Файл: Анализ коммерческой деятельности спортивной организации на примере ДЮСШ №12 Республики Бурятии г. Улан-Удэ.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации коммерческой деятельности
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности
1.2 Виды коммерческой деятельности
1.3 Управление коммерческой деятельностью в организации
Глава 2. Организация работы отдела продаж в ДЮСШ
2.1. Общая характеристика спортивной организации
Введение
Приоритетной задачей Российского государства признана всемерная поддержка
физической культуры и массового спорта, которые являются наиболее экономически рентабельным средством спортивно-оздоровительного воздействия на население всех возрастов.
Государственная политика Российского государства в области физической
культуры и спорта предусматривает в первую очередь развитие массовой физической культуры, как важной основы оздоровления нации. С этой целью в стране создана широкая сеть спортивных учреждений дополнительного образования.
Насыщенность и сложность школьной программы, технический прогресс,
неблагоприятная экология способствуют развитию хронического дефицита двигательной активности школьников. Эта реальная угроза их здоровью и физическому здоровью.
Одним из основных направлений деятельности Детско-юношеской спортивной
школы является организация учебно-тренировочного и воспитательного процесса, направленного на осуществление разносторонней физической подготовки, укрепления здоровья и личностное развитие учащихся, воспитание у них трудовых и нравственных качеств. В 2016 году деятельность организаций
дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
области (далее ОДОФСН) была направлена на реализацию государственной программы Республики Бурятии «Развитие образования» на 2015–2020 годы,
государственной программы Республики Бурятии «Развитие физической
культуры, спорта и туризма на 2013 –2020 годы», Концепции развития системы
дополнительного образования детей в Республике Бурятии на 2015-2020 годы
Решались следующие задачи:
1. Привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, направленных на развитие их личности.
2. Применение образовательных программ нового поколения, направленных
на развитие инновационной деятельности и информационных технологий для
совершенствования профессионального мастерства тренеров-преподавателей, а также повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
3. Повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта.
4. Оказание практической и методической помощи образовательным организациям в организации физкультурной и спортивной работы с учащимися.
5. Оказание методической помощи другим образовательным организациям в
области спортивной направленности, организации и проведении мероприятий в целях подготовки и повышения квалификации работников учреждений, спортивных клубов и т.д..
6. Организация и проведение различных региональных, Всероссийских спортивно-массовых мероприятий с учетом возрастных особенностей детей и подростков.
Задачи осуществлялись через:
формирование разветвленной сети учреждений ОДОФСН для детей с детско-юношескими объединениями физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных учреждениях;
проведение профессиональных конкурсов для учителей физической культуры и тренеров-преподавателей;
обеспечение интеграции деятельности организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности с общеобразовательными учреждениями через расширение сети выездных классов, создание спортивных ассоциаций, увеличение количества спортивных клубов; создание электронного банка образовательных программ физкультурно-спортивной направленности для учителей физической культуры и тренеров преподавателей; проведение физкультурно-спортивных мероприятий на межведомственной основе.
Глава 1. Теоретические основы организации коммерческой деятельности
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности
Понятие «коммерческая деятельность» получило широкое распространение в России в связи с переходом от централизованного управления экономикой на рыночные принципы. Коммерция (от латинского commercium - торговля) - вид торгового предпринимательства или бизнеса, того бизнеса, который является основой любой цивилизованной рыночной экономики.
Термин «торговля» имеет двоякое значение: в одном случае он означает отрасль народного хозяйства (торговлю), а в другом - торговые процессы, направленные на осуществление актов купли продажи товаров. В свою очередь коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли - торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли.
Коммерция или коммерческая деятельность осуществляется на определѐнных фазах движения продукта (товара) от производства до потребления. Содержанием этих фаз является процесс обмена или торговли. В общем виде это движение можно изобразить следующей схемой:
(Д – Т)… Производство … (Т ´– Д´)
В скобках отмечены фазы обращения, т.е. купли-продажи товара. В первом случае это закупка сырья и рабочей силы, а во втором – продажа готового к потреблению товара. В принципе процесс движения товара можно представить как процесс обращения, который на некоторое время прерывается процессом производства. Весь этот процесс организуется исключительно для получения прибыли и получил название предпринимательской деятельности или предпринимательства. Предпринимательство – это целесообразная деятельность с целью излечения дохода (прибыли). Содержанием предпринимательства является организация предприятия по производству и поставке товаров на рынок, организация торгового предприятия, организация финансового учреждения, фондовой биржи и т.д. с целью получения прибыли.
Роль коммерции в движении товара невозможно переоценить, т.к. реальная прибыль (в виде денежных единиц или полезного эффекта) появляется только в фазе обмена, по завершении процесса купли-продажи товара, т.е. в результате коммерческой деятельности.
Элементы коммерческой деятельности могут осуществляться во всех видах предпринимательства, на всех этапах предпринимательской деятельности в виде купли-продажи товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов и т.п. Однако эти элементы не являются определяющими для предпринимательства. Они являются лишь составной его частью наряду с производственными (технологическими) процессами. Так любой предприниматель, производящий хлеб, меховые изделия, железобетонные конструкции и т.д. в определѐнные моменты становится коммерсантом – когда ему необходимо купить сырьѐ и когда ему нужно продать готовые изделия. Исходя из этого, коммерческая деятельность является неотъемлемой составной частью предпринимательства.
Основной целью коммерции, как и предпринимательства, является извлечение прибыли, только уже не посредством производства товаров или услуг, а посредством обмена (купли-продажи) товаров, услуг и т.д., поскольку коммерция имеет место не только в сфере товарного обращения. В условиях рыночных отношений кроме товаров и услуг продаются и деньги, и новые технологии, и продукты интеллектуального труда, и другие продукты, имеющие реальную стоимость.
Весь рынок, в зависимости от объектов купли-продажи, делится на следующие виды, такие как:
– рынок рабочей силы;
– финансовый рынок:
а) рынок ценных бумаг;
б) рынок ссудных капиталов;
в) рынок валюты;
г) рынок денежных средств;
рынок факторов производства:
а) рынок земельных ресурсов;
б) рынок природных ресурсов;
в) рынок капиталов или рынок средств производства;
потребительский рынок;
рынок технологий;
рынок услуг:
а) торговые услуги;
б) услуги здравоохранения и рекреационные;
в) образовательные услуги;
г) коммунальные услуги;
д) транспортные услуги и др. (туристические, управленческие, риэлтерские...).
Каждый вид рынка образует свой вид коммерческой деятельности
(КД), со своими специфическими особенностями.
Так, например, КД в сфере образования отличается от КД на рынке технологий и рынке природных ресурсов. Более того, приѐмы и способы, применяемые в КД в пределах одного рынка в корне отличаются друг от друга. Понятно, что продавать образовательные услуги необходимо другими способами, нежели услуги коммунальные. При этом цель КД и принципы остаются идентичными.
Исходя из того, что сущность объекта или явления определяется его главной целевой функцией, то сущность коммерческой деятельности состоит в получении прибыли путѐм купли-продажи товаров, услуг, продуктов интеллектуального труда и т.д.
Для того чтобы обмен совершился, необходимо провести определенные взаимосвязанные действия:
• исследовать и проанализировать рынок товаров или услуг;
• найти продавца или покупателя товаров или услуг;
• провести с ним переговоры по предстоящей сделке;
• заключить с ним сделку-договор в котором, оговорить все условия: товар (услуга), его количество, качество, цену, срок поставки и др.;
• исполнить договор: подготовить товар к поставке, доставить его покупателю, произвести расчеты за поставленный товар.
Такие действия имеют коммерческий характер, а операции обмена становятся коммерческими операциями.
Эти операции составляют содержание коммерческой деятельности. Таким образом, содержанием коммерческой деятельности является совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли – продажи товаров, услуг, денег, новых технологий, продуктов интеллектуального труда и т.д. с целью получения прибыли.
Некоторые экономисты относят эти процессы и операции к сущности коммерческой деятельности (Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. – 596 с., с. 25), а содержанием еѐ считают «операции, связанные с осуществлением коммерческой деятельности,...операции, выполняемые на соответствующем этапе коммерческой деятельности» (Там же, с. 28), (6. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 1997 – 324 с., с. 28-30). Здесь, на наш взгляд, имеет место подмена сущности коммерческой деятельности содержанием, а содержания – технологическими процессами в торговле, которые являются объектом изучения дисциплины «Организация и техника торговли».
Основными принципами коммерческой деятельности являются:
• доходность, прибыльность;
• соблюдение действующего законодательства.
Отнесение к основным принципам коммерческой деятельности таких принципов как «высокая культура обслуживания покупателей, оптимальность коммерческих решений» (Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., указ. соч., с.26), «умение предвидеть коммерческие риски, выделение приоритетов, проявление личной инициативы и т.д.» (Осипова Л.В., Синяева И.М., указ. соч., с. 26–27), является, по нашему мнению, ничем иным, как смешением принципов и задач коммерческой деятельности.
1.2 Виды коммерческой деятельности
Традиционно выделяют три основных вида предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая и финансовая. Каждый из них подразделяется на некоторые подвиды, исходя из их функционального назначения деловой направленности - производство товаров, предоставление услуг.
Производственное предпринимательство. Здесь осуществляется производство конкретной продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные интеллектуальные ценности. В зависимости от отрасли хозяйственной деятельности в сфере материального производства различают предпринимательство промышленное, строительное, сельскохозяйственное (фермерство).
Этот вид предпринимательской деятельности считается наиболее сложным и затратным, поскольку для его осуществления необходимы основные и оборотные средства, наемные работники. Могут понадобиться работы или услуги сторонних организаций. Напомним, что основные производственные фонды (средства производства) включая здания, сооружения, машины и оборудование, станки, передаточные устройства, транспортные средства, измерительные приспособления, измерительные и регулирующие приборы и устройства, производственный инвентарь, лабораторное оборудование, вычислительную технику и т. д. Важнейший элемент - рабочие машины и оборудование. К ним относится все технологическое оборудование, машины и оборудование вспомогательных цехов.
Эта часть основных фондов условно называется активной частью, так как именно на станках, машинах и оборудовании непосредственно изготовляется продукция. Инструмент и приспособления относят к основным фондам по двум признакам: по стоимости и по сроку службы. Поэтому любой предприниматель, начиная дело, должен приобрести или арендовать необходимые средства производства.
Оборотные производственные фонды (предметы труда) составляют сырье, основные и вспомогательные материалы, топливные и энергетические ресурсы, тара и тарные материалы, запасные части для ремонта, малоценный и быстроизнашивающийся инструмент. Сюда же относят покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущего периода. Сырье включает предметы, полученные в добывающих отраслях промышленности, (руда, нефть, уголь и т. п.) или в аграрном секторе (хлопок, шерсть, кожа и т. п.), не прошедшие промышленной переработки.
Материалы - это предметы труда, прошедшие определенные этапы переработки и поступающие для изготовления готовой конечной продукции. При этом часть материалов (основные) составляет основу будущего готового продукта (металл, дерево, ткань и пр.), а вспомогательные материалы дополняют основные (красители, фурнитура и пр.), а вспомогательные материалы дополняют основные (красители, фурнитура и пр., или способствуют технологии процесса производства (смазочные масла, обтирочные материалы и т. п.). Инструменты и инвентарь относятся к оборотным фондам также по двум признакам: по стоимости и сроку службы. Предметом особого внимания предпринимателя должны быть расходы будущего периода, т. е. повышенные расходы при освоении новой продукции, а также расходы, связанные с удорожанием исходных материалов, инфляционных ожиданий, динамикой рыночной конъюнктуры. К затратам оборотного капитала также относятся расходы, связанные с работниками (рабочей силой: наем, оплата труда и пр. Поэтому важен при подборе персонала уровень профессиональной подготовки, опыт работы, умение работать в слаженной команде, коллективе единомышленников.
Наиболее полное представление об эффективности конкретного производственного предпринимательского проекта дает бизнес-план. При его разработке у начинающего предпринимателя есть возможность определить направления деятельности своего предприятия в коротком и длительном периодах, производственные возможности, материальное и финансовое обеспечение, оценить кадровый состав.
Инновационное предпринимательство - это особый новаторский процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Это рисковое (венчурное) предпринимательство, связанное с затратами на научные исследования, конструкторские работы, опытное производство. Иначе подобные затраты называются инновациями.
В экономической литературе обычно выделяют три основных вида инновационного предпринимательства:
- инновация продукции, т. е. процесс обновления потенциала фирмы, увеличение получаемой прибыли, укрепление позиций на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимости и т. д.;
- инновация технологии. Она связана с обновлением производственного потенциала - ростом производительности труда, экономии сырья, ресурсов;
- социальные инновации, применение которых расширяет возможности поведение на рынке труда рабочей силы, мобилизует персонал на достижение поставленных целей.
Процесс инновационного предпринимательства включает четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Считается, что наиболее приемлема форма малого предприятия (высокая гибкость, динамизм и пр.).
Фермерство. Согласно Федеральному закону «О фермерском (крестьянском) хозяйстве» в основу фермерского хозяйства положен принцип родства или свойства. Закон требует, чтобы членами хозяйства были только супруги, их родители, дети, братья и сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов. При необходимости разрешено принимать в хозяйство граждан, не состоящих в родстве с главой фермерского хозяйства, но таких работников не может быть больше пяти. Фермерское хозяйство - форма индивидуального предпринимательства. Деятельность фермера осуществляется без образования юридического лица.
Предпринимателем признается с момента государственной регистрации. Имущество хозяйства принадлежит всем его членам на правах совместной собственности, если договором не установлен иной порядок. При долевой собственности на имущество доли членов хозяйства устанавливаются соглашением между ними. Владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, а также доходами, в порядке, достигнутом соглашением между членами хозяйства.