Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы менеджмента организации
1.1 Понятие и содержание стиля менеджмента
1.2 Характеристика факторов, определяющих стиль менеджмента
1.3 Методы изучения стиля менеджмента
2 Анализ эффективности менеджмента в аптеке «Невис»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Анализ основных показателей деятельности организации
2.3 Анализ стиля менеджмента в организации
3 Рекомендации по совершенствованию стиля менеджмента в аптеке «Невис»
3.1 Мероприятия по совершенствованию стиля менеджмента
Рентабельность производства и продаж в 2017 году по сравнению с 2016 годом повысилась, это указывает на повышение прибыли «Невис».
Таким образом, было сделано заключение, что процесс развития и совершенствования всех рассмотренных направлений деятельности аптечной сети «Невис» будет способствовать повышению эффективности деятельности компании. Перейдем теперь к изучению основных показателей деятельности аптеки.
2.2 Анализ основных показателей деятельности организации
Анализ основных показателей деятельности аптеки «Невис» проведем с помощью двух различных видов анализа – PEST-анализа и SWOT-анализа, а также проанализируем динамику основных коэффициентов аптеки «Невис» за 2 последних года. В таблице 7 был приведен анализ внешней среды аптечной сети «Невис» (так называемый PEST-анализ), который также содержит последствия проявлений рассмотренных показателей и возможные ответные действия со стороны компании.
Таблица 7
Факторы внешней среды и их проявления
Вид фактора |
Фактор |
Особенности проявления |
Ответная реакция компании |
Политический фактор |
Установленные государством нормативы |
Стандарты и нормативы в фармацевтической сфере ужесточаются |
Разработать и выполнить программу, направленную на повышение уровня качества продукции |
Технологический фактор |
Научно-технологический прогресс в фармацевтической сфере |
Появляются новые виды продукции, новые технологии, оборудование |
Расширить базу продукции аптечной сети |
Социальный фактор |
Повышение потребностей населения в фармацевтической продукции |
Ужесточаются требования к фармацевтической продукции |
Постоянно совершенствовать систему управления качеством продукции, а также постоянно повышать квалификацию сотрудников с целью повышения качества обслуживания |
Экономический фактор |
Изменение рыночной конъюнктуры, цены, курсов валюты |
Спрос на продукцию аптечной сети и ее прибыль нестабильные |
Работать с надежными партнерами, и постоянно искать новых клиентов |
Увеличение инвестиционной привлекательности фармацевтического рынка |
Увеличение инвестиций |
Привлекать инвестиции в развитие аптечной сети |
|
Увеличение ассортимента продукции аптечных сетей |
Повышение спроса на фармацевтическую продукцию |
Расширять штат сотрудников, увеличивать объем оказываемых услуг |
|
Повышение уровня инфляции |
Увеличение стоимости фармацевтической продукции |
Повышать цену на фармацевтическую продукцию |
|
Правовой фактор |
Изменения в законодательстве РФ, изменения в налоговой политике |
Необходимость поиска финансовых ресурсов для покрытия расходов |
Лоббировать свои интересы в областных и городских органах власти. |
Следовательно, постоянное проведение анализа внешней среды позволяет организации лучше видеть ситуацию в обществе, правильно в нем ориентироваться и послужит основой для принятия обоснованных управленческих решений в организации.
Сильные и слабые стороны аптеки «Невис», а также возможности и угрозы для компании, представлены в таблице 8.
Таблица 8
Матрица SWOT-анализа
Возможности |
Угрозы |
|
Внешняя среда и внутренняя среда. |
1.Инвестиционная привлекательность деятельности компании. 2.Стабильный рост спроса на продукцию компании. |
1.Колебание рыночной конъюнктуры, цен. 2.Увеличение темпов инфляции. |
Сильные стороны: 1.Высокая квалификация персонала. 2.Хорошая репутация у потенциальных сотрудников. |
1.Возможность улучшения показателей деятельности компании. 2.Возможность формирования резерва кадровых ресурсов. |
1.Разработка новых стратегий развития деятельности компании. 2.Увеличить узнаваемость и престижность компании. 3.Повышение эффективности управления персоналом. |
Слабые стороны: 1.Нет ясных стратегических направлений в процессе оценки сотрудников. 2.Отсутствие эффективной маркетинговой политики. |
1.Разработка стратегии развития системы оценки сотрудников. 2.Активное освоение новых методов оценки труда служащих. 3.Разработка и проведение периодической оценки системы качества (как минимум, 1 раз в год). |
1.Улучшение и проведение эффективного аттестационного процесса. 2.Повышение уровня осведомленности сотрудников об этапах аттестации. |
Также был проведен анализ благоприятных возможностей и угроз, которые могут проявиться при реализации деятельности аптеки «Невис». Он представлен в таблицах 9 и 10.
Таблица 9
Анализ благоприятных возможностей
Вероятность реализации возможностей |
Степень влияния возможностей |
|||
Катастрофическая |
Критическая |
Умеренная |
Слабая |
|
Высокая |
||||
Средняя |
Изменения предпочтений общества |
Появление новых нормативных и законодательных актов |
Расширение возможностей расширения деятельности |
- |
Низкая |
Снижение цен Снижение налогов и пошлин |
- |
Разорение и уход нерентабельных предприятий |
- |
Таблица 10
Анализ угроз
Вероятность реализации угроз |
Степень влияния угроз |
|||
Катастрофическая |
Критическая |
Умеренная |
Слабая |
|
Высокая |
Снижение стимулов для развития деятельности |
Рост инфляции |
- |
|
Средняя |
Ухудшение позиции компании |
- |
Рост безработицы |
- |
Низкая |
- |
- |
Изменение политической обстановки |
Изменения предпочтений общества |
Таким образом, можно сделать вывод, что в деятельности аптеки «Невис» присутствуют как сильные, так и слабые стороны. Для того, чтобы эффективно управлять аптекой, необходимо максимизировать эффект от потенциальных возможностей и минимизировать влияние потенциальных угроз. Перейдем теперь к анализу стиля руководителя организации.
2.3 Анализ стиля менеджмента в организации
Для того чтобы выявить особенности стиля руководителя в аптеки «Невис» и оценить его влияние на эффективность управления, необходимо определить стиль лидерства, который применяется в практической деятельности аптеки. Для этого необходимо провести анкетирование сотрудников аптеки. Именно оценка стиля лидерства со стороны сотрудников позволяет выявить основополагающие методы и принципы стиля управления, который используется руководством в данной организации.
Для оценки стиля лидерства в аптеке «Невис» был использован способ, который был предложен зарубежными исследователями К. Камероном и Р. Куинном (подробно описан в теоретической главе работы).
Метод предполагает ответы на шесть блоков вопросов с 3 альтернативными ответами. Необходимо распределить баллы 100 балловой оценки между 3 альтернативами в таком состоянии, которое в наибольшей степени соответствует состоянию стиля руководства аптеки «Невис». Наибольшее количество баллов отдается той альтернативе, которая более других соответствует руководителю аптеки «Невис».
Рассмотрим варианты ответов 5 сотрудников аптеки «Невис» (таблица 11).
Таблица 11
Оценка действующего стиля лидерства в аптеке
1 |
Общая характеристика организации |
Сотрудники аптеки |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
A |
Деятельность сотрудников жестко структурирована и постоянно контролируется. Действия сотрудников определены с помощью формальных процедур, а вся ответственность возложена на руководителя компании. |
80 |
100 |
90 |
100 |
50 |
B |
Компания похожа на большую семью. Сотрудники имеют много общего, ответственность распределена в соответствии с должностными полномочиями. |
10 |
0 |
10 |
0 |
50 |
C |
Компания является очень динамичной и имеет предпринимательскую культуру, сотрудники всегда готовы жертвовать и принимать риск. |
10 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
2 |
Общий стиль руководства |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
A |
Общий стиль руководства представляет собой совокупность координации, четкой структуры или эффективного ведения деятельности в плане рентабельности. |
100 |
50 |
90 |
80 |
70 |
B |
Общий стиль руководства является примером мониторинга, желания научить и помочь. |
0 |
50 |
5 |
10 |
10 |
C |
Общий стиль руководства является примером новаторства, предпринимательства и готовности к риску. |
0 |
0 |
5 |
10 |
10 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
3 |
Управление сотрудниками |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
A |
Стиль управления можно охарактеризовать гарантией занятости, требованиями подчинения, стабильности и предсказуемости в деловых отношениях. |
100 |
100 |
90 |
60 |
40 |
B |
Стиль управления можно охарактеризовать поощрением командной деятельности, единодушием и совместным участием в принятии решений. |
0 |
0 |
10 |
20 |
60 |
C |
Стиль управления можно охарактеризовать поощрением индивидуального риска, новаторством, свободой действий. |
0 |
0 |
0 |
20 |
0 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
4 |
Способы принятия решений в организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
A |
Единоличный стиль принятия решений, руководителем организации. |
100 |
90 |
80 |
70 |
100 |
B |
Руководителем организации совместно с его подчиненными. |
0 |
10 |
10 |
20 |
0 |
C |
Сотрудниками организации или группой сотрудников при участии руководителя компании или иногда без него. |
0 |
0 |
10 |
10 |
0 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
5 |
Отношение руководителя к взаимодействию с сотрудниками |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
A |
Руководитель постоянно соблюдает дистанцию. |
70 |
100 |
80 |
60 |
100 |
B |
Руководитель активно поддерживает большинство видов общения. |
0 |
0 |
0 |
10 |
0 |
C |
Руководитель чаще всего не проявляет инициативы. |
30 |
0 |
20 |
30 |
0 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
6 |
Отношение к сотрудникам |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
A |
Жесткие, требовательные приказы. |
100 |
80 |
60 |
60 |
100 |
B |
Требовательное, но доброжелательное отношение. |
0 |
20 |
40 |
20 |
0 |
C |
Отношение мягкое, нетребовательное. |
0 |
0 |
0 |
20 |
0 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Составим рабочий бланк для оценки стиля руководителя аптеки «Невис» (таблица 12).
Таблица 12
Бланк оценки действующего стиля руководства в аптеке «Невис»
Варианты ответов |
Сотрудники |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1А |
80 |
100 |
90 |
100 |
50 |
2А |
100 |
50 |
90 |
80 |
70 |
3А |
100 |
100 |
90 |
60 |
40 |
4А |
100 |
90 |
80 |
70 |
100 |
5А |
70 |
100 |
80 |
60 |
100 |
6А |
100 |
80 |
60 |
60 |
100 |
Сумма |
550 |
520 |
490 |
430 |
460 |
Среднее значение |
91,7 |
86,7 |
81,7 |
71,7 |
76,7 |
1B |
10 |
0 |
10 |
0 |
50 |
2B |
0 |
50 |
5 |
10 |
10 |
3B |
0 |
0 |
10 |
20 |
60 |
4B |
0 |
10 |
10 |
20 |
0 |
5B |
0 |
0 |
0 |
10 |
0 |
6B |
0 |
20 |
40 |
20 |
0 |
Сумма |
10 |
80 |
75 |
80 |
120 |
Среднее значение |
1,7 |
13,3 |
12,5 |
13,3 |
20 |
1С |
10 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2С |
0 |
0 |
5 |
10 |
10 |
3С |
0 |
0 |
0 |
20 |
0 |
4С |
0 |
0 |
10 |
10 |
0 |
5С |
30 |
0 |
20 |
30 |
0 |
6С |
0 |
0 |
0 |
20 |
0 |
Сумма |
40 |
0 |
35 |
90 |
10 |
Среднее значение |
6,7 |
0 |
5,8 |
15 |
1,7 |
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время в аптеки «Невис» действует авторитарный стиль управления. Он представлен вариантом «А». В данной аптеке действия сотрудников определяются формальными процедурами, а вся ответственность ложится на руководителя, при этом общий стиль лидерства являет собой пример координации, четкой организации и плавного ведения дел в русле рентабельности. Стиль менеджмента характеризуется гарантией занятости, требованием подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях; руководитель соблюдает дистанцию, а также жестко и требовательно относится к подчиненным.
Также дополнительно было проведено тестирование сотрудников с целью выявления эффективности стиля руководителя. Данное тестирование было проведено с помощью теста качеств успешного руководителя. Вопросы теста были подробно рассмотренные в теоретической главе данной работы. Что касается тестирования, то его результаты приведены в таблице 13.
Таблица 13
Результаты тестирования
Показатель |
Сотрудники |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Количество положительных ответов |
10 |
8 |
8 |
7 |
5 |
Количество отрицательных ответов |
20 |
22 |
22 |
23 |
25 |
Таким образом, можно отметить, что среднее значение по всем сотрудникам составляет 7,6. Данный результат говорит о том, что сотрудники аптеки «Невис» не считают своего руководителя-автократа успешным менеджером, а его стиль управления для них не является эффективным. Для изучения особенностей лидерства проведем опрос 15 сотрудников аптеки «Невис» с помощью авторской анкеты. В таблице 14 представлены результаты опроса сотрудников.
Таблица 14
Результаты анкетирования
Вопросы |
% |
1. Как Вы считаете, есть ли в организации лидер? 1. Да. 2. Нет. 3. Затрудняюсь ответить. |
100 0 0 |
2. Является ли руководитель в организации также и лидером? 1. Да. 2. Нет. 3. Затрудняюсь ответить. |
33 67 0 |
3. Должен ли руководитель быть лидером в организации? 1. Да, конечно. 2. Нет. 3. Затрудняюсь ответить. |
67 33 0 |
4. Оцените, пожалуйста, степень влияния лидера на принятие решений в организации. 1. Высокая. 2. Средняя. 3. Низкая. |
67 33 0 |
5. Способствует ли лидер эффективному управлению компанией? 1. Да. 2. Нет. 3. Затрудняюсь ответить. |
100 0 0 |
Таким образом, можно сделать вывод, что лидер, по мнению сотрудников аптеки «Невис», играет важную роль в деятельности организации. При этом руководитель аптеки «Невис» должен проанализировать полученные результаты и повысить эффективность управления сотрудниками организации, ведь лидерство признается большинством сотрудников важным качеством руководителей компаний, которое они должны не только демонстрировать, но и обладать им. По полученным результатам, все опрошенные по трем разным методикам сотрудники аптеки «Невис», согласны с тем, что в их организации должен быть эффективный лидер, но авторитарный стиль руководства, который применяет в своей деятельности их руководитель, не является приемлемым для сотрудников аптеки. То есть, в организации должны быть применены мероприятия, которые позволят руководителю аптеки «Невис» сделать его стиль руководства более эффективным и приемлемым для сотрудников аптеки «Невис».