Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 234
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ РЕФОРМЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
1.1. Мировые тенденции в электроэнергетике
1.2. Цели и задачи реформы электроэнергетики
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ
2.1. Целевая структура отрасли электроэнергетики и конкурентные рынки электроэнергии
Авторы реформы также продекларировали, что РАО «ЕЭС России» будет стремиться к достижению указанных целей реформирования, с учетом[6]:
1. Обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения добросовестных потребителей электро- и теплоэнергии в кратко- и долгосрочной перспективе.
2. Обеспечения баланса между исполнением интересов собственников компании, государства и других заинтересованных субъектов, включая потребителей продукции и услуг, производимых в отрасли и сотрудников компании.
Реализация реформирования электроэнергетики была бы невозможна без формирования соответствующей правовой основы. В связи с этим Правительством Российской Федерации был разработан и внесён в Государственную Думу пакет законопроектов, регламентирующий реформирование электроэнергетической отрасли и РАО «ЕЭС России», задающий основные контуры и принципы функционирования электроэнергетики в будущем в условиях конкуренции и ограниченного государственного вмешательства в хозяйственные отношения. Так был принят закон «Об электроэнергетике», а также законы, вносящие изменения и дополнения в уже существующие законы: «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «О естественных монополиях», «Об энергосбережении». Также были внесены изменения в Гражданский кодекс.
Исходя из содержания указанных документов, структура экономических отношений в электроэнергетическом комплексе будет выглядеть следующим образом.
Переходный период (2003 - ориентировочно конец 2007 гг.). Данный период необходим с целью отработки рыночных механизмов организации хозяйственных отношений в электроэнергетике и обеспечения последовательного перехода от существующей системы административной регуляции к формированию конкурентной среды. В данный период изменения в отрасли протекают по следующим основным направлениям[7]:
1. Переход от вертикально – интегрированных энергокомпаний к разделению видов деятельности.
В переходный период произошло полное разделение потенциально конкурентных и естественно–монопольных видов деятельности в электроэнергетике путём реорганизации региональных АО–энерго. В результате было достигнуто организационное разграничение генерации, передачи, сбыта, диспетчеризации и ремонтной деятельности, а также непрофильных видов деятельности. Дополнительным условием, которое исключит в будущем возможность для злоупотребления ресурсами ранее существующей интегрированной структуры, является запрет на одновременное владение имуществом, используемым для осуществления естественно–монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности.
Вместе с тем, в ряде случаев совмещение видов деятельности в электроэнергетике будет необходимо. В связи с этим, право на одновременное осуществление монопольных и конкурентных видов деятельности будут иметь хозяйствующие субъекты, которые[8]:
1. функционируют в рамках изолированных энергосистем, при условии отсутствия или ограничения конкуренции;
2. осуществляют деятельность по оперативно–диспетчерскому управлению и деятельность по передаче электроэнергии исключительно в целях удовлетворения собственных производственных нужд;
3. территориальные сетевые компании, которые получили статус гарантирующего поставщика.
2. Введение на оптовом рынке системы, сочетающей свободное ценообразование и тарифное регулирование.
В этот период реализация электроэнергии на оптовом рынке осуществляется как по регулируемым тарифам, так и по свободным ценам. Объёмы электроэнергии, которые сможет реализовать по свободным ценам каждый поставщик – субъект оптового рынка, определены Правительством. В целях регулирования тарифов в этот период Правительство будет ежегодно, до принятия бюджета устанавливать предельные уровни тарифов на электрическую энергию. При этом будет обеспечена защита интересов населения посредством утверждения для нее отдельных предельных уровней цен.
3. Замена тарифного регулирования механизмами свободного ценообразования[9].
С момента окончания переходного периода (т.е. с момента вступления в силу правил оптового рынка) вступают в силу положения закона «Об электроэнергетике», определяющие порядок функционирования оптового и розничных рынков. В результате на оптовом рынке начинает действовать механизм формирования равновесных цен в рамках ценовых зон, границы которых определяются Правительством. Основой данного механизма является система подачи поставщиками и покупателями ценовых заявок (которые могут быть с нулевой ценой – то есть ценопринимающими). В результате сопоставления поданных заявок (указанных в них объемов электроэнергии и цен) определяется цена, по которой осуществляется купля-продажа электроэнергии, а также осуществляется оперативно-диспетчерское управление.
Кроме системы подачи заявок (то есть, спотового рынка) будет также действовать рынок прямых договоров, сущность которого состоит в реализации электроэнергии по ценам, определяемым сторонами (вне зависимости от определённой равновесной цены) на основе двусторонних договоров. Весь механизм организации торгов будет действовать с учётом строгой очерёдности загрузки генерирующих мощностей (в первую очередь – мощности, обеспечивающие системную надёжность и АЭС в части обеспечения условий их безопасной эксплуатации; во вторую очередь – ТЭС в объеме производства электроэнергии, соответствующем их работе в теплофикационном режиме, и ГЭС в объеме производства электрической энергии, который необходимо произвести по технологическим причинам и в целях обеспечения экологической безопасности).
По окончании переходного периода продажа электроэнергии на розничных рынках будет осуществляться по ценам, складывающимся под воздействием спроса и предложения. Тарифное регулирование в электроэнергетике будет сохранено в части регулирования деятельности субъектов естественной монополии (к которым будут отнесены Федеральная сетевая компания и Системный оператор). Государственное регулирование сохраняется по отношению к следующим объектам:
1. регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, поставляемую в условиях отсутствия конкуренции;
2. регулирование цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности;
3. регулирование цен (тарифов) на услуги администратора торговой системы;
4. регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию;
5. регулирование платы за технологическое присоединение к электрическим сетям;
6. регулирование сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.
Кроме того, при проявлении монопольных или олигопольных тенденций, требующих вмешательства государства в ценовую ситуацию на рынке, будет осуществляться регулирование предельных (максимальных и (или) минимальных) уровней цен на электрическую энергию и цен (тарифов) на располагаемую генерирующую мощность.
4. Ограничение прав собственников объектов электросетевого хозяйства.
С момента окончания переходного периода осуществляется окончательное формирование правомочий Федеральной сетевой компании по распоряжению и управлению объектами, входящими в единую национальную электрическую сеть. В частности, вступает в действие механизм ограничения прав собственников объектов электросетевого хозяйства, которые входят в единую национальную электрическую сеть. С этого момента заключение всех договоров на передачу электроэнергии с использованием объектов, входящих в единую национальную электрическую сеть (независимо от того, в чьей собственности они находятся), осуществляется Федеральной сетевой компанией.
5. Формирование механизмов, обеспечивающих в условиях конкуренции надёжное энергоснабжение потребителей.
Обеспечению прав потребителей электроэнергии на надёжное энергоснабжение будет содействовать формирование системы гарантированной поставки. Данную систему образуют организации, которым будет присвоен статус гарантирующего поставщика и функцией которых является обеспечение поставок электроэнергии любому обратившемуся лицу. Институт гарантирующих поставщиков будет действовать в течение 3-х лет с момента окончания переходного периода.
Таким образом, в частности, в течение трех лет с момента окончания переходного периода, гарантирована возможность обеспечения поставок электроэнергии населению не по рыночной цене, сложившейся на оптовом рынке, а по цене гарантирующего поставщика, которая будет складываться из стоимости электроэнергии, установленной Правительством, и регулируемой сбытовой надбавки. В результате цена на электроэнергию для населения не будет зависеть от возможных колебаний цены на оптовом рынке.
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ
2.1. Целевая структура отрасли электроэнергетики и конкурентные рынки электроэнергии
Предполагается, что к середине 2008 г. были завершены основные процессы реструктуризации электроэнергетической отрасли и либерализованы оптовый и розничный рынки электроэнергии. В том же 2008 г. году закончились основные преобразования, начатые РАО «ЕЭС России» в 2006 г., включая обеспечение прямого участия акционеров РАО «ЕЭС России» в выделенных компаниях. В 2008 г. была обеспечена независимость большинства генерирующих компаний друг от друга путем снижения доли государственного владения[10].
В итоге реструктуризации холдинга РАО «ЕЭС России» и других предприятий отрасли должны сложиться следующие субъекты и структура собственности[11]:
1. Инфраструктурные организации.
Организация по управлению Единой национальной электрической сетью - Федеральная сетевая компания (ФСК) – компания, исполняющая роль организации по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС), которая обеспечивает единство технологического управления ЕНЭС, оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС. Основные активы ОАО «ФСК ЕЭС» – практически все магистральные сети РФ (на сегодняшний день находящиеся в собственности холдинга РАО «ЕЭС России»). Созданная в 2002 г. как 100%-ная дочерняя компания РАО «ЕЭС России», в 2008 г. ФСК будет являться самостоятельной компанией, 75% плюс одна голосующая акция которой будут принадлежать государству.
Второй инфраструктурной организацией является Системный оператор, который осуществляет единоличное управление технологическими режимами работы Единой энергетической системы России и уполномочен на выдачу обязательных для всех субъектов оперативно-диспетчерского управления команд. Созданное как 100%-ное дочернее общество РАО «ЕЭС России», в 2008 г. Системный оператор будет самостоятельной компанией, владеющей диспетчерскими активами, 75% плюс 1 акция которой будут также принадлежать государству.
Третьим и последним типом инфраструктурных организаций являются Межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), активами которых включают линии электропередачи низкого напряжения, не относящиеся к магистральным, и не находящиеся, таким образом, в собственности ФСК. После обособления пяти МРСК от РАО «ЕЭС России», доля государства в них составит более 52%[12].
2. Генерирующие компании.
Оптовые генерирующие компании (ОГК) со средней установленной мощностью около 9 ГВт, созданные на базе крупных тепло- и гидрогенерирующих активов, являются наиболее крупными производителями электроэнергии на оптовом рынке. Уже созданы семь оптовых генерирующих компаний: шесть ОГК сформированы на базе теплогенерирующих активов (ТЭС), одна Гидро-ОГК - на базе гидрогенерирующих активов (ГЭС). В целях ограничения монопольного влияния на оптовый конкурентный рынок электроэнергии тепловые ОГК формируются по экстерриториальному принципу, Гидро-ОГК - преимущественно по каскадам ГЭС.
Первоначально ОГК были созданы в форме семи холдинговых компаний (100% дочерних обществ РАО «ЕЭС России»). После выделения из РАО «ЕЭС России», целевой задачей является снижение доли государства в шести тепловых ОГК в 2008 г. до нуля. Доля участия государства в капитале Гидро-ОГК будет сохранена на уровне более 50%[13].
Помимо ОГК, созданных на базе активов холдинга РАО «ЕЭС России», на рынке также будут действовать производители электроэнергии на базе атомной генерации, 100% акций которой сейчас принадлежат государству, и генерирующие компании на базе активов независимых от РАО «ЕЭС России» АО-энерго (Иркутскэнерго, Башкирэнерго, Татэнерго, Новосибирскэнерго)[14].
Территориальные генерирующие компании (ТГК) – это компании, созданные на базе генерирующих активов АО-энерго (за исключением станций, вошедших в ОГК), укрупненные по региональному признаку. Все четырнадцать ТГК, в отличие от ОГК, обладают разной установленной мощностью, которая варьируется от 1 до 11 ГВт. Ряд ТГК, помимо генерирующих станций, будет также включать активы тепловых сетей и котельных. Кроме того, возможна интеграция с муниципальными предприятиями в сфере теплоснабжения. ТГК также могут впоследствии иметь в своем составе сбытовые подразделения, образуемые в порядке диверсификации бизнеса в целях финансового хеджирования при колебаниях цен на рынке электро- и теплоэнергии.