Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 606
Скачиваний: 8
Введение
Федеральное законодательство трактует понятие несостоятельности (банкротства), как абсолютную невозможность совершения платежей должником по взятым на себя обязательствам перед кредиторами и персоналом предприятия.
Основополагающим признаком несостоятельности (банкротства) организации является отсутствие средств для оплаты долгов перед кредиторами. Если финансовые затруднения длятся более 3 месяцев, то есть основания для возбуждения дела о банкротстве предприятия.
Наличие основополагающих факторов несостоятельности обуславливает признание судом факта банкротства юридического лица. При банкротстве к конкретной фирме — должнику могут применяться различные виды процедур:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
Следует отметить, что в большинстве случаев процесс ведения дел о несостоятельности не включает все стадии, а ограничивается наблюдением и конкурсным производством без прохождения остальных этапов.
Поскольку ведение дел о неплатежеспособности является сложной схемой с многоэтапным решением отдельных задач, то исследование процедур банкротства является актуальным.
Актуальность также связана с тем, что соблюдение указанной последовательности не является обязательным, проведение той или иной процедуры банкротства определяется в зависимости от фактического положения дел на предприятии по результатам наблюдения арбитражного управляющего, кредиторов, юридического лица и имеет много правовых нюансов.
Предметом курсовой работы выступали правовые нормы, регулирующие основные аспекты правового регулирования применения процедур банкротства.
Цель курсовой работы - выявление правовой природы процедур банкротства и разработка предложений по разрешению коллизий в данной области законодательства.
Исходя из цели в работе сформулированы следующие задачи:
- изучить правовую природу процедур банкротства и их классификацию;
- проанализировать наблюдение как предварительную процедуру банкротства;
- исследовать реабилитационные и ликвидационные процедуры банкротства;
- сформулировать выводы и рекомендации.
Теоретическая основа представлена научными трудами таких авторов как Д.Г. Алексеева, Ершова И.В., Енькова Е.Е., С.А. Кузнецов, А. Ф. Маликов К.И., Малышев, В.Ф. Попондопуло, Е.М. Шайхутдинов, Т.П. Шишмарева и др.
По структуре работа включала введение, четыре главы, заключение, список источников.
1. Правовая природа и классификация процедур банкротства
В отсутствие легального определения понятия "процедура банкротства" обратимся к правовой доктрине. По мнению И.В. Ершовой, процедуры, применяемые в отношении должника, представляют собой предусмотренную законодательством совокупность юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию[1].
В юридической литературе высказывались различные точки зрения относительно правовой природы процедур банкротства.
В.Ф. Попондопуло полагает, что "процедуры банкротства - это определенные материально-правовые меры, применяемые в отношении должника (ограничения по совершению сделок, восстановление платежеспособности, принудительная ликвидация должника, исполнение обязательств должником на условиях мирового соглашения), которые реализуются в процессуальной форме производства по делу о банкротстве"[2].
По мнению О.А. Студенцовой, под процедурой банкротства "понимается совокупность действий суда, уполномоченных органов и лиц, кредиторов, должника, третьих лиц, осуществляемых в рамках законодательства о несостоятельности (банкротстве), направленных на финансовое оздоровление организации-должника, заключение им мирового соглашения, либо при объективной невозможности таковых действий - соразмерное удовлетворение требований кредиторов и его ликвидацию"[3].
Указанные авторы верно отметили, что процедуры банкротства включают в себя такие меры, как ограничения прав должника, и направлены на соразмерное удовлетворение требований кредиторов и восстановление платежеспособности должника.
Процедуры, применяемые судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве), направлены на достижение целей и решение задач правового регулирования несостоятельности (банкротства). Вместе с тем указанные процедуры различаются по содержанию правовых средств, составляющих их содержание, а также по характеру последствий применения названных правовых средств.
Перечень и содержание данных процедур предусмотрены законодательством о банкротстве. Федеральный закон N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (далее Закон о банкротстве) предусматривает, что при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица в качестве процедур банкротства применяются: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение (пункт 1 статьи 27), а при рассмотрении дел о банкротстве должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются: реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение (пункт 2 статьи 27, статья 213.2 Закона о банкротстве[4]).
Процедуры банкротства принято разделять на:
- реабилитационные процедуры, направленные на восстановление платежеспособности должника, к числу которых обыкновенно относят финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение;
- ликвидационные процедуры, направленные на ликвидацию должника, к числу которых относят процедуру конкурсного производства[5].
Указанная классификация процедур банкротства представляется неточной и неполной. Так, более обоснованным представляется выделение не ликвидационных процедур (конкурсное производство), направленных на ликвидацию должника, а процедур удовлетворения требований кредиторов (конкурсное производство, реализация имущества гражданина), направленных прежде всего на удовлетворение требований кредиторов, а не на ликвидацию или реабилитацию должника, поскольку, во-первых, в ходе указанных процедур банкротства осуществляется именно продажа имущества должника и удовлетворение требований кредиторов за счет средств, полученных от продажи имущества должника; во-вторых, ликвидация должника не является необходимым последствием удовлетворения требований кредиторов в ходе данных процедур, более того, в случае удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, в том числе в ходе конкурсного производства, реализации имущества гражданина, суд прекращает производство по делу о банкротстве (пункт 1 статьи 57 Закона о банкротстве). В этой связи спорным представляется отнесение в статье 2 Закона о банкротстве процедуры реализация имущества гражданина к числу реабилитационных процедур (в юридической литературе обращалось внимание на сходство данной процедуры с процедурой конкурсного производства[6]). Неточным представляется и отнесение мирового соглашения к числу реабилитационных процедур[7], направленных на восстановление платежеспособности должника, поскольку цель мирового соглашения состоит не в восстановлении платежеспособности должника[8], а в примирении должника и кредиторов путем заключения между ними соглашения об условиях, о порядке и сроках удовлетворения требований кредиторов (мировое соглашение).
Исходя из положений действующего Закона о банкротстве в зависимости от порядка проведения процедур банкротства целесообразнее выделять:
- досудебные процедуры банкротства (процедуры предупреждения банкротства - досудебная санация);
- судебные процедуры банкротства (подготовительные, восстановительные процедуры и процедуры удовлетворения требований кредиторов: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, реструктуризацию долгов гражданина, конкурсное производство, реализацию имущества гражданина);
- внесудебные процедуры банкротства (примирительные процедуры - мировое соглашение)[9].
Правовая природа процедур банкротства определяется последствиями их введения в отношении должника (статьи 63, 81, 94, 126, 213.11, 213.19, 213.25 Закона о банкротстве), которые сводятся к установлению специальных ограничений и запретов осуществления прав и исполнения обязанностей должником и в отношении должника, установлению специальных оснований и порядка оспаривания сделок должника и специального порядка предъявления требований к должнику. Данные последствия направлены на достижение целей и решение задач соответствующих процедур и института банкротства в целом.
Вместе с тем нельзя согласиться с названными авторами в том, что процедуры банкротства возможны только в связи и в рамках судебного дела о банкротстве. Однако следует отметить, что судебный порядок не является единственно возможным порядком банкротства и его неизбежным спутником. Правоотношения и процедуры банкротства необходимо рассматривать не как возникающие и существующие только в связи и в рамках судебного дела о банкротстве, не только через призму исключительно судебного порядка, а, напротив, как гражданско-правовой институт, по общему правилу не требующий судебного контроля и вмешательства суда и испытывающий факультативную необходимость в таком контроле и вмешательстве только в случаях нарушения или оспаривания субъективных прав и охраняемых законом интересов в ходе банкротства, и только в степени, соразмерной нарушению или оспариванию. В связи с этим возможно банкротство с различной степенью судебного контроля, в том числе внесудебное (добровольное) банкротство, а также третейское (арбитражное) разбирательство споров и вопросов в рамках банкротства.
К числу процедур, применяемых в деле о банкротстве, обыкновенно не относят стадию рассмотрения судом обоснованности заявления о признании должника банкротом. Указанная стадия не названа в перечне процедур банкротства, предусмотренном статьей 27 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Законодательство о банкротстве не связывает с принятием и рассмотрением заявления о признании должника банкротом никаких последствий ни для должника, ни для кредиторов.
В юридической литературе неоднократно высказывались предложения об установления последствий, связанных с принятием заявления о признании должника банкротом и возбуждением производства по делу о банкротстве[10].
Так, А.Ф. Маликов высказал точку зрения "о целесообразности введения полного законодательного запрета на индивидуальные действия кредиторов по отчуждению имущества должника и его принудительному взысканию с даты возбуждения дела о банкротстве"[11].
Необходимость законодательного установления последствий принятия судом заявления о признании должника банкротом, по нашему мнению, связана со следующим. По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом решается не только вопрос об обоснованности указанного заявления, но и вопрос о введении в отношении должника первой процедуры банкротства, с которой законодательство о банкротстве связывает такие важные последствия, как ограничение должника в распоряжении имуществом и предъявление требований к должнику только в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Справедливый баланс интересов должника и кредиторов необходим и при принятии заявления о банкротстве[12], и на стадии рассмотрения его обоснованности.
В этой связи представляется справедливым законодательно обязать должника под страхом возмещения убытков оповещать всех имеющихся и потенциальных кредиторов и иных контрагентов о принятии и рассмотрении судом заявления о признании должника банкротом с тем, чтобы любое лицо, вступившее или вступающее в правоотношения с должником, обладало всей информацией о возможных последствиях рассмотрения судом заявления о признании должника банкротом и с учетом этого имело возможность принимать правильные решения о дальнейших взаимоотношениях с должником и о связанных с этим рисках. Вместе с тем, поскольку при рассмотрении обоснованности заявления о признании должника банкротом также решается и вопрос о введении в отношении должника первой процедуры банкротства, суд, рассматривая обоснованность заявления о признании должника банкротом, должен правильно оценить финансово-экономическое положение должника, при необходимости назначив соответствующую экспертизу (пункт 3 статьи 50 Закона о банкротстве), и на основании оценки финансового состояния должника определить первую процедуру банкротства, подлежащую применению к должнику. По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом суд может разрешить дело о банкротстве по существу (статьи 48, 225, 228 Закона о банкротстве). В этой связи стадия рассмотрения судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в определенной мере обладает признаками, присущими подготовительным процедурам банкротства.