Файл: осударственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РФ
1.1. Государственное управление в РФ
1.2. Государственная служба в РФ и ее виды
1.3. Профессиональная этика на государственной службе РФ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РФ И МИРОВЫХ СТРАНАХ
2.1. Анализ структуры и состава государственной службы в РФ
2.2. Анализ нормативно-правового регулирования государственной службы в РФ
2.3. Анализ особенностей государственной службы в зарубежных странах
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена тем, что вопросами изучения государственной службы занимается множество ученых на сегодняшний день. По проблемам государственной службы написано множество научно-практического материала и исследование данной тематики в нашей работе будет уместным и поможет ответить на многие спорные вопросы.
Государство, являясь особой организацией публичной политической власти, выполняет определенные функции и задачи. Они реализуются посредством осуществления конкретных действий государственными служащими, находящимися на государственной службе.
Сегодня систему государственного управления в РФ составляют органы государственного и местного управления. За счет коллективного взаимодействия между данными уровнями осуществляется эффективное государственное управление. Основу механизма государственного и местного управления составляют непосредственно государственные служащие, выступающие как ключевой элемент системы государственного управления.
Объектом исследования в работе выступает государственная служба. Предмет исследования – изучение государственной службы в системе государственного управления. Целью данной работы является исследование особенностей государственной службы в РФ
Задачами данной работы являются:
1.Изучить НПА о государственном управлении и государственной службе
2.Исследовать виды государственной службы в РФ
3.Рассмотреть особенности профессиональной этики на государственной службе РФ
4.Проанализировать структуры и состав государственной службы в РФ
5.Выяснить проблемы и направления повышения эффективности государственной службы в РФ на основе зарубежного опыта.
В работе были применены следующие методы исследования: методы сравнения и анализа.
Вопросами изучения государственного управления и гражданской службы занимались Гулидов П.В. Органы местного самоуправления, Земченков Н.Ф. Органы местного самоуправления, Капин К.А. Актуальные вопросы местного самоуправления, Коротких А.И. Проблемы разграничения предметов ведения между государственными и местными органами власти, Миронов С.М. Органы государственной власти и органы местного самоуправления и другие.
Научную основу работы составили периодические издания и литература, а также труды и работы отечественных и зарубежных авторов.
Работа состоит из введения, в котором отражается актуальность работы, предмет, объект, цели и задачи работы, трех глав, раскрывающих сущность работы, а также заключения, приложений и списка использованной литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РФ
1.1. Государственное управление в РФ
Проблема создания эффективной организационно-функциональной структуры государственного управления приобретает сегодня важное значение. Системе государственного управления в развитых странах, обеспечивающей законность политических решений, целостность государства как института, качественный уровень реализации конституционных гарантий граждан путем стабильного и непрерывного предоставления им публичных услуг, принадлежит особая роль в построении современного правового государства. [1]4
Представление об организации и функционировании системы государственного управления прошло определенный путь своего развития. В реформах нового государственного менеджмента доминируют две тенденции: экономическая — маркетизация и организационная — дебюрократизация. Эффективность деятельности государственного аппарата зависит, наряду с другими факторами (стратегическое планирование, научная организация труда, техническая оснащенность рабочего места и т. д.), от результатов деятельности каждого государственного служащего.
Сущность организационно-кадрового обеспечения государственного управления заключается в том, что органы государственной власти имеют собственную внутреннюю организационную структуру и штат служащих, то есть кадры, которые призваны выполнять функции государственного управления. Действенность государственной власти напрямую зависит от высокого уровня квалификационной подготовки и опытности ее кадров. Государственный строй в развитых странах определен Конституцией, которая гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в в развитых странах является ее народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
К основным функциям современного государства относят внутренние и внешние (рис 1.1)
Социальная
Экономическая
Функции государственного управления
Налогообложения
Рис 1.1. Функции государственного управления
Из рисунка 1.1 видно, что основными внутренними функциями государственного управления являются:
1.экономическая,
2.социальная,
3.развития культуры, науки и образования,
4.экологическая, [2]5
5.налогообложения, охраны прав и свободы граждан, правопорядка.
К внешним функциям можно отнести обеспечение мира и поддержки мирового порядка, сотрудничества и укрепление связей со странами и тд.
Ключевыми ветвями государственного управления в Российской Федерации, как и в большинстве стран мира, являются законодательная (представительная) власть, исполнительная и судебная власть.
Федеративное устройство России было установлено еще в январе 1918, вскоре после введения республиканской формы правления. Оно заменило унитарное государственное устройство Российской империи. Российская Федерация в соответствии со ст. 5 Конституции 1993 г. состоит из равноправных субъектов федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Данные о динамике численности работников государственных органов и органов местного самоуправления Российской Федерации
1.2. Государственная служба в РФ и ее виды
Основу трудового и кадрового состава государственного аппарата управления составляют государственные и муниципальные служащие, которые наделены правами и обязанностями. [3]6
Государственный служащий – гражданин, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими правами и обязанностями, осуществляющий функции государственного органа на возмездных началах.
Рис 1.2. Структура государственной службы
На сегодняшний день, в системе государственного управления выделяют несколько видов государственной службы, которые схематично можно отобразить на рисунке 1.3.
Рис 1.3. Виды государственной службы
Как можно заметить из рисунка 1.3., принято выделять два основных вида государственной службы:
1.Государственная гражданская служба
2.Федеральная государственная служба
Рассмотрим подробнее каждый из этих видов службы и выясним характерные черты. [4]7
Федеральная государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ (ст. 4 Закона). Она подразделяется:
1.на федеральную государственную гражданскую службу — профессиональную служебную деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (п. 2 ст. 5) и
2.государственную гражданскую службу субъекта РФ — профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ (п. 3 ст. 5).
Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.[5]8
Рассмотренные ранее виды государственной службы в РФ сравнивают по различным признакам и критериям. Начнем сравнение видов государственной службы в РФ по признакам нормативной основы и способу замещения должностей. Отобразим данные характеристики видов государственной службы по данному признаку в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительная характеристика видов государственной службы в РФ по признаку нормативной основы и способу замещения должности
Признак: |
Гражданская служба |
Правоохранительная служба |
Военная служба |
Нормативная основа |
Регулирование отношений на гос.службе осуществляется: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации"; 3) иными нормативными актами |
Правовую основу составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы и тд. |
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации. |
Способы замещения должностей |
Поступление на службу осуществляется по результатам конкурса. Для проведения конкурса образуется специальная комиссия. Претенденту могут отказать в занимаемой должности в случае нарушения установленных конкурсным отбором правил |
Поступление на службу осуществляется на конкурсной основе с соблюдением всех правил и регламентов. Конкурсант должен соответствовать всем критериям: образование и тд. |
Поступление осуществляется либо по призыву либо по контракту |
Как можно заметить из данных таблицы, все виды государственной службы в РФ – гражданской, правоохранительной и военной службы - схожи по нормативной основе, так как все основываются на нормативных актах РФ, и схожи по способам замещения должностей за исключением военной службы в РФ.
Далее проведем сравнительную характеристику видов государственной службы в РФ по признакам виды чинов и знаний, организаций, в которых проходит служба и меры поощрения государственных служащих.
Таблица 2. Сравнительная характеристика видов государственной службы в РФ по признакам виды чинов и знаний, организаций, в которых проходит служба и меры поощрения государственных служащих.
Признак: |
Гражданская служба |
Правоохранительная служба |
Военная служба |
Виды чинов и званий |
Руководители Помощники Специалисты и тд |
Рядовой состав Младший начальствующий состав Средний начальствующий состав и тд |
Войсковые чины Корабельные чины и тд. |
Организации, в которых проходит служба |
Деятельность в Администрации Президента России, Правительстве России, федеральных органах исполнительной власти (министерства, службы, агентства, включая их территориальные органы в регионах) и тд. |
Министерство внутренних дел Российской Федерации(МВД России); Федеральная миграционная служба (ФМС России); Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России) и тд. |
Министерство обороны Российской Федерации; Федеральная служба специального строительства; Федеральная служба безопасности и тд. |
Меры поощрения служащих |
1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; 2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; 3) иные виды поощрения и награждения государственного органа |
1) награждение именным оружием; 2)награждение Почетной грамотой; 3) награждение ведомственными знаками отличия (медалями и нагрудными знаками) и тд. |
а) снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания; б) объявление благодарности; в) сообщение на родину и тд. |
Как можно заметить из данных таблицы 2, в отличие от раннее рассмотренных признаков, в которых наблюдались хоть какие либо сходства, в рассмотренных признаках – виды чинов и званий, меры поощрения служащих- наблюдаются существенные различия.