Файл: осударственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РФ
1.1. Государственное управление в РФ
1.2. Государственная служба в РФ и ее виды
1.3. Профессиональная этика на государственной службе РФ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РФ И МИРОВЫХ СТРАНАХ
2.1. Анализ структуры и состава государственной службы в РФ
2.2. Анализ нормативно-правового регулирования государственной службы в РФ
2.3. Анализ особенностей государственной службы в зарубежных странах
1.понятие государственной службы и государственного служащего;
2.должность;
3.должностные лица;
4.основные принципы государственной службы;
5.система управления государственной службой;
6.правовой статус государственных служащих;
7.прохождения государственной службы в государственных органах и их аппарате и его прекращения;
8. материальное и социально-бытовое обеспечение государственных служащих;
9.ответственность за нарушение законодательства о государственной службе
Деятельность государственных служащих субъектов административного права характеризуется применением не только регулятивных, но и диспозитивных методов, она также опосредуется материальными и процессуальными нормам.
2.3. Анализ особенностей государственной службы в зарубежных странах
В Германии сегодня нет понятия «государственная служба». После первой мировой войны появился термин «публичная служба», и это понятие прочно вошло в словарь немецких политологов. В функциональном плане «публичная служба» понимается как деятельность в целях выполнения общегосударственных задач управления.
Основным нормативным актом, регулирующим деятельность чиновников является Федеральный закон о чиновнике в редакции 1971 г. По этому закону чиновниками считаются следующие лица: чиновники государственного аппарата, судьи, преподаватели школ и высших учебных заведений, военнослужащие, работники почты, железнодорожной службы, государственных банков. [15]13
Особую группу составляют немецкие политические и почетные чиновники. Смысл института политических чиновников заключается в том, что вместе с правительством или отдельным министром приходят и уходят со своих постов наиболее близкие к его политической программе сотрудники администрации. Тем самым в случае смены кабинета и его политической платформы как бы обеспечивается реализация новых политических установок в деятельности администрации. Несколько иное значение в Германии имеет институт почетных чиновников. Это лица, имеющие гражданскую профессию, которых назначают на почетную должность без оплаты и права претендовать на особое социальное обеспечение. [16]14
В США действует 14 правительственных департаментов, в которых занято до 90% всех федеральных государственных служащих. Они имеют общую структуру, хотя могут различаться по размерам и по своим функциям. Каждый возглавляется секретарем, который назначается президентом с одобрения сената. Заместители секретарей и помощники секретарей получают также политическое назначение. Основной функцией правительственных департаментов является проведение законодательной и исполнительной политики. Правительственные департаменты подразделяются на бюро, которые возглавляются чаще профессиональным чиновником, чем назначенным лицом. Правительственные департаменты поддерживают местные учреждения в каждом штате, и единая административная политика превалирует на всех ведомственных уровнях.
Действующее сегодня во Франции законодательство о гражданской службе есть итог реформ, которые начались сразу же после освобождения страны после второй мировой войны. Хотя понятие «чиновник» употребляется сегодня для всех лиц, состоящих на службе в органах государственного управления, но в строго юридическом смысле оно значительно уже. По существу, оно относится только к служащим гражданской (публичной) службы. Понятие «чиновник» и «государственный служащий» не различаются. [17]15
Помимо этого существует понятие «класс чиновников». Всего классов четыре, в понижающемся иерархическом порядке они обозначены буквами А, B, C, D. На класс А возлагаются функции выработки управленческих решений и указаний. Класс В выполняет задачу реализации этих установок. Класс С занят специализированным исполнением. Класс D включает технических работников, которые являются простыми исполнителями.
Следует подчеркнуть, что в отличие от США и Германии, где господствует концепция специализации служащего в госаппарате, во Франции (и в Великобритании) превалируют положения о необходимости широкой подготовки для выполнения как административных, так и технических функций. Французская государственная служба стремится подбирать чиновников с достаточно высоким уровнем общей культуры, способных выполнять самые различные задачи.
Как и в других развитых странах, во Франции существует институт «политических» чиновников. Они пользуются всеми привилегиями чиновников, но не связаны с иерархической системой административно-государственного управления, поскольку с самого начала поставлены над ней.
Подведем итог по второй главе: в ней были рассмотрена структура и состав государственной службы в РФ, исследован вопрос нормативно-правового регулирования государственной службы в РФ, а также изучены особенности государственной службы в зарубежных странах.
3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РФ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
На сегодняшний день, в системе государственной службы РФ имеется ряд проблем.
Проблемы государственной службы РФ
Рис 3.1.Проблемы государственной службы в РФ
Как можно заметить из рисунка 3.1., все проблемы в системе государственной службы РФ условно делят на три группы:
1. Проблемы нереального планирования
2.Проблемы неэффективности управления
3. Проблемы неэкономичности управления
Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.
В первую группу проблем можно отнести:
1. Отсутствие механизмов согласования государственных планов друг с другом
2. Отсутствие научного обоснования принимаемых государственных решений.
3. Использование ненадежных методов исследования и управления в системе государственной службы в РФ.
Во вторую группу проблем можно отнести:
1. Безальтернативность принимаемых решений – когда не разрабатываются все возможные варианты решения проблем, среди которых могут оказаться более эффективные. Этому способствуют официальные нормы процессов принятия решений.
2. Недостаточное использование проектного управления
3. Недостаточное участие общества (бизнеса, науки и общественности) в выработке государством решений из области социально-экономического развития страны. [18]16
4. Планирование «сверху вниз», когда государственный служащий разрабатывает план функционирования управляемого объекта без участия субъектов управления его элементов, а планы функционирования элементов объекта выступают детализацией этого плана.
4.Отсутствие ответственности руководителей системы государственной службы в РФ за невыполнение планов социально-экономического развития.
5. «Ручное» управление. Оно состоит в том, что известные проблемы, которые могут быть решены на соответствующих уровнях управления, не решаются до вмешательства вышестоящего руководства. Данная норма относится к обычаям.
6. Коррупция в системе государственной службы в РФ, (включая воровство).
7. Бюрократизм. Бюрократизм приводит к неэффективности системы государственной службы в РФ в интересах аппарата управления. Его яркими проявлениями являются покрытие недостатков в работе «коллег» и принятие несбалансированных решений из области доходов чиновников
8. Некомпетентность и недостаток квалифицированных кадров и тд.
В последнюю большую группу проблем в системе государственной службы РФ относят:
1. Множественность (параллелизм) документов планирования.
2. Многоступенчатость движения информации между уровнями государственного управления.
3. Склонность к заседаниям. Речь идет о склонности руководителей всех уровней управления социально-экономическим развитием к такому методу управляющего и исследовательского воздействия, как «живое» заседание в расширенном составе, в частности выездное заседание. Одной из причин данной проблемы является бюрократизм.
4. Множественность контрольных органов, т.е. наличие контрольных органов с одинаковыми функциями.
5. Отсутствие единства методического обеспечения стратегического планирования. [19]17
Главными аспектами модернизации системы государственной службы в Российской Федерации на основе зарубежного опыта являются:
1.оптимизация структуры государственной службы РФ по функциям,
2.повышение качества подготовки и повышение квалификации кадров государственной службы в РФ,
3.повышение уровня организационной культуры государственного управления в Российской Федерации и реализация мер государственной антикоррупционной политики
Таким образом, подводя итог можно сказать о том, что в системе государственной службы в РФ имеются некоторые проблемы, для решения которых необходимо прилагать максимум усилий чтобы сделать деятельность государственного управления максимально эффективны
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении работы подведем итоги и сделаем выводы:
Государство представляет собой организацию публичной политической власти, которая выполняет определенные функции и задачи. Основными внутренними функциями государственного управления являются:
1.экономическая,
2.социальная,
3.развития культуры, науки и образования,
4.экологическая,
5.налогообложения, охраны прав и свободы граждан, правопорядка.
К внешним функциям можно отнести обеспечение мира и поддержки мирового порядка, сотрудничества и укрепление связей со странами и тд.
Ключевыми ветвями государственного управления в Российской Федерации, как и в большинстве стран мира, являются законодательная (представительная) власть, исполнительная и судебная власть.
Реализация всех целей и задач государства осуществляется через органы государственного управления посредством осуществления конкретных действий государственными служащими.
От основных направлений деятельности и профессионализма государственных служащих зависит эффективность государственного управления в целом. Основу государственной службы и ее правовой механизм основывается на Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
Институт государственной службы юридически исходным правовым актом в системе построения государственности использует Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 23.05.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», т.е. создает систему государственного аппарата, обеспечивая тем самым функционирование самого государства
В государственной службе РФ выделяют три основных вида:
1.гражданская,
2.правоохранительная
3.военная служба
На сегодняшний день, кадровый состав государственного управления в РФ представлен государственными и муниципальными служащими. За последние годы, численность государственных гражданских служащих в РФ существенно сократилась: если к началу 2005 года их численность равнялась почти 726 тыс. человек, то к концу 2016 года она составила менее 713 тыс. человек. Динамика численности муниципальных служащих с 355 тыс. человек в 2005 году сократилась до 323 тыс. человек к концу 2016 года.
Все виды государственной службы в РФ схожи по нормативной основе, так как все основываются на нормативных актах РФ, и схожи по способам замещения должностей за исключением военной службы в РФ, однако имеют существенные различия в системе чинов, поощрений и иных классификационных признаков.
Во многих мировых странах также существует система государственной службы. Следует подчеркнуть, что в отличие от США и Германии, где господствует концепция специализации служащего в госаппарате, во Франции (и в Великобритании) превалируют положения о необходимости широкой подготовки для выполнения как административных, так и технических функций. Французская государственная служба стремится подбирать чиновников с достаточно высоким уровнем общей культуры, способных выполнять самые различные задачи.