Файл: Корпоративная культура в организации (Теоретические основы развития корпоративной культуры предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с данным документом, главными ориентирами и ценностями Компании являются:

Лидерство во всех аспектах деятельности;

Результативность – достижение поставленных целей, постановка новых амбициозных задач, благодаря дисциплине и профессионализму;

Добросовестность – Компания берет на себя полную ответственность за свои слова и действия, выполняет взятые на себя обязательства;

Безопасность. В приоритете Компании – охрана труда и здоровья, безопасность, охрана окружающей среды.

Помимо вышеуказанного, Кодекс этики освещает следующие стороны деятельности Компании:

  • предупреждение нарушения установленных стандартов и правил (профилактика коррупции и корпоративного мошенничества, подарки и иная выгода, предотвращение конфликтов интересов, их урегулирование, ведение учета и финансовой отчетности);
  • отношения с заинтересованными сторонами (инвесторами и акционерами, общественными организациями, органами власти, обществом, деловыми партнерами, конкурентами и клиентами);
  • и др.[23]

В ПАО «НК «Роснефть» также функционирует Совет по деловой этике, который, являясь совещательным органом Компании:

  • разрабатывает рекомендации для руководителей и должностных лиц Компании в сферах, относящихся к деловой этике;
  • осуществляет помощь структурным подразделениям Компании по вопросам, касающимся применения положений Кодекса деловой этики ПАО «НК «Роснефть», системы его исполнения в Компании;
  • участвует в разрешении этических конфликтов;
  • осуществляет контроль за выполнением требований Кодекса деловой этики.

Кроме того, в Компании проводится обучение сотрудников в области комплаенс, функционирует Горячая линия безопасности (ГЛБ). Информация о ГЛБ опубликована на корпоративном сайте, в корпоративной и региональной прессе.

Для обеспечения поддержки функционирования горячей линии в Компании действует Положение «Порядок проверки информации по горячей линии», определяющее механизм учета случаев коррупции.

Для обеспечения безопасности и конфиденциальность передачи информации в Центральном аппарате ПАО «НК «Роснефть» в Москве сформирован диспетчерский пункт.

Компания считает любые проявления корпоративного мошенничества и коррупции недопустимыми, вне зависимости от размера нанесенного ей ущерба.

В соответствии с принципами комплаенс проводится информационная кампания по предупреждению коррупции и формированию нетерпимого отношения к проявлениям мошенничества среди руководства и работников Компании. Сведения о принимаемых мерах по противодействию корпоративного мошенничества и предупреждению коррупции публикуется во внутренних информационных изданиях Компании.


2. Корпоративные мероприятия.

Корпоративные мероприятия ПАО «НК «Роснефть» включают в себя Зимнюю и Летнюю Спартакиады, Смотр-конкурс «Лучший по профессии», а также Фестиваль «Роснефть зажигает звезды».

Ежегодно, с учетом этапа формирования команд, в Спартакиадах принимают участие более 25 тыс. сотрудников из более 90 дочерних обществ. Соревнования проводятся в девяти регионах присутствия ПАО «НК «Роснефть» – от Туапсе до Хабаровска.

Смотр-конкурс «Лучший по профессии» также стал доброй традицией для сотрудников ПАО «НК «Роснефть». 2005 год дал старт проведению конкурса. На сегодняшний день в нем принимают участие более 1 тыс. сотрудников из более чем 100 дочерних обществ. Проводятся мероприятия на производственных объектах ПАО «НК «Роснефть».

В 2011 году в число корпоративных мероприятий Компании вошел Фестиваль «Роснефть зажигает звезды», объединяющий творческие коллективы из дочерних обществ Компании, участниками которых являются работники и члены их семей. Ежегодно в корпоративном Фестивале принимают участие более 6,5 тыс. человек из более 120 дочерних обществ Компании. Участники конкурса демонстрируют свои способности в вокале, хореографии, фотографии, инструментальном жанре и т.п. Победителям Фестиваля дается возможность выступить в Москве в Гала-концерте с участием звезд российской эстрады.

С 2015 года сотрудники ПАО «НК «Роснефть» участвуют в Национальном чемпионате профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech.

3. Внутренние коммуникации.

Внутренние коммуникации – неотъемлемая часть корпоративной культуры ПАО «НК «Роснефть», один из ключевых факторов достижения успеха. На сегодняшний день в Компании на первый план выходят задачи своевременного информирования персонала обо всех изменениях, событиях и проектах, происходящих в Компании, поддержки сотрудничества и обмена знаниями между структурными подразделениями.

Основными инструментами внутренних коммуникаций являются:

  • встречи с трудовыми коллективами;
  • корпоративная стартовая страница;
  • информационные стенды;
  • информационные рассылки;
  • внутренние социологические исследования;
  • сигналы обратной связи.

4. Социологические исследования.

Социологические исследования в ПАО «НК «Роснефть» проводятся в целях правильного определения направлений для дальнейшего развития корпоративной культуры и системы внутренних коммуникаций Компании. Они также позволяют провести анализ уровня удовлетворенности и информированности работников социальными и кадровыми программами, определить зоны существующих и потенциальных рисков, а также дать рекомендации по развитию социальной и кадровой политики Компании.


Проведенное исследование позволило определить ключевые элементы, образующие корпоративную культуру ПАО «НК «Роснефть», а также определить степень их формальной закрепленности на уровне внутренних положений, порядков, регламентов (таблица 4).

Таблица 4

Анализ корпоративной культуры ПАО «НК «Роснефть»

Основные группы

элементов

корпоративной

культуры

Элементы корпоративной культуры

Способ формального

закрепления

1. Главные ориентиры и ценности компании

миссия

Кодекс деловой и корпоративной этики, Устав ПАО «НК «Роснефть»

принципы

ценности

2. Деловая этика и комплаенс

Кодекс деловой и корпоративной этики и функционирующий на его основе Совет по деловой этике

Кодекс деловой и корпоративной этики,

горячая линия безопасности

Политика компании в области противодействия корпоративному мошенничеству и вовлечению в коррупционную деятельность

3. Внутренние коммуникации

информационные стенды, оповещающие об актуальной информации

Сайт Компании

регулярное корпоративное информирование (газета, сайт, научно-технический вестник)

встречи руководства с трудовыми коллективами по вопросам, которые связаны с деятельностью Компании

внутренние социологические исследования, которые направлены на выявление недовольств сотрудников

сигналы обратной связи

4. Толерантность, взаимное уважение и равные возможности

социально-психологический климат

Кодекс деловой и корпоративной этики

5. Мероприятия

праздники, конкурсы, фестивали

Сайт Компании

6. Культура внешней идентификации

фирменный стиль

Устав ПАО «НК «Роснефть»

товарный знак, логотип

слоган

Проводя исследование, мы исходили из того, что данная компания является публичной, а, следовательно, заинтересованной отрыто показать наиболее принципиальные положения своей внутренней организации, чтобы вызвать доверие заинтересованных сторон. В этой связи информационной базой исследования послужили документы, которые представлены в открытом доступе на официальном сайте ПАО «НК «Роснефть».


Анализ корпоративной культуры проводился, основываясь на структурной схеме корпоративной культуры, предложенной Т. Баландиной (параграф 1.3 курсовой работы).

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что корпоративная культура ПАО «НК «Роснефть» включает весь необходимый спектр элементов, обоснованный развитием теории корпоративной культуры.

Каждая группа элементов корпоративной культуры присутствует и состоит из ряда элементов, посредством которых осуществляется. Судя по выше сказанному, можно сделать вывод, что корпоративная культура является важной составляющей жизнедеятельности компании и на нее делается существенный акцент. Также об этом говорит и обновление в 2015 году Кодекса деловой и корпоративной этики.

2.3. Предложения по совершенствованию

Как было указано выше, корпоративная культура ПАО «НК «Роснефть» является важной составляющей жизнедеятельности Компании и на нее делается существенный акцент.

В то же время, поскольку корпоративная культура – это особая социально-коммуникационная подсистема компании, которая, по определению, должна поддерживать корпоративное развитие, то ее рассмотрение необходимо осуществлять с системных позиций.

Рассмотрение корпоративной культуры ПАО «НК «Роснефть» позволяет заключить, что компания не придерживается системных взглядов в вопросе организации корпоративной культуры, поскольку специализированный центр развития корпоративной культуры в компании отсутствует, отсутствует и механизм общей оценки эффективности воздействия корпоративной культуры на корпоративное развитие, механизм совершенствования корпоративной культуры в соответствие с меняющимися экономическими приоритетами и передовыми тенденциями научно-технического и технологического прогресса.

Из этого следует сделать вывод о том, что корпоративное развитие в компании (т.к. компания вполне очевидно развивается) реализуются при помощи других механизмов, включая опыт и интуицию руководства. Но при этом потенциал, которым обладает система корпоративной культуры, используется недостаточно, т.к. она сама «в застое».

Как верно отмечают исследователи, Развитие ПАО «НК «Роснефть», чтобы быть по-настоящему успешным, должно реализовываться в контексте перехода всего промышленного сектора России, Евразийского экономического пространства, мировой экономики (т.к. компания международная) на инновационную модель развития. Поскольку компания отечественная, это развитие должно согласовываться с соответствующими российскими управленческими документами общеэкономического и отраслевого характера[24]. Анализ управленческих документов и научных исследований показывает, что в настоящее время на государственном уровне и в науке сложилось понимание необходимости системной поддержки перехода компаний реального сектора на инновационную модель развития[25].


В данной ситуации эффективно организованная корпоративная культура, ориентированная на поддержку стратегии инновационного развития корпорации – это насущная необходимость. Анализ периодической литературы[26] позволил определить основные элементы стратегии ПАО «НК «Роснефть» и предложить направления поддержки ее со стороны корпоративной культуры (таблица 5).

Таблица 5

Поддержка программы инновационного развития ПАО «НК «Роснефть» со стороны корпоративной культуры

Элемент программы

Характеристика элемента программы

Группы мероприятия по поддержке со стороны корпоративной культуры

1. Целевые инновационные проекты

  • технологии повышения уровня использования попутного нефтяного газа;
  • создание энергоэффективных технологий;
  • оборудование и технологии для освоения шельфа

1. Разработка системы поддержки рационализаторских и новаторских предложений в области бизнес-процессов компании.

2. Программы модернизации

  • программа модернизации производства;
  • оптимизация бизнес-процессов и повышение уровня зрелости управления инвестиционными проектами.

1. Разработка системы мотивации рационализаторских и новаторских предложений.

3. Развитие организационного знания в области инновационной деятельности

  • создание Центров взаимодействия с ВУЗами, научными организациями;
  • взаимодействие с институтами РАН;
  • повышение квалификации кадров.

1. Проведение регулярных семинаров и тренингов, направленных на развитие навыков, требуемых для развития инновационной деятельности.

4. Инновации в бизнес-процессах

  • участие в деятельности технологических платформ;
  • разработка Корпоративных процедур и стандартов;
  • система мотивации инновационной деятельности.

1. Обновление бренда и внутренней идеологии для работы с сотрудниками Компании.

2. Формирование приверженности сотрудников к инновационному развитию.

Далее подобно описаны действия внутри каждой группы мероприятий в рамках новой группы элементов корпоративной культуры «Поддержка непрерывного инновационного развития»:

1. Разработка системы поддержки рационализаторских и новаторских предложений в области бизнес-процессов компании, разработка системы мотивации рационализаторских и новаторских предложений: