Файл: Корпоративная культура в организации (Теоретические основы развития корпоративной культуры предприятия).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы развития корпоративной культуры предприятия
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры
1.2. Виды корпоративной культуры
1.3. Структура и этапы формирования корпоративной культуры
Глава 2. Анализ корпоративной культуры ПАО «НК «Роснефть»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Оценка корпоративной культуры предприятия
В первом уровне представлены элементы культуры, имеющие внешнее представление. К ним относятся: фирменная одежда, фирменная символика предприятия, организационные церемонии, рабочая обстановка в целом.
Во втором уровне располагаются ценности и нормы, определяющие и регламентирующие поведение персонала. Эти ценности проявляются через миссию, фирменный слоган компании, корпоративные принципы, традиции и ритуалы, политику мотивации персонала и т.д.
Уровни корпоративной культуры обстоятельно раскрыты в известном труде Э. Шейна:
- поверхностный или символический уровень (включает в себя применяемую технологию, поведение, язык, лозунг, организацию времени; это все, что можно видеть, слышать и ощущать);
- подповерхностный уровень (ценности и убеждения, их восприятие зависит только от желания людей);
- глубинный уровень (отношение к природе, к работе, к жизни, к самому себе и к другим людям; выявление глубинного уровня корпоративной культуры зачастую требует применения социальных методик и усилий)[10].
Т. Баландина, рассматривая структуру корпоративной культуры организации, выделяет в ней такие блоки как: философия фирмы, ценностно-нормативная культура, социально-психологическая культура, культура внутренних коммуникаций, культура внешней идентификации, событийная культура. Такой подход определяет основу корпоративной культуры философию организации, выделяя такие элементы корпоративной культуры как миссия, ценности и принципы работы[11].
Формирование корпоративной культуры – это сложный и длинный процесс, который, как правило, включает в себя три этапа:
- определение основной миссии организации, базовых ценностей;
- формулирование правил и норм поведения работников организации;
- формирование различных традиций организации и разработка собственной символики.
Миссия организации выражается в предназначении организации в обществе. Она отражает смысл функционирования предприятия[12].
Формулирование стандартов поведения членов организации исходит из выработанных норм и ценностей, которые, в свою очередь определяются в Правилах внутреннего трудового распорядка. В данном документе определяются графики работы, нормы поведения на рабочих местах и иное[13].
Традиции организации – образцы порядка, отношений, поведения, деятельности, принадлежащие к наследию компании и охраняемые общественным мнением.
Ценности предприятия – совокупность свойств предметов, процессов или явлений, выступающих образцами и целевыми функциями для поведения сотрудников организации. Они признаются большинством сотрудников.
Корпоративная символика – важнейший элемент организационной культуры. Корпоративные знаки отличия привлекают внимание не только к продукции фирмы, но и ко всей ее деятельности, что позволяет сформировать позитивный образ у потенциальных клиентов, партнеров и сотрудников и, являясь внешним визуальным элементом корпоративной культуры, отображают идеологию, стандарты и ценности компании.
Таким образом, к основным элементам корпоративной культуры предприятия можно отнести: паттерны, артефакты, культура труда и культура управления. Вместе эти элементы образуют структуру корпоративной культуры организации. При этом структура корпоративной культуры организации обязательно включает в себя два организационных уровня. Для создания корпоративной культуры компании нужно пройти три основных этапа: определить миссии и базовые ценности компании, сформулировать стандарты поведения членов организации, сформировать традиций организации, а также разработать символику фирмы.
Глава 2. Анализ корпоративной культуры ПАО «НК «Роснефть»
2.1. Общая характеристика предприятия
Публичное акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть» создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1995 г. № 327 «О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний».
Почтовый адрес: Российская Федерация, 115035, г. Москва, Софийская набережная, 26/1.
Целью деятельности ПАО «НК «Роснефть», согласно ч. 3.1. Устава, является извлечение прибыли[14].
ПАО «НК «Роснефть» – лидер российской нефтяной отрасли и крупнейшая публичная нефтегазовая корпорация мира. Предметом деятельности ПАО «НК «Роснефть» являются поиск и разведка месторождений углеводородов, добыча газа, нефти, газового конденсата, реализация проектов по освоению морских месторождений, переработка добытого сырья, реализация газа, нефти и продуктов их переработки на территории России и за ее пределами[15].
Компания включена в перечень стратегических предприятий России. Ее основным акционером (50 % + 1 обыкновенная акция) является АО «РОСНЕФТЕГАЗ», на 100 % принадлежащее государству, 19,75% акций принадлежит компании BP, 19,5 % акций принадлежит компании QH Oil Investments LLC, 1 акция принадлежит государству в лице Федерального агентства по управлению госимуществом, оставшиеся акции находятся в свободном обращении[16].
Основные задачи ПАО «НК «Роснефть»: монетизация газовых запасов и конкурентный рост добычи, восполнение запасов на уровне не менее 100%, создание новых кластеров добычи на шельфе, эффективная добыча на зрелых месторождениях и ее рост за счет реализации новых проектов, развитие технологий и внедрение практик проектного управления мирового уровня, оптимальная конфигурация НПЗ, а также максимально прибыльная реализация продукции Компании.
Успешные итоги деятельности ПАО «НК «Роснефть» в 2018 году подтверждают эффективность используемой стратегии, значимость обозначенных приоритетов и позволяют прогнозировать дальнейшее устойчивое развитие Компании.
В состав нефтеперерабатывающего и нефтехимического блока Компании входят 18 НПЗ, расположенных в ключевых регионах Российской Федерации, а также в Белоруссии, Германии и Индии. Сеть сбыта Компании охватывает 59 регионов Российской Федерации. ПАО «НК «Роснефть» также владеет крупной сетью АЗС в Индии в качестве акционера Nayara Energy[17].
В соответствии с п. 8 Устава, органами управления Компании являются: Общее собрание акционеров, Совет директоров, Исполнительный директор, Правление[18].
Общее собрание акционеров – высший орган управления Компании. Действует на основании Устава и Положения об Общем собрании акционеров.
Совет директоров осуществляет стратегическое руководство деятельностью Компании от имени, а также в интересах всех ее акционеров.
Главный исполнительный директор осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа, действует на основании Устава, а также утверждаемого Общим собранием акционеров Положения о единоличном исполнительном органе (Директоре).
Правление Компании – коллегиальный исполнительный орган, действует на основании Устава, а также утверждаемого Общим собранием акционеров Положения о коллегиальном исполнительном органе (Правлении). Функции председателя Правления Общества осуществляет Главный исполнительный директор Общества.
Главным исполнительным директором, Председателем Правления, Заместителем Председателя Совета директоров ПАО «НК «Роснефть» является Игорь Сечин[19].
Председателем Совета директоров и независимым директором ПАО «НК «Роснефть» является Герхард Шредер[20].
В соответствии с положением о коллегиальном исполнительном органе (Правлении) Компании, утвержденным общим собранием акционеров Общества 15.06.2016 года, Правление Общества формируется Советом директоров. При этом членом Правления может быть назначено лицо, которое занимает руководящую должность Компании[21].
При формировании Правления обеспечивается принцип представителей в нем руководителей основных бизнес-направлений и производственного сервиса, а также основных поддерживающих функциональных блоков, в соответствии с организационной структурой, утверждаемой советом директоров Общества. Таким образом, в ПАО «НК «Роснефть» используется линейно-функциональная структура управления.
Что касается производственной структуры, Роснефть имеет группу предприятий, которые делятся по выполняемым ими функциям (разведкой, добычей, переработкой и сбытом) и имеют свои цели и задачи, что позволяет сосредоточить генеральный штаб на выполнении глобальных задач и функций.
Для обеспечения их эффективной и полноценной деятельности существуют вспомогательные сервисные предприятия, входящие в структуру ПАО «НК «Роснефть», такие как: ООО «РН-Бурение», ООО «РН-Сервис», ООО «РН-Энерго», ООО «РН-Охрана», ООО «РН-Информ», ООО «РН-Учет», ООО «РН-Строй» и ООО «РН-Пожарная безопасность». При такой структуре легче управлять как предприятиями, которые входят в ПАО «НК «Роснефть», так финансовыми потоками и издержками.
Финансовые и операционные показатели приведены в таблице 3.
Таблица 3
Финансовые и операционные показатели ПАО «НК «Роснефть»
Показатели |
За 12 мес., закончившихся |
Изменение, % |
|
31.12.2018 |
31.12.2017 |
||
Финансовые результаты, млрд руб. |
|||
Выручка от реализации и доход от ассоциированных и совместных предприятий |
8238 |
6011 |
37,0 |
Капитальные затраты |
936 |
922 |
1,5 |
Чистая прибыль, относящаяся к акционерам Роснефти |
549 |
222 |
100 |
EBITDA |
2081 |
1400 |
48,6 |
Свободный денежный поток (рублевый эквивалент) |
1133 |
245 |
100 |
Операционные результаты |
|||
Добыча нефти и ЖУВ (тыс. барр. в сут) |
4673 |
4577 |
2,1 |
Добыча углеводородов (тыс. барр. н.э. в сут) |
5795 |
5718 |
1,3 |
Добыча газа (тыс. барр. н.э. в сут) |
1122 |
1141 |
(1,7) |
Производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции вне РФ (млн тонн) |
11,93 |
12,18 |
(2,1) |
Производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции в РФ (млн тонн) |
99,73 |
96,90 |
2,9 |
В 2018 году в сравнении с базовым наблюдается рост выручки от реализации и дохода от ассоциированных и совместных предприятий на 37,0 %.
Что касается чистой прибыли, относящейся к акционерам Роснефти, в 2018 г. она составила 549 млрд руб., увеличившись на более чем 100 % по отношению к 2017 г., что значительно улучшило базу для выплаты дивидендов.
Объем капитальных вложений в 2018 г. составил 936 млрд руб., что на 1,5 % выше показателя 2017 г. Рост данного показателя, прежде всего, объясняется увеличением инвестиций в зрелые месторождения и новые добычные проекты для увеличения объемов производства в будущем.
В 2018 г. рост добычи ЖУВ и углеводородов на 2,1% и 1,3 % соответственно по сравнению с 2017 г. в результате достижения рекордных объемов производства на крупнейшем активе Компании РН-Юганскнефтегаз, запуска новых крупных месторождений и гибкого маневрирования разработкой действующих месторождений в условиях выполнения Компанией договоренностей по ограничению добычи в рамках Соглашения ОПЕК.
После характеристики ПАО «НК «Роснефть» проанализируем и оценим непосредственно корпоративную культуру Компании.
2.2. Оценка корпоративной культуры предприятия
Корпоративная культура является одной из основных составляющих в деятельности ПАО «НК «Роснефть», неотъемлемым компонентом эффективной стратегии развития Компании. Она основывается на главных ориентирах и ценностях, которыми руководствуется Компания при взаимодействии с работниками, клиентами и партнерами.
Среди главных инициатив в сфере корпоративной культуры ПАО «НК «Роснефть» можно выделить такие направления, как:
- деловая этика;
- корпоративные мероприятия;
- внутренние коммуникации;
- социологические исследования[22].
Рассмотрим их более детально.
1. Деловая этика.
Кодекс деловой этики ПАО «НК «Роснефть» впервые был введен в действие в 2008 году, а в 2015 году введена в действие новая его редакция. Новый Кодекс был разработан в соответствии с лучшими международными практиками в связи со значительным расширением географии присутствия и масштабов деятельности Компании, в том числе за пределами Российской Федерации.
Кодекс деловой и корпоративной этики ПАО «НК «Роснефть», являющийся фундаментом корпоративной культуры Компании – внутренний документ, обязательный для соблюдения каждым сотрудником ПАО «НК «Роснефть», как руководителями, так и подчиненными.