Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
Анализ ч. 1 ст. 1145 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что основным основанием распределения родственников наследодателя, относящихся к третьей, четвертой и пятой степени родства, является их «не относимость» к наследникам предшествующих очередей.
В соответствии с мнением Победоносцева К.П. «между двумя лицами, из коих одно произошло, родилось от другого, есть одно только рождение. Кроме того, между двумя лицами того же рода всегда можно насчитать несколько рождений. Чем менее насчитывается рождений между двумя лицами, тем ближе их родство, и наоборот - чем более рождений, тем родство отдаленнее. Эти рождения называются степенями»[26].
«Не относимость» как основание не создает сложностей в понимании. Её наличие отнимает у родственников наследодателя третьей, четвертой и пятой степени родства возможность наследования в кругу наследников последующих очередей, так как они не наследуют в предшествующих очередях.
Так, в первую очередь по праву представления наследуют внуки и внучки, а также их потомки (т.е. правнуки и правнучки наследодателя и т.д., не смотря на их степень родства); во вторую очередь - дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя), в третью - двоюродные братья и сестры наследодателя. Таким образом, ко второй степени родства можно отнести внуков, к третьей - правнуков, племянников и племянниц; к четвертой - праправнуков, двоюродных братьев и сестер.
Таким образом, родственники первой-третьей очередей могут наследовать первоочередно вне зависимости от степени их родства с наследодателем, в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, можно выделить такое основание распределения родственников наследодателя как наделение родственников третьей-пятой степени родства качеством наследника исключительно в силу закона. Исходя из этого основания, закон наделяет определенных родственников наследодателя правом наследовать в строгом соответствии с советующей очередностью (степенью родства). Таким образом, даже если родственник наследодателя входит в одну из перечисленных степень родства, но на законодательном уровне он не включен в круг наследников по закону соответствующей очереди, то он не будет иметь права наследования по закону.
Гражданский кодекс РФ в п. 2 ст. 1145 устанавливает круг лиц, призываемых к наследованию в соответствии со степенью родства:
- наследниками четвертой очереди родственники третьей степени родства признаются прадедушки и прабабушки наследодателя;
- наследниками пятой очереди родственники четвертой степени родства признаются дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки);
- наследниками шестой очереди родственники пятой степени родства признаются дети двоюродных внуков и внучек наследодателя (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети)[27].
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что законодатель огранивает наследников строго поочередности, вне зависимости от степени их родства с наследодателем.
Такое разграничение между наследниками, а также лишение права наследования некоторых родственников вполне понятно, ведь возможность того, что у наследодателя остаются в живых, например, такие родственники четвертой степени родства как прапрабабушка или прапрадедушка, весьма мала, но все же такая вероятность существует, и устранять ее по отношению к таким родственникам несправедливо. Кроме того, не понятно, почему законодатель решил разделить родственников, находящихся в одинаковой степени родства в разные очереди. Так, например, третья степень родства включает таких родственников наследодателя как дяди и тети, двоюродные братья и сестры, которые могут наследовать по праву представления, а также прабабушки и прадедушки, однако первые наследуют в порядке третьей очереди, а прадедушки и прабабушки в порядке четвертой. Законодатель не объясняет такой подход к разделению родственников, что зачастую вызывает разногласия и критику по раскрытию данных причин у теоретиков и практиков, утверждающих, что родственники одной степени родства должны быть отнесены к одной и той же очереди возможных наследников по закону, но, представляется, пределы при этом все равно должны быть.
Отнесение прабабушек и прадедушек к наследникам третьей очереди заслуживает внимания[28]. Если сравнивать эти две категории родственников, то к наследникам третьей очереди следует отнести прадедушек и прабабушек. Они в отличие от полнородных и неполнородных братьев и сестер родителей наследодателя знают своих правнуков, растят их, воспитают, у них всегда есть время для общения с ними. Правнуки и правнучки их любят, общаются с ними. Поэтому данных родственников третьей степени родства следует отнести к третьей очереди.
Кроме того, следует упомянуть и о седьмой очереди по закону. К седьмой очереди законодатель впервые в истории отечественного наследственного права относит таких субъектов, как пасынки, падчерицы, мачеха и отчим[29]. Отчимы и мачехи зачастую заменяют ребенку, как правило, одного из родителей, осуществляя возложенные семейным законодательством обязанности по воспитанию и содержанию ребенка. Также Семейным кодексом РФ на пасынков и падчериц возлагается обязанность, при принятии такого решения судом, по предоставлению содержания нетрудоспособным нуждающимся в помощи отчимам и мачехам[30]. Следует отметить, такие категории родственников живут вместе и довольно часто у них складываются хорошие отношение, учитывая, что повторных браков становится все больше, а стереотип злобных мачехи и отчима постепенно разрушается. Отнесение указанных лиц к седьмой очереди считаем также несправедливой и безосновательно, поскольку закон отдает предпочтение наследовать тем родственникам, которые зачастую не только не видели, но даже и не знали о существовании друг друга. Таким образом, многие научные деятели считают справедливым отнесение такой категории родственников к третьей, максимум четвертной очереди[31]. Однако с такой позицией также можно не согласиться. Поскольку отчим и мачеха выполняют роль отца и матери, а пасынок и падчерица - сына и дочери соответственно, то правильнее будет отнести их к первой, максимум ко второй очереди, что, безусловно, будет способствовать развитию и укреплению отношений между такими родственными отношениями.
Исходя и вышеперечисленного, считаем внести изменения в следующие статьи гражданского законодательства:
«Статья 1142. Наследники первой очереди.
-
- Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители, пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.
- Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Статья 1144. Наследники третьей очереди.
-
-
- Если нет наследников первой и второй очереди, наследниками третьей очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей (дяди и тети наследодателя) прадедушки и прабабушки наследодателя.
- Двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по праву представления.
-
Статья 1145. Наследники последующих очередей
-
-
-
- Если нет наследников первой, второй и третьей очереди (статьи 1142 - 1144), право наследовать по закону получают родственники наследодателя четвертой и пятой степени родства, не относящиеся к наследникам предшествующих очередей.
-
-
Степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников одного от другого. Рождение самого наследодателя в это число не входит.
-
-
-
- В соответствии с пунктом 1 настоящей статьи призываются к наследованию:
-
-
в качестве наследников четвертой очереди родственники четвертой степени родства - дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки), родители прабабушек и прадедушек наследодателя (прапрабабушки и прапрадедушки);
в качестве наследников пятой очереди родственники пятой степени родства - дети двоюродных внуков и внучек наследодателя (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети)».
Таким образом, автором предлагается изменение не только состава круга лиц, призываемых к наследованию, но и сокращение количества очередности наследования по закону
2.2 Наследование по завещанию
Завещание как основание наследования характеризуется определенными принципами. К ним следует относить:
- личный характер завещания;
- свобода завещания;
- завещание как односторонняя сделка;
- тайна завещания[32].
Рассмотрим данные признаки более подробно.
Личный характер завещания означает, что завещание должно быть собственноручно подписано завещателем, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Перечень причин, по которым завещатель не может собственноручно подписать завещание и ввиду этого оно подписывается другим лицом (рукоприкладчиком), ограничен и является исчерпывающим. В соответствии с п. 3 ст. 1125 ГК РФ такими причинами могут являться только физические недостатки либо неграмотность завещателя. В силу названных обстоятельств завещание по просьбе самого завещателя может быть подписано в присутствии нотариуса или должностного лица, его удостоверяющего, другим гражданином, с указанием причин, по которым завещатель не может подписать завещание собственноручно.
Лицо, в пользу которого составляется завещание, не вправе подписывать его за завещателя.
Наряду с этим помимо подписи завещателю следует писать от руки на завещаниях свою фамилию, имя, отчество. Это связано с тем, что при судебно-почерковедческой экспертизе решение вопроса о подлинности подписей затруднительно ввиду простоты их исполнения. Во избежание в дальнейшем возможных судебных споров фамилия, имя, отчество завещателя должны точно соответствовать написанию в документе, удостоверяющем его личность[33].
В завещании могут содержаться распоряжения только одного лица. Совершение завещания двумя или более лицами не допускается.
Завещание должно быть совершено лично. В связи с этим не допускается совершение завещания от имени подопечного, а также посредством представительства.
На составление завещания не требуется согласия каких-либо лиц.
Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его оформления дееспособностью в полном объеме.
Вторым принципом завещания выступает принцип свободы завещания, в соответствии с которым гражданин вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а также включить в завещание иные распоряжения, предусмотренные правилами ГК РФ.
Завещатель вправе совершить завещание, содержащее распоряжение о любом имуществе, в том числе о том, которое он может приобрести в будущем. Так, например, предметом завещания может являться жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, наниматель которого, имеющий право на приватизацию жилого помещения, намерен приватизировать его.
Способом реализации принципа свободы завещания является также правило, гласящее, что завещатель не обязан сообщать кому-либо о содержании, совершении, об изменении или отмене завещания. Принцип свободы завещания ограничивается только правилами об обязательной доле в наследстве (ст. 1149 ГК РФ).
Как было отмечено ранее завещание - это односторонняя сделка, то есть сделка, для совершения которой в соответствии с законом необходимо и достаточно выражения воли одного лица. Для совершения завещания не требуется встречного волеизъявления наследника. Завещатель вправе в любой момент изменить завещание путем составления нового завещания, а также отменить его полностью или в части.
Завещание как сделка должно отвечать всем требованиям, предъявляемым законом к совершению сделок. К нему применяются общие положения об обязательствах и о договорах постольку, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу завещания. Завещание может быть признано недействительным по общим основаниям, установленным законом для признания сделок недействительными (ст. ст. 168-179 ГК РФ).
По общему правилу завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Удостоверение завещания другими лицами допускается в случаях, предусмотренных п. 7 ст. 1125 ГК РФ (должностными лицами органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в предусмотренных законом случаях), ст. 1127 ГК РФ (лицами, перечисленными в статье, рассматривающей завещания, приравненные к нотариально удостоверенным) и п. 2 ст. 1128 ГК РФ (уполномоченными служащими банков, если речь идет о завещательных распоряжениях правами на денежные средства в банках).
Несоблюдение установленных Гражданским кодексом правил о письменной форме завещания и его удостоверении влечет за собой недействительность завещания. Составление завещания в простой письменной форме допускается только в виде исключения в случаях, предусмотренных ст. 1129 ГК РФ, в частности, если гражданин находится в положении, явно угрожающем его жизни, и в силу сложившихся чрезвычайных обстоятельств лишен возможности совершить завещание в соответствии с установленными правилами ГК РФ, то он может изложить последнюю волю в отношении своего имущества в простой письменной форме[34].
Статьей 1123 ГК РФ установлен принцип тайны совершения завещания и определен круг лиц, которые не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены. К таким лицам относятся: нотариус; другое удостоверяющее завещание лицо; переводчик; исполнитель завещания (душеприказчик); свидетели; гражданин, подписывающий завещание вместо завещателя (рукоприкладчик)[35].