Файл: Повышения производительности труда в компании: совершенствование мотивации работников (Роль мотивации в управлении персоналом).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты мотивации работников и повышения производительности труда
1.1. Роль мотивации в управлении персоналом
1.2. Характеристика основных теорий мотивации
1.3. Экономическая сущность и значение производительности труда
2. Анализ проблем мотивации персонала ООО «Дилижанс»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ кадрового состава кафе
3.1. Предлагаемая модель мотивации
3.2. Мероприятия по нематериальной мотивации работников организации
Введение
В современном мире большинство развитых стран переходят к рыночной системе экономики. Данная система предусматривает условия конкуренции, находясь в которых, организациям требуется повышать эффективность своей деятельности и ускорять темпы развития. Для достижения данных целей необходимо грамотное и рациональное управление, основанное на соотношении интересов персонала и руководителя.
При этом стоит учитывать возрастающую роль личности работника, связанную с изменениями, происходящими в обществе за последнее время. Таким образом, для повышения производительности труда в компании нужно обращаться к различным методам совершенствования мотивации работников. Именно мотивацию я хотела бы рассмотреть в качестве основного предмета своей курсовой работы.
Мотивация является одной из важнейших функций менеджмента и заключается в процессе преобразования человеческих желаний, побуждений, стремлений в определённое поведение.
Проблема мотивации и стимулирования трудовой деятельности работников на предприятии является достаточно хорошо изученной. Частично эта проблема рассмотрена в работах Ильиной Л. А., Н. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедуори, Дейнеки А. В., Жукова Б. М., Кузнецова Ю. В., Подлесных В. И. и др. Однако актуальность моего исследования подтверждается тем, что рассмотрение вопроса нематериального стимулирования сотрудников является по-прежнему недостаточно разработанным.
Таким образом, целью курсовой работы является анализ и совершенствование системы мотивации персонала с целью роста производительности труда на примере ООО «Дилижанс».
Для достижения отмеченной цели были определены следующие задачи:
рассмотреть систему мотивации;
изучить инструменты мотивации сотрудников;
дать характеристику предприятия ООО «Дилижанс»;
проанализировать систему мотивации в организации;
разработать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала.
Объектом исследования является ООО «Дилижанс».
Предметом исследования выступает система мотивации персонала ООО «Дилижанс».
Методы исследования включают анализ и обобщение теоретических работ и практического опыта, официальных документов, решений Правительства, методы системного и статистического анализа.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения результатов исследования в деятельности ООО «Дилижанс».
1. Теоретические аспекты мотивации работников и повышения производительности труда
1.1. Роль мотивации в управлении персоналом
Существует множество определений мотивации. По мнению В.М. Бугакова, мотивация – это процесс мотивообразующих влияний на побуждающие факторы работника, под воздействием которых у него появляется потребность работать таким образом, чтобы помогать достижению целей предприятия[1].
Л.И. Лукичева, Ю.П. Анискин под мотивацией понимают процесс стимулирования себя и других людей к достижению личных целей и целей предприятия; это внутренне состояние, раскрывающее поведение работника[2].
Л.В. Максимова определяет мотивацию как сумму внешних и внутренних целенаправленных сил, побуждающих исполнителя совершать работу, направленную на достижение конкретных целей с затратой конкретных усилий, с конкретным уровнем настойчивости, добросовестности, старания[3].
Суть мотивации персонала состоит в эффективном осуществлении поставленных задач, в соответствии с решениями руководства организации, руководствуясь своими правами и обязанностями. Если руководящий состав умеет координировать и планировать работу команды специалистов и предприятия в целом, то его решения постоянно будут нацелены на максимальное исполнение потенциальных возможностей людей.
Для того чтобы полностью раскрыть понятие мотивации, нужно проанализировать три аспекта данного явления:
а) работа исполнителя находится в зависимом положении от мотивационного влияния;
б) каково соотношение внутренних и внешних сил;
в) как мотивация соотносится с результатами работы исполнителя.
Работника побуждает к инициативе, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей.
Потребности – это внутреннее состояние работника, они достаточно общие для различных людей, но, в тоже время, имеют конкретное индивидуальное проявление.
Потребности могут появляться как осознанно, так и не осознанно. При всем этом не все потребности осознаются и адекватно удовлетворяются. Если потребность не устранена, то это не означает, что она удалена навсегда. Большинство потребностей периодически появляются заново, хотя при всем этом они могут изменять форму своего определенного проявления, а также уровень настойчивости и воздействия на работника.
По происхождению потребности бывают естественными (в воде, еде, и т.п.) и социальными (слава, признание), а исходя из сути – материальными и нематериальными.
Удовлетворение потребностей разделяют три уровня:
а) минимальный – гарантирует выживание;
б) нормальный – поддерживает у работника возможность работать с должной отдачей;
в) уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самой целью или средством показания высокого общественного положения.
Для того, чтобы потребность заработала, необходимы мотивы, т.е. психологические причины, побуждающие людей к инициативе, нацеленной на удовлетворение потребности.
Мотив выступает как условие, объективная потребность что-то сделать, стимулирование к какому-либо действию и находиться «внутри» работника, имеет «персональный» характер, зависит от количества внешних и внутренних по отношению к работнику факторов, и от действия иных, появляющихся параллельно с ним оснований.
Формирование и поддержание условий для стимулирования людей представляет собой достаточно сложное дело. В связи с этим мотивы трансформируются в зависимости от особенностей людей, поставленных целей и времени. Но имеют место обобщенные принципы формирования и сохранения мотивации, и задача менеджера, по потребности, проводить поиск путей мотивации кадрового состава, которые могут состоять в привлекательности трудового процесса, его творческом характере, в достойной оплате труда, в служебном росте[4].
Мотивы не только воодушевляют человека к действию, но и конкретизируют, что надо делать и как нужно выполнить данное действие. Мотивы поддаются осознанию, т.е. работник в состоянии влиять на свои мотивы, уменьшая их действие или даже удаляя их.
Определяют следующие основные типы мотивов:
а) мотив как внутренне осознанные интересы, способствующие к действиям, связанным с их удовольствием;
б) мотив как неосознанная потребность (желание);
в) мотив как намерение, способствующее поведению;
г) мотив как комплекс определенных факторов.
Поведение работника, как правило, объясняется не одним мотивом, а их совокупностью, в рамках которой они находятся в определенном взаимоотношении друг к другу по степени воздействия на работника.
Соотношение различных мотивов, оказывающих влияние на поведение людей, составляет его мотивационную структуру. У любого работника она личная и обусловливается набором факторов: образованием, воспитанием, полом, степенью благосостояния, возрастом, социальным статусом, отношением к труду, должностью, личными ценностями и т.д.
Мотивированием является процесс влияния на работника с целью стимулирования его к конкретным действиям, с помощью активизации в нем конкретных мотивов. Мотивирование является основой руководства работником. Результативность руководства в достаточно большой степени находится в зависимости от того, насколько успешно происходит процесс мотивирования.
1.2. Характеристика основных теорий мотивации
В настоящее время выделяют три основные группы теорий мотивации:
а) первоначальные;
б) содержательные;
в) процессуальные.
Первоначальные теории мотивации основываются на использовании простых стимулов принуждения и материального, а также морального поощрения работников. Положительная и отрицательная мотивация (теория «кнута» и «пряника») широко известна, согласно ей сотрудники должны четко знать, за что их могут поощрить, а за что наказать[5].
Развитие теории «кнута» и «пряника» нашло себя в теории «Х» и «Y» Дугласа МакГрегора, который в 1960 г. опубликовал свою точку зрения на биполярность мнений о том, как надо управлять людьми (таблица 1).
По теории «Х» и «Y», мотивация сотрудников должна учитывать уровень их сознания. Управленец должен стараться развивать группу, при ее недостаточной мотивированности, от состояния «Х» к состоянию «Y».
Теория «Y» была развита в трудах В. Зигерта и Л. Ланга, отмечавших важность обладания информацией, свободу действий и значимость рабочего места работника с целью мотивирования его трудовой деятельности.
Таблица 1
Теория мотивации Д. МакГрегора
«Х» |
«Y» |
|
|
Главным стимулом является принуждение. Вспомогательным стимулом является материальное поощрение |
Главными стимулами являются самоутверждение, моральное и материальное поощрение. Вспомогательным стимулом является принуждение |
Дальнейшее развитие теория «X» и «Y» нашла в трудах В. Оучи, который обосновал важность роли коллектива в процессе мотивирования. Основные положения теории мотивации «Z» В. Оучи заключаются в положении о совмещении социальных и биологических потребностей в мотивах работников и их предпочтении работать в группе и применять групповой метод принятия решения.
Работники, которые описываются теориями «X», «Y» и «Z», образуют различные группы людей, предпочитающие разные мотивы поведения и стимулы побуждения к труду. В организации, обычно, работают все типы людей, и использование той или иной концепции мотивации обусловливается удельным весом работников каждого типа в группе.
Применение на практике первоначальных теорий мотивации обеспечивает качественное выполнение должностных обязанностей сотрудниками, но не формирует внутреннего побуждения к результативному труду[6].
Содержательные теории мотивации основываются на определении потребностей, заставляющих людей определенным образом действовать. Самые известные из них – теории А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. МакКлелланда и Ф. Герцберга. В каждой из теорий предлагается своя классификация потребностей, которая оказывает максимальное влияние на трудовую деятельность человека. В соответствии с содержательными теориями, управлять мотивацией трудовой деятельности можно только при условии выявления доминирующей потребности человека и принятии мер, направленных на ее удовлетворение (рис. 1).
Доминирующая потребность
Удовлетворение потребности
Повышение эффективности деятельности
Рис. 1. Меры по удовлетворению доминирующей потребности
Теория иерархии потребностей А. Маслоу говорит о том, что человеческое поведение определяют потребности, подразделяющиеся на пять групп, и расположенные в виде строго иерархической структуры (Приложение А).
С точки зрения А. Маслоу, при удовлетворении более низкой потребности, более высокая потребность становится доминирующей. Значит, по величине воздействия на поведение работника доминирующими являются потребности, которые расположены над удовлетворенными потребностями[7].
Однако, на практике, иерархические уровни не выступают как отдельные ступени. Люди пытаются найти свое место в сообществе заблаговременно, еще до того как произойдет обеспечение потребностей в безопасности или полностью удовлетворятся потребности физиологического характера.