организаций регулируемых секторов электроэнергетики;
  • обеспечение прав инвесторов, кредиторов и акционеров при проведении структурных преобразований[5].