Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (правовые доктрины и нормы регулирующие предпринимательскую деятельность в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимость государственного вмешательства в деятельность мало­го бизнеса имеет разное объяснение в экономической и юридической литера­туре. Важно обратить внимание на необходимость охраны частных и пуб­личных интересов. Именно совмещение частных и публичных интересов для реализации задач государственного регулирования - одна из важнейших це­лей такого регулирования.

Чаще всего государственное регулирования раскрывается через катего­рию «деятельность». Значит, государственное регулирование малого бизнеса можно охарактеризовать как управленческую деятельность государства, ко­торую реализуют уполномоченные органы, и которая направлена на урегу­лирование экономических взаимоотношений в предпринимательской сфере для охраны частных и публичных интересов участников этих отношений.

При рассмотрении таких понятий как «государственное регулирова­ние», «государственное управление» и «государственное воздействие», сле­дует подчеркнуть, что первый термин более узкий, чем два последующих.

Государственное регулирование малого бизнеса подразделятся на два вида: прямой и косвенный[4].

Под прямым контролем подразумевается финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль над качеством и серти­фикацией продукции.

Косвенный контроль состоит из системы льгот и налогов, особой цено­вой политики, регулирования занятости населения, профессиональной подго­товки и переподготовки, информационного обеспечения и создания развитой инфраструктуры.

Вмешательство государства в малый бизнес, прежде всего, обусловлено:

  • Предотвращением экологических катастроф и решением экологиче­ских проблем;
  • Защитой малого бизнеса от криминализации;
  • Предупреждением экономических кризисов;
  • Контролем за расходованием национальных ресурсов;
  • Социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

Такие эксперты, как И.М. Бортник, О.Г. Ломакина, В.Л. Корочкин счи­тают, что отношения между государством и участниками малого бизнеса но­сят партнерский характер. Но это верно только отчасти, так как государство - это властная структура, поэтому все субъекты предпринимательской дея­тельности вынуждены подчиняться воле государства, которое, в свою оче­редь, тоже является субъектом предпринимательства, следовательно, возни­кает конкурентная борьба. Но при этом государство и участник малого биз­неса взаимозависимо друг от друга и как бы дополняют друг друга в решении общих задач.


Можно выделить следующие задачи государственного регулирования предпринимательства:

  • защита окружающей среды;
  • сглаживание экономического цикла;
  • поддержание нормального уровня занятости населения;
  • охрана жизни и здоровья граждан;
  • обеспечение конкуренции на рынке;
  • содействие и развитие малого бизнеса;
  • меры по защите прав предпринимателей[5].

При анализе задач государственного регулирования малого бизнеса видно, что государственное регулирование необходимо всем участникам предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование малого бизнеса не только обеспечива­ет охрану публичных и частных интересов, но и создает хорошие условия для развития предпринимательства.

Изучив подробнее сущность государственного регулирования, можно сделать вывод, что государственное регулирование - это комплекс мер зако­нодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативно-правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

В Российской Федерации процесс экономической трансформации длится уже четверть века, однако, малый и средний бизнес находятся на ран­нем этапе развития. Несмотря на то, что в нашей стране насчитывается около шести миллионов малых и средних предприятий, и теоретически ситуация выглядит динамичной по сравнению с серединой 90-х годов прошлого столе­тия, такого рода бизнес обеспечивает работой лишь 25 % населения, а, де­факто, более 4 миллионов фирм состоят лишь из одного сотрудника - самого владельца.

Процент от малого бизнеса в России недостаточен для успешного функционирования экономической деятельности. Так, например, на тысячу россиян приходится шесть малых предпринимателей, тогда как в Европей­ском Союзе этот показатель в пять раз выше. Вклад малого и среднего бизне­са в российский ВВП невелик и составляет 23,6 % (такие данные были полу­чены в ходе исследования, проведенного компанией Aori и общественной ор­ганизацией «Опора России»), в то время как нормальной принято считать экономику, в которой эта цифра превышает 60 %.

В России фактически отсутствует поддержка со стороны государства для предпринимателей в сфере малого бизнеса, хотя власти следовало бы уделить данному вопросу больше внимания: это самый активный и предприимчивый слой населения - они не ждут социальной помощи от государства и, к тому же, обеспечивают рабочими местами трудоспособный слой населения.


Важной проблемой развития малых предприятий является недостатков финансовых ресурсов. Решением этого вопроса могла бы стать программа поддержки малого бизнеса, но банки не спешат давать займы предприятиям в малой сфере и запускать программы льготного кредитования. В первую оче­редь это обусловлено проблемой отсутствия значимой собственности. Боль­шая часть компаний в сфере малого бизнеса прекращают свою деятельность уже в первый год после появления на рынке, вследствие чего возникает про­блема неплатежеспособности предприятия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, к сожалению, на дан­ном этапе государственное регулирование предпринимательской деятельно­сти в нашей стране не развито на должном уровне, и для успешного функци­онирования экономических процессов необходимо программы государствен­ного контроля и поддержки малого бизнеса.

1.3 Формы и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности

В целях создания нормальных условий для предпринимательской деятельности госу­дарство должно проводить соответствующую политику, опирающуюся главным образом на экономические косвенные методы, и только в отдельных случаях применять прямые (административные) рычаги. При этом могут быть использованы следующие формы и средства государственного регулирования:

Фискальная политика. В данном случае механизм воздействия государства на пред­принимательскую деятельность в общем плане заключается в следующем. При спаде про­изводства для увеличения совокупного спроса государство увеличивает свои расходы на так называемые общественные расходы и реализацию различных государственных про­грамм, направленных на оживление производственного предпринимательства.

Кредитно-денежная политика. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентную ставку, а они в свою очередь - на потре­бительский и инвестиционный спрос.

Главный исполнитель такой политики - Центральный Банк. Основной механизм его воздействия - регулирование процентной ставки. Это дает возможность либо расширить, либо сузить возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.

Инвестиционная политика. Инвестиционная политика является важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность. С ее помощью государство может воздействовать на темпы роста производства, изменение структуры производства, ускоре­ние научно-технического прогресса и решение различных социальных проблем. Г осудар- ство должно быть заинтересовано в освобождении от функций инвестора, должно созда­вать условия, понуждающие предпринимателей к инвестиционной деятельности.


Создание свободных экономических зон. Свободная экономическая зона представля­ет собой ограниченный район, часть территории страны, где действует льготный режим хозяйствования и внешнеэкономической деятельности, где предприятиям и предприни­мателям предоставлена более широкая свобода экономической деятельности. Создание таких зон призвано стимулировать предпринимательскую деятельность в пределах их территорий, способствовать развитию внешнеэкономических связей, расширению экспор­та и импорта. В свободных экономических зонах устанавливаются специальные таможен­ные, торговые режимы, предоставляется широкая свобода перемещений капитала, това­ров, специалистов и льготный режим налогообложения.

Прогнозирование, индикативное планирование. Прогнозирование является важней­шим рычагом государства в управлении развитием предпринимательской деятельности, и его роль при переходе страны к рыночным отношениям не снижается. На смену дирек­тивному планированию приходит индикативное планирование. Суть его в том, что на ос­нове детального анализа функционирования экономики за предшествующий период и ис­ходя из имеющихся ресурсов устанавливаются на планируемый период основные макро­экономические показатели: темпы роста ВНП и национального дохода, дефицит бюджета, уровень инфляции и безработицы, минимальный размер заработной платы и др. Все эти показатели и будут характеризовать состояние экономики на планируемый период.

Научно-техническая политика. Под научно-технической политикой государства по­нимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство.

Амортизационная политика. Устанавливая оптимальные нормы амортизации, поря­док ее начисления и использования, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства, в том числе скорость обновления основных фондов предприятий[6].

Проведение государством правильной амортизационной политики позволяет предпри­нимателям иметь достаточные средства на простое и расширенное воспроизводство своих основных фондов.

Государственное предпринимательство. Это особый вид предпринимательской дея­тельности, который осуществляется в рамках государственного сектора и связан с участи­ем государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг.

Государственное предпринимательство является прямым вмешательством в воспроиз­водственный процесс, и оно применимо в малорентабельных отраслях, которые не пред­ставляют интереса для частного предпринимательства (транспорт, энергетика и др.).


Создание системы государственных заказов и закупок. Рассмотренные формы госу­дарственного регулирования используются, как правило, в различных сочетаниях. Их единство проявляется особенно отчетливо в государственной контрактной системе - сис­теме государственных заказов и закупок, составляющей ныне ядро механизма государст­венного хозяйствования в развитых странах.

Лицензирование. Одним из наиболее важных прямых экономических методов регу­лирования деятельности предпринимательских структур становится лицензирование. Ли­цензия - официальный документ, который разрешает предпринимательской структуре вести указанный в нем вид деятельности в течение установленного срока, а также опреде­ляет условия осуществления этого вида деятельности.

Ценообразование. Один из эффективных прямых административных методов воз­действия государства на предпринимательскую деятельность. С помощью ценовой поли­тики государство воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ре­сурсов, обеспечивает минимальный прожиточный минимум, направляет антиинфляцион­ные и антимонопольные процессы в желательное для него русло.

Регулирование внешнеэкономической деятельности. Основной целью вмешательст­ва государства во внешнеэкономическую деятельность предприятий и предпринимателей является обеспечение экономических и политических интересов страны. Регулирование этой деятельности производится такими конкретными инструментами и способами воз­действия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, а также мероприя­тия по стимулированию экспорта и импорта. Регулирующее воздействие осуществляется посредством установления таможенных тарифов, таможенных пошлин, нетарифных огра­ничений (контингентирование, квотирование, лицензирование).

Последовательная и незамедлительная реализация предложенных форм и средств госу­дарственного регулирования создаст реальные условия для дальнейшего становления предпринимательства, решит многие экономические проблемы, а также значительно по­полнит доходы региональных бюджетов.

Глава 2 Практические аспекты государственного регулирования предпринимательства