Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
8. Значительным плюсом принятого Постановления № 9 является создаваемая им возможность для нотариуса отказать в услугах при особых обстоятельствах (ничтожность наследования, существенные нарушения в завещании, неопределенность волеизъявления, недостойные наследники). Вместе с тем нотариус обязан письменно изложить причину отказа и пояснить порядок обжалования.
Таким образом, современные тенденции и инновации в сфере регулирования наследственного права значительно улучшили гражданско-правовое регулирование данного института. И все же остаются нерешенными и противоречивыми ряд моментов, как, например, право на наследование еще не рожденного ребенка и вместе с тем право женщины на аборт (аборт автоматически уничтожит жизнь еще не рожденного наследника). Недостаточно четко и ясно указан порядок оценки отдельных видов имущества. Нет особых решений для ситуаций, когда отчуждаемое у еще живущего супруга имущество в пользу других наследников жизненно важно для его дальнейшего существования. Все эти вопросы требуют более глубокого изучения и разрешения. Со временем острые ситуации, возникающие в судебной практике, создадут необходимый и неизбежный опыт, который позволит принять новые Постановления Пленума ВС РФ, регламентирующие регулирование наследования в Российской Федерации.
1.3 Состав наследственного имущества
Наследство - это совокупность имущественных прав и имущественных обязанностей, которые могут перейти от умершего лица (наследодателя) к одному или нескольким лицам (наследникам) в порядке наследственного правопреемства, установленного законом[12].
В состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество. Оно может находиться как в России, так и за рубежом. Это, в частности:
- вещи, включая деньги и ценные бумаги;
- имущественные права - в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм;
- имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (п. 1 ст. 1112 ГК РФ).
По наследству переходят не только уже существующие права и обязанности, но в случаях, предусмотренных законом, также права, которые наследодатель при жизни не успел юридически оформить, но предпринял необходимые меры для их получения. Так, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то это жилое помещение или его часть включается в наследственную массу, поскольку наследодатель по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Не входят в состав наследства:
- права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя. Это, например, право на алименты, алиментные обязательства, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина;
- права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими федеральными законами. Например, права и обязанности, возникшие из договоров безвозмездного пользования, поручения, комиссии, агентского договора (ст. 701, п. 1 ст. 977, п. 1 ст. 1002, ст. 1010 ГК РФ);
- личные неимущественные права и другие нематериальные блага, например право авторства.
Следует отметить, что отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства. Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, - по российскому праву (п. 1 ст. 1224 ГК РФ)[13].
Федеральный закон от 29.07.2017 N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации"[14] устанавливает, что с 1 сентября 2018 г. вводится новая организационно-правовая форма юридического лица – наследственный фонд. Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству в своем решении от 11.04.2016 г. отметил, что указанный «законопроект расширяет возможности наследодателя в части выражения им завещательных распоряжений и предусматривает введение новых конструкций: совместное завещание, наследственный договор, наследственный фонд»[15].
Между тем, как отмечают О.В.Аксёнова, Г.Н.Ахметзянова, «среди большинства специалистов выработалось мнение о том, что на сегодняшний день нет острой необходимости в кардинальных законодательных преобразованиях в сфере наследственных правоотношений, и следовательно, можно говорить о достаточности и исчерпывающем характере базовых институтов наследственного права»[16].
Однако многие авторы, напротив, отстаивают целесообразность введения новых институтов, отмечая неэффективность правового урегулирования некоторых вопросов, возникающих при наследовании, «например, порядок охраны и управления наследством, процедура перехода в порядке наследования имущественных прав, проблема сохранения и развития бизнеса и других активов в шестимесячный период между открытием наследства и получением свидетельства о наследстве и др.»[17].
Цели введения наследственного фонда не регламентированы законодательством, что вызывает определенную дискуссию в научной литературе. Так, например, М.А. Карташов говорит о том, что «при принятии новых положений ГК РФ законодателем были заявлены следующие цели:
- создание более эффективной системы норм об охране наследственной массы и управлении ею;
- приведение наследственного законодательства в соответствие с уровнем развития экономических отношений;
- совершенствование правового регулирования в связи с усложнением состава наследственной массы;
- вовлечение российских граждан в предпринимательские отношения, требующие особых правил об управлении долями (акциями) в хозяйственных обществах после смерти участников»[18].
А в пояснительной записке к законопроекту были заявлены следующие цели: «расширение возможностей наследодателя в части выражения им завещательных распоряжений, упрощение процедур принятия наследства, а также повышение эффективности принимаемых мер по охране наследственной массы и управление ей в период до определения круга наследников и принятия ими наследства»[19].
Представляется, что основными целями при введении института наследственного фонда явилось:
1) создание благоприятных условий для последующего наследования, сохранение наследственного имущества;
2) обеспечение иных благоприятных гражданско-правовых и налоговых последствий при переходе прав на наследственное имущество наследникам.
Указанные цели повышают «степень инвестиционной привлекательности наследственного фонда, а следовательно, желание резидентов Российской Федерации избрать формой наследования фонд под юрисдикцией России»[20]. Так, руководствуясь благоприятным налогообложением доходов, приобретаемых от европейского фонда, эта форма наследования получила завидную популярность у резидентов европейских стран, имеющих высокие ставки налогообложения доходов физических лиц[21].
Очевидным является то, что введение института наследственного фонда – это следствие сближения российской правовой системы и правовой системы Западной Европы. Этот тезис обусловлен тем обстоятельством, что предложенная законодателем конструкция создания физическим лицом новой организационно-правовой формы юридического лица на основе наследственного имущества имеет определенное сходство с фондами, которые широко распространены европейских странах.
2. Виды наследования
2.1 Наследование по закону
Наследование по закону в России – важнейший институт наследственного права. Наследование по закону имеет множество источников, которые представляют собой иерархию нормативных правовых актов, во главе с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ. В ч. 4 ст. 35 Конституции РФ закреплено положение о гарантированности права наследования, а непосредственная регламентация этих гарантий находит свое развитие в части 3 Гражданского кодекса РФ. Отдельные вопросы наследования по закону урегулированы также Налоговым кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Основами законодательства о нотариате, другими федеральными законами об отдельных видах юридических лиц и иными нормативными правовыми актами, в том числе Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, актами федеральных органов исполнительной власти.
Существенным изменением в современном наследственном праве стало значительное расширение круга наследников[22]. Такая перемена породила в научной доктрине множество критики, излагаемой в трудах, научных деятелей. Зачастую в наследственном праве видят имущественное поощрение родственников, поэтому в основном критикуется расширение круга наследников до лиц пятой степени родства, которые в основном не поддерживают близких отношений с наследодателем[23]. Наследование по закону, в отличие от наследования по завещания имеет поколенный раздел имущества в роду наследодателя, который какой-либо степенью не ограничивается.
14 июля 2014 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации был внесен Проект Федерального закона № 567773-6 «О внесении изменений в статью 1145 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым расширяется круг лиц, призываемых по закону. В пояснительной записке к указанному Проекту в частности предполагается, что наследниками по закону могут стать родственники до шестой степени родства включительно. К ним относятся дети двоюродных правнуков и правнучек (двоюродные праправнуки и праправнучки), дети двоюродных племенников и племянниц (троюродные внуки и внучки) и дети двоюродных дядей и тетей (троюродные братья и сестры).
Расширение круга лиц, призываемых к наследованию по закону, в значительной степени уменьшает возможность перехода наследства к государству. Благодаря этому защищается частная жизнь граждан.
Однако, данное изменение также предполагает необходимость обеспечения гарантий прав и законных интересов лиц, проживающих в двух новых субъектах Российской Федерации - Республике Крым и городе федерального значения Севастополь, так как ранее они находились в правовой системе другой страны (Украины), которая предусматривает наследование по закону до шестой степени родства включительно.
Тем не менее до настоящего времени данный законопроект не получил нормативного закрепления.
Анализ данного проекта показывает, что значительная часть теоретиков и практиков поддерживают принятие таких изменений, аргументирую применения подобной практики в других странах, например в Республике Беларусь, которая соответствует современным требованиям необходимым для дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации. Кроме того, такая практика поможет устранить разногласия норм материального права между нашими странами, что особенно актуально в связи с созданием Евразийского союза. Тем не менее, появляется и критика, возникающая при подходе законодателя к установлению состава наследников шестой степени родства, как, впрочем, и ныне закрепленная в российском наследственном законодательстве очередность наследования родственниками наследодателя.
Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной Гражданским кодексом РФ. Однако общее основание, в соответствии с которым наследники распределяются по очередям, в законе прямо не указано[24].
Следует отметить, что в кодексе четко закреплен только состав наследников первой, второй и третьей очереди. В случае установления последующих очередей возникают вопросы, поскольку законодатель в абз. 1 п. 1 ст. 1145 ГК РФ дает скрытное основания распределения, а именно «если нет наследников первой, второй и третьей очереди, право наследовать по закону получают родственники наследодателя третьей, четвертой и пятой степени родства, не относящиеся к наследникам предшествующих очередей».
Комментируемая статья вводит термин «степень родства». При этом степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Рождение самого наследодателя в это число не входит[25].