Файл: осударственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим последние классификационные признаки видов государственной службы в РФ – меры взыскания и основы прекращения.

Таблица 3. Сравнительная характеристика видов государственной службы в РФ по признакам меры взыскания и основы прекращения

Признак:

Гражданская служба

Правоохранительная служба

Военная служба

Меры взыскания

1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным в Федеральном законе.

За нарушение служебной дисциплины могут налагаться виды дисциплинарных взысканий: 1) замечание; 2)выговор; 3)строгий выговор и тд.

а) выговор; б) строгий выговор; в) лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег и тд.

Основы прекращения

Основанием прекращения деятельности могут являться: 1) истечение срока действия срочного служебного контракта; 2) расторжение служебного контракта и тд.

Увольнение со службы по инициативе сотрудника: 1) по собственному желанию; 2)в связи с изменением существенных условий службы и отказом сотрудника от ее продолжения; 3)в связи с выслугой срока службы, дающего право на пенсию и тд.

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта; в) по состоянию здоровья .

Таким образом, можно сказать о том, что в государственной службе РФ выделяют три основных вида: гражданская, правоохранительная и военная служба. Каждый из этих видов имеет свои особенности и характерные черты

1.3. Профессиональная этика на государственной службе РФ

Нормы профессиональной этики государственных гражданских служащих содержатся отчасти в Законе № 79-ФЗ (в частности, этому посвящена ст. 18, содержащая требования к служебному поведению государственных гражданских служащих) или в соответствующих законах субъектов РФ, отчасти в административных и должностных регламентах, отчасти в специальных кодексах профессиональной этики, утверждаемых представителем нанимателя в каждом государственной органе. [6]1


К работникам во всех сферах деятельности помимо профессиональной подготовки предъявляются требования к уровню этического поведения. Государственной службой является такой вид профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности, связанных с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения. Именно поэтому, работники данного сектора полностью осознают ответственность перед государством и законом.

Государственная служба предполагает наличие у каждого служащего того или иного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому включает в себя все основные элементы этики, а так же культуру управления. Профессиональная этика – это кодекс поведения, включающий компоненты, которые представляется наилучшим с точки зрения выполнения гражданским служащим своих служебных обязанностей и предписывает необходимый тон нравственных отношения.

На разных уровнях государственной службы объем властно – распорядительных полномочий различен, так обеспечивающие специалисты обладают минимальным объемом властно-распорядительных полномочий по причине строгой централизации государственной службы. При всем том, в независимости от должности служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Цель административной этики состоит в формировании у гражданских служащих понятия своего профессионального долга и чести, привить навыки культуры общения, так как они осуществляют общение со своими коллегами, руководителями, но и гражданами. [7]9

В своем поведении специалист должен воздержаться от любого вида высказываний и действий, носящих дискриминационный характер по признакам пола, возраста и расы, национальности, языка, гражданства, различного имущественного или социального поведения, религиозных или политических взглядов. При работе с населением, следует учитывать их возможную не компетенцию по вопросам, в которой гражданский служащий является экспертом. В данном случае основным аспектом профессиональной культуры будет являться проявление вежливости, невозможности проявления пренебрежительного тона, заносчивости и предвзятого отношения. Но, не смотря на то, что нормы профессиональной этики государственных служащих отличаются высоким количеством нормативной документации и законодательно закрепленного статуса существуют некоторые проблемы по реализации данных положений (Рисунок 1.3).


Рис 1.3. Основные проблемы реализации профессиональной этики государственными служащими

Основные проблемы реализации профессиональной этики государственными служащими Нарушение гражданским служащим норм профессиональной этики подлежит моральному осуждению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих, и урегулированию конфликта интересов, а в случаях предусмотренных федеральным законом влечет применение мер юридической ответственности.

Таким образом, можно смело сказать, что профессиональная этика на государственной службе берет за основу моральные обязательства служащих независимо от их должностей полномочий, ценностные ориентиры такие как справедливость, ответственность, соблюдение законности. Дополнительным стимулом к соблюдению этических норм является тот факт, что выдвижение на вышестоящие должности зависит не только от профессионализма, но и отсутствия дисциплинарных взысканий

Подведем итог по первой главе: в ней были рассмотрены теоретические вопросы, связанные с изучением государственного управления в РФ, исследована государственная служба в РФ и ее виды, а также рассмотрена профессиональная этика на государственной службе РФ.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РФ И МИРОВЫХ СТРАНАХ

2.1. Анализ структуры и состава государственной службы в РФ

Административная реформа, проходившая в РФ в конце XX века, имела несколько основных направлений, к которым можно отнести

1.Расширениен ормативных технологий

2.Разграничение функций по контролю и надзору

3.Устранение дублирования функций и полномочий в государственном управлении и тд.

Административная реформа в РФ, помимо основных направлений, имела основное целевое предназначение Основными целями административной реформы являлись:

1.Повышения качества доступности государственных услуг

2.Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти


3.Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства[8]10

Многие ученые, административную реформу, проходившую в РФ, условно подразделяют на несколько основных этапов:

Первый этап 2005 год можно охарактеризовать разработкой нормативно-правовых актов по вопросам совершенствования действующего законодательства, сокращению дублирующих функций и тд.

Второй этап проходил в 2006 году и его можно охарактеризовать завершением формирования нормативно-правовой базы по вопросам государственного управления и внедрение разработанных нововведений в деййствие.

Третий этап проходил в 2007 году и можно охарактеризовать его, как завершение ликвидации или приватизации избыточных государственных организаций, внедрение адмиистративных регламентов и тд

Последний этап проходил в 2008-2010 году и характеризовался активным внедрением нововведений и отслеживанием результатов.[9]11

Рассмотрим основные показатели кадрового состава государственного управления ы РФ. На сегодняшний день, кадровый состав государственного управления в РФ представлен государственными и муниципальными служащими. Схематично, динамика численности государственных служащих в РФ отображена на рисунке 2.1.

Рис 2.1.Динамика численности государственных служащих ( в тыс.чел)

Из данных рисунка 2.1 видно, что за последние годы, численность государственных гражданских служащих в РФ существенно сократилась: если к началу 2005 года их численность равнялась почти 726 тыс.человек, то к концу 2016 года она составила менее 713 тыс.человек Такая же ситуация наблюдается и с численным составом муниципальных служащих.

Рис 2.2.. Динамика численности муниципальных служащих ( тыс.чел)

Как можно заметить из данных рисунка 2.2., динамика численности муниципальных служащих с 355 тыс.человек в 2005 году сократилась до 323 тыс.человек к концу 2016 года.

Если обобщить данные рисунка 2.1 и 2.2., то можно заметить, что в структуре государственного управления, численность государственных гражданских служащих превышает аналогичный показатель муниципальных служащих. В процентном соотношении данное соотношение отобразим на рисунке 2.3.

Рис 2.3. Структура государственной гражданской службы

Важным количественным показателем кадрового состава является численная структура корпуса госслужащих по возрасту 


Рис 2.4. Структура госслужащих РФ по возрасту

Возрастная структура подтверждает высокий уровень молодежи в сфере государственной службы, однако следует отметить, что среди служащих категории «руководитель» молодежь до 30 лет составляет только 7,3% (практически в 4 раза меньше среднего значения). Основная масса руководителей (особенно высшей и главной группы должностей) относится к возрастной группе 50-59 лет, что говорит о невысоких возможностях быстрой карьеры в российской системе госслужбы[10]12

2.2. Анализ нормативно-правового регулирования государственной службы в РФ

В основе нормативно-правового регулирования государственной службы в РФ лежит Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 23.05.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», разобраться с понятием государственной гражданской службы, ее признаками и отличиями от иных видов государственной службы.[11]1

Становление и развитие института государственной службы в постсоветской России (в 1993-2003 гг.) шло в соответствии с законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119- ФЗ. [12]2

Институт государственной службы юридически исходным правовым актом в системе построения государственности использует Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 23.05.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», т.е. создает систему государственного аппарата, обеспечивая тем самым функционирование самого государства.[13]1

Особенностями государственной службы являются специфические средства и приемы решения: разрешения, запреты, обязательства, подчиненность, подотчетность и подконтрольность, правовое стимулирование и правовое ограничение, доверие государства.

Правовому институту соответствуют конкретные законодательные и нормативные акты, которые определяют все его основные элементы. Так, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 23.05.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фиксирует следующие основные пединституты: [14]1